Альпийское МХ-5-путешествие. Часть вторая: Германия
Не стану скрывать, мне нравятся Германия и немцы. Правда, на сей раз я решил приберечь серпантины Южной Баварии на будущее, ограничившись осмотром пряничного городка Роттенбург-об-дер-Таубер, прохватом по давно знакомым автобанам А4, А6, А9, А72, А81 и двухдневным визитом к одному из старых друзей. В Германии у меня их больше, чем в любой из европейских стран, и всякий раз я возвращаюсь сюда с удовольствием. Потому что все четко, логично, правильно — от того и комфортно.
Мой маршрут через Саксонию, Баварию и Баден-Вюртемберг был неоригинален и на обратном пути отличался лишь тем, что Боденское озеро я обогнул с другой стороны и поднимался на север по автобану А7 вместо А81
Взять, к примеру, немецкий автобан. Это точно отлаженная система. Можно корить немцев за узкие полосы в зонах ремонта, за длинные очереди в левых рядах и за многое другое. Ровно до тех пор, пока ты не понимаешь, как эта система работает.
Автобан безлимитный, но обгон — в порядке общей очереди: уходить в правый ряд никто не торопится
Узкие полосы для того, чтобы не снижать пропускную способность. Потому что если оставить, по традиции русских дорожников, одну широкую полосу, при такой интенсивности движения обязательно будет пробка.
Стоячая пробка, как эта, на немецком автобане редкое явление. Обратите внимание, что немногие легковушки прижались влево, дабы, случись что, дать экстренным службам проехать между рядов. Но все оставляют большой зазор впереди для возможного маневра
«Паровозик» в левом ряду не потому, что все такие упертые бараны, а потому, что справа обгонять нельзя. Нельзя и точка, ибо это опаснейший из маневров. Моргать фарами и тем более гудеть тоже нельзя — за проявление агрессии на дороге в Германии полагается штраф. Поэтому все терпеливо ждут, когда один грузовик опередит другой, и затем обгоняют.
Одна широкая полоса — пробка, две узких — нормальное движение. Как говорится, почувствуйте разницу. И еще обратите внимание, что перед сужением немец «едет до препятствия», а не перестраивается заранее. Так записано у них в правилах
Если кому-то кажется, что немец недостаточно резво уходит вправо, то это не потому, что он такой тугодум, а потому, что он не желает пугать тех, кто справа. «У каждого на дороге есть личное пространство, и вторгаться туда нежелательно», — любят повторять немцы.
Сеть дорог — тоже система. Нечетные автобаны, с первого на западной оконечности по девятый на восточной, рассекают Германию по вертикали. Четные, со второго на севере по восьмой на юге, режут территорию по горизонтали. Если у автобана двузначный номер, значит, он «диагональный». Например, магистраль А61 соединяет А6 и А1, автобан А72 проложен между «семеркой» и «двойкой» — и так далее.
В Германии тиранить велосипедистов не принято, даже если они в отсутствие велодорожки здорово осложняют движение автомобилей. Но ехать в велопробег лучше все же в Голландию — вот там настоящий двухколесный рай
Немецкая система указателей лучшая в Европе. Заранее наметив, по каким автобанам и в каком направлении будете двигаться, можно пересечь всю Германию без помощи навигатора и ни разу не ошибиться. Только забывчивый или слепой может промахнуться мимо нужного съезда.
Самое важное, что следует знать про немецкие АЗС (та еще система!): на автобане топливо дороже. И кроме того, ценники меняют по четыре раза на дню. Утром и вечером горючее обойдется на два—три евроцента дороже, чем ночью и днем. Все для того, чтобы расчетливые немцы реже заправлялись в часы пик и чаще — когда дороги свободны.
Немцы обожают аутентичную раритетную технику, даже советскую. Обратите внимание на новые глушитель и шины — эта «копейка» не стоит, а регулярно ездит!
Если на заправке вы увидите бензин Е10 или дизель Е5 (с содержанием спирта 10% и 5% соответственно), не следует соблазняться их более низкой ценой. Немцы уже экспериментально установили, что выигрыш в два—три процента в деньгах будет перекрыт пятипроцентным ростом расхода топлива. При чуть худшей динамике разгона.
