Альпийское МХ-5-путешествие. Часть третья: Швейцария
Попадая в Швейцарию со стороны Германии, испытываешь шок. Буквально только что был отличный автобан, все бодро мчались навстречу горам, коровам и озерам, а тут — бац! Ахтунг: 130, 100, 80… Широченное трехполосное шоссе превращается в узенькую тропу. Все покорно притормаживают, даже не пытаясь превысить лимит хотя бы на один км/ч. Willkommen in Schweiz, добро пожаловать в Швейцарию, страну, где официально запрещен автоспорт! Исключение в прошлом году сделали только для электрических болидов Формулы-Е.
Магистральный маршрут по западу Швейцарии не сулит эстетического наслаждения. Полюбоваться по-настоящему роскошными видами на нем вы сможете только рядом с Женевским озером
Вместе с «обычными» Audi S и RS, BMW M и Мерседесами-AMG (в богатой Швейцарии их концентрация вдвое выше, чем в любой другой европейской стране) суперкары Ferrari и Lamborghini покорно плетутся по дорогам общего пользования, скрупулезно соблюдая все ограничения. И если кто-то позволяет себе отрываться, то наверняка это либо иностранец, либо эмигрант.
Хотя швейцарские горные дороги как будто специально созданы для наслаждения! Ходовые, достаточно ровные и широкие. Но про серпантины, изюминку этой страны, я расскажу чуть позже.
Монтре притягивает поклонников группы Queen статуей Фредди Меркьюри, а миллионеров — пафосом и ценниками, отпугивающими простых обывателей
Швейцария — страна мультикультурная, думающая и официально говорящая сразу на трех языках: немецком, итальянском и французском. Но это совсем не комплимент. Вместо того чтобы взять от немцев точность и педантичность, гурманство и утонченность у французов, эмоциональность и любовь к красоте у итальянцев, швейцарцы позаимствовали у каждой из этих трех наций отнюдь не лучшие качества.
Помимо денег и природы, швейцарцы обожают предметы старины. К примеру, этот Chrysler New Yorker 60-го года хозяина отеля, где я останавливался, далеко не самый ценный экземпляр местной автомобильной кунсткамеры
Например, они вообще не заморачиваются с эстетикой. По пути к Женевскому озеру мимо Цюриха и Берна вас ожидает достаточно унылое зрелище в виде швейцарских магистралей. На равнинах в глаза постоянно лезут линии электропередач и построенные безо всякого намека на дизайнерскую проработку торговые центры, склады и промышленные объекты. А в горах тоннели сменяются короткими эстакадами — красот практически не видно.
Встреча с буренками на швейцарском серпантине такая же неизбежность, как туман в Англии или ямы на дороге под Костромой
За это неудовольствие к тому же придется заплатить: автобанная виньета на год (иного срока действия не предусмотрено) на немецкой заправке обойдется в 38,5 евро, а после пересечения границы — в 40 франков. Швейцария вообще страна недешевая. Евроцены здесь только на бензин: 1,3—1,4 евро на обычной АЗС и 1,15—1,25 на автоматической в пересчете с франков. Номер в трехзвездочной гостинице на окраине города, что в Германии или Франции обошелся бы в 70—80 евро, а в Италии не больше ста, в Швейцарии будет стоить около 150 евро. При несопоставимом качестве: три швейцарские звезды — это две немецких. Счет в ресторане в сравнении с французским можете смело умножать на два…
Зато можно в любой момент почувствовать себя миллионером: прогуливаясь по набережной, купить шарик мороженого за 250 рублей — ну чем не роскошь? И уже начинает казаться, что, к примеру, Монтре — это почти Монако. Вход в мир больших денег он вот, прямо здесь… Придуманное Пелевиным пространство Фридмана явно находится где-то в Швейцарии.
Мотоциклисты — это такой же непременный атрибут высокогорного перевала, как туман или снег на обочинах
Любовь швейцарцев к деньгам особенно ярко проявляется в мелочах. Списать за сутки до заезда деньги за номер в гостинице, хотя бронированием предусмотрена оплата по факту, — почему нет? Так у клиента меньше шансов передумать. Нет франков? Не проблема, мы возьмем евро. Только по курсу один к одному, отличающемуся от официального более чем на 5%. Сдача — только франками. И так во всем.
В Швейцарии кухни нет, примите это как данность. Здесь недействительны звезды TripAdvisor. Можно запросто прийти в семейный итальянский ресторан с оценкой в четыре с половиной звезды, где персонал говорит исключительно по-французски. Вам принесут переваренные спагетти, за которые итальянец выгонит жену из дома. И подадут пиццу, лишь отдаленно по вкусу напоминающую классическую quattro formaggi (четыре сыра). Тем приятнее затем будет сюрприз где-нибудь в глубинке, когда вам внезапно предложат неплохую карбонару или отбивную (разумеется, вдвое дороже, чем в Италии или Германии).
• Донов Педро в Бразилии, вероятно, меньше, чем водопадов в Лепонтийских Альпах. Ледники этого района Швейцарии питают талыми водами десятки рек!
• Хотите свежайшего молока или сыра — вам туда
Но забудьте про кухню, забудьте про цены. Швейцария — это прежде всего горы, горы и еще раз горы. И туризм здесь весьма специфический по нашим меркам. Люди просто надевают высокие ботинки, берут в руки палки, взваливают рюкзаки на плечи и идут. На озеро, к вершине, на водопад или просто в лес. Созерцать. На целый день!
Помните, кстати, Конан Дойля? Я не отказал себе в соблазне побродить у знаменитого Райхенбахского водопада, который великий писатель назначил местом дуэли Шерлока Холмса и доктора Мориарти. Хотя больше чем на три часа созерцания меня не хватило. Манили серпантины!
Самый богатый на асфальтовые извивы и самый живописный район Швейцарии — это Лепонтийские Альпы. Южнее Италия, которую, кстати, удобно использовать в качестве основной базы (там вкуснее, уютнее, душевнее и к тому же гораздо дешевле). Граница хоть и есть, но чисто формальная, и пробок на ней почти не бывает.
Ну а теперь о каждом из перевалов подробнее. Я, естественно, не смог объехать их все. И, кроме того, о Большом Сен-Бернаре и Стельвио речь пойдет, когда мое повествование доберется до Италии.
Если для вас воспроизведение распололоженных ниже видеороликов слишком быстрое, кликните на пиктограмму «шестеренка» в панели управления плеером YouTube (внизу справа) для настройки скорости воспроизведения
Сен-Готард
Самый короткий и с точки зрения водителя самый малопримечательный внутришвейцарский перевал. Узкий и медленный — никакого кайфа. Зато любителям истории и вооруженных сил здесь раздолье. Легендарные суворовские места! Здесь вам и национальный музей San Gottardo с фортификациями, построенными швейцарцами в годы Второй мировой войны, и крепость Airolo. Меня тема милитари не привлекает, и возвращаться на Сен-Готард я бы не стал.
Оберальп
Перевал Оберальп, соединяющий города Туеч и Андермат, — это не только туристическая достопримечательность, но еще и обычная дорога, трасса №19. Медленные «тещины языки» здесь соседствуют с ходовыми дугами и длинными прямиками. А особый шарм Оберальпу придает соседство с узкоколейной железнодорожной магистралью. При желании вы можете посоревноваться с машинистом знаменитого Ледникового экспресса! Лучше делать это рано утром, в противном случае вам, скорее всего, помешает какой-нибудь медленный грузовик, а то и несколько: дублера у трассы №19 нет, и весь транспортный поток идет здесь.
Зустен
Перевал Зустен, ведущий от селения Вассен к Майрингену и Райхенбахскому водопаду, во многом похож на Оберальп. Это также безальтернативная для местных дорога общего пользования (трасса №11). Очередь за экскурсионным автобусом или медленным грузовиком, коль не повезло, можно переждать на многочисленных площадках, набрав заодно воды из одного из множества ручьев и мини-водопадов. Разница в том, что здесь не погоняешь наперегонки с узкоколейкой: легендарные красные швейцарские поезда вдоль этого перевала не ходят.
Гримзель
Дорога горных плотин, как я ее обозначил про себя. Названа в честь одноименного высокогорного озера. В начале, от Иннерткирхена, достаточно быстрая и закручивающаяся по мере приближения к вершине. Тем не менее мест для обгона предостаточно, и ширина полотна позволяет безопасно обходить даже автобусы.
Фурка
Этот перевал знаменит прежде всего тем, что здесь снимали третий фильм о Джеймсе Бонде — «Голдфингер». Дорожка что надо и подходит Мазде не хуже, чем бондовскому Астону. Но на более габаритных экземплярах, к примеру, широченном Lamborghini Aventador или Тесле, здесь будет неуютно. Кстати, удивительное дело: на швейцарских серпантинах не только Теслы, но и любые другие электромобили отсутствуют как класс. Возможно, просто потому, что на стоянках у вершин пока нет розеток.
Сан-Бернардино
Забегая вперед, скажу, что лучшего перевала, чем швейцарский Сан-Бернардино, я пока не встречал: особенно хорош отрезок от одноименного городка до деревеньки Соаца. Даже Гроссглокнер не конкурент, ибо там толпы туристов, а здесь — никого. Потому что параллельно проложено скоростное шоссе №13, и весь трафик идет по нему.
Завтра перебираемся во Францию!