Роттенбург-об-дер-Таубер (фото сделано с ратуши, самой верхней точки города) — круглогодичная рождественская сказка на границе Баварии и Баден-Вюртемберга. Можно обойти многочисленные музеи, а можно и просто бродить по улочкам целый день: забрести на импровизированный концерт местного оркестра, выпить горячего шоколада и съесть кусочек сушеного яблока — абсолютно бесплатно, «на счастье»!
Кстати, большинству соотечественников на немецкой АЗС придется решить еще один вопрос сродни гамлетовскому: «Ту бир о нот ту бир?» — два пива или ни одного? Отличное пиво здесь подчас дешевле минералки! Формально в Германии дозволенное содержание алкоголя 0,5 промилле. Но здесь, как и в случае с отсутствием ограничений на некоторых участках автобанов, есть подвох. Выпил немного или превысил рекомендованные 130 км/ч — значит, взял всю ответственность на себя. Случись авария — даже по чужой вине! — и страховку вам точно не выплатят. А если еще экспертиза докажет, что, будучи трезвым, вы могли предотвратить беду, то повесят часть вины на вас. Имейте ввиду.
Восстановление городской стены Роттенбурга велось на средства спонсоров. Казалось бы, какое дело до маленького городка фирме Getrag или концерну Volkswagen? Но немецкая сентиментальность запросто соединилась с точным маркетинговым расчетом. Ведь миллионы туристов увидят, что Getrag проплатил четыре метра стены, а Volkswagen — целых двадцать!
Любопытно, что после удешевления топлива немцы стали ездить быстрее. Те, кто нудно пилит 130 км/ч, составлявшие пару лет назад подавляющее большинство, теперь в меньшинстве. Остальных возможные проблемы со страховкой и штрафы на участках с ограничением скорости не сильно беспокоят. Сдерживающий фактор лишь один: баллы, или по-немецки «пункты», начисляемые за превышение более чем на 20 км/ч. Восемь пунктов в ведомости Фленсбурга — лишение прав на полгода. Поэтому, как и десять лет назад, многие идут «+20 к знакам».
Цветы и палисадники — это не только и не столько любовь немцев к красоте, сколько требование закона: владелец обязан поддерживать подобающий внешний вид дома
На этом скоростном фоне забавно было наблюдать, как Tesla Model S плелась в правом ряду вместе с грузовиками. Мужику, видимо, надо было дотянуть до спасительной розетки. А буквально через 15 минут кто-то со спуска раскочегаривал прокатную трехцилиндровую Шкоду Citigo до 160 км/ч. Впору задуматься: так ли уж радужно немецкое электромобильное будущее?
Немцы — такие же заядлые дачники, как и русские, и точно так же готовы возиться с рассадой
Я ехал «как все», 145—150 км/ч, изредка позволяя Мазде раздухариться на безлимитных отрезках до 200 км/ч. Потому ни о какой кабриоезде с открытой крышей речи уже не шло. Во-первых, шумно. Во-вторых, неэкономично: опущенный верх на таких скоростях — это сразу плюс литр-полтора к расходу. Кстати, то ли немецкие литры больше, то ли бензин лучше, то ли в Польше, Белоруссии и России банально недоливают топливо, но расход остался на уровне тех же 8,5 л/100 км, хотя средняя скорость возросла на весомые 10 км/ч.
Указатели на площадку отдыха (Rastplatz) начинаются еще за 5 км до съезда — не промахнетесь. Не перепутайте только легковую часть парковки с грузовой: дальнобойщики справедливо полагают, что все смотрят на таблички и никакая «козявка» не займет большое парковочное место, рассчитанное под фуру
Не могу сказать, что какой-то автобан предпочтительнее другого. Если не ставить целью осмотр конкретных достопримечательностей в дороге или максимум отрезков без ограничения скорости, выбор лучше предоставить навигационной программе с мониторингом пробок. Собственно, так я и делал.
Это уже Швейцария, но про нее отдельный сказ
Красота окружающих пейзажей в Германии растет по мере продвижения с севера на юг. В Саксонии в районе Дрездена «подмосковные» леса привычно перемежаются полями. Перед Нюрнбергом начинаются живописные холмы Баварии, сменяющиеся затем горами. А коли вы, как я, уйдете западнее, в Баден-Вюртемберг, там будет ровно то же самое. Только настоящие горы начнутся уже у самой границы со Швейцарией. Но о ней я расскажу завтра.