Альпийское МХ-5-путешествие. Часть шестая, заключительная: Австрия
Про Австрию вам нужно знать прежде всего то, что это курорт номер один для немцев. Со всем вытекающим орднунгом, то бишь порядком. Причем сами немцы говорят, что их педантичность и аккуратизм не идут ни в какое сравнение с австрийскими. Истинная правда!
Газончики — травинка к травинке. Цветники — лепесток к лепесточку. Иногда даже странно, что пешеходы по тротуару идут не в ногу. В столичной Вене, где я частенько бываю во время презентаций, конечно, не все так. Но как Москва — это не совсем Россия, так и Вена — не совсем Австрия.
Хотите попробовать настоящий шницель или штрудель? Езжайте в горы! Хотите познать, что такое истинный яблочный сидр или знаменитый айсвайн? Езжайте в горы! Потому что настоящая Австрия, по крайней мере с точки зрения иностранца, там и только там.
От итальянского Стельвио можно было проехать напрямую к Мюнхену, но я столько слышал и читал про Сильвретту, что не мог не сделать крюк
Цены на все, что нужно путешественнику, сопоставимы с немецкими. Разве что бензин в Австрии существенно, на 15—20%, дешевле, чем в Германии.
Добираться в горные районы лучше не по региональным дорогам, а по автобанам. Потраченные деньги быстро отобьются экономией времени и топлива. Ибо после французских, итальянских и швейцарских поборов австрийские 8,8 евро за десятидневную автобанную виньету покажутся чуть ли не рождественским подарком.
Большинство австрийцев ездит по-швейцарски, точно в соответствии со знаками. Но лихачей здесь тоже хватает, причем они отрываются на полную, по-итальянски. Почему тевтонский орднунг дает слабину, когда речь заходит о соблюдении скоростного режима? Все просто. Десятки австрийских интернет-форумов посвящены информированию о том, где установлены реальные камеры фотофиксации, а где — их муляжи. Но вместо того чтобы прикрыть киберблагодетелей, полицейские под видом простых пользователей публикуют дезинформацию.
Аккуратность и порядок в Австрии возведены в абсолют. Даже старенькие домики здесь не выглядят как развалюхи
Словом, это такая австрийская игра. И если вы не знакомы с ее правилами и не знаете всех тонкостей, лучше не садитесь на хвост быстрым австриякам, а скрупулезно соблюдайте требования знаков. Потому что единственный штраф за всю мою историю выездов в Европу я привез семь лет назад именно из Австрии. За превышение скорости на 6 км/ч пришлось заплатить 30 евро.
Серпантинов в Австрии великое множество. И те из них, что представляют эстетическую или драйверскую ценность, по большей части являются платными. Но когда шесть лет назад я сперва проехал по одурманивающе широкому и скоростному Гроссглокнеру, а затем по винтовой лестнице в небо Тиммельсйоха, я ни разу не пожалел о потраченных деньгах. А сейчас, по правде сказать, я так и не понял, за что энергетическая компания Illwerke AG, владеющая дорогой на перевале Сильвретта, взяла с меня 15 евро.
За ворох красивых буклетов? За стройку, через которую пришлось проползти, и разъезд с грузовиками Illwerke AG? Или я просто к тому моменту был развращен монументальным Стельвио и быстрым Сан-Бернардино и не смог оценить скромной прелести Сильвретты? Полагаю, истина где-то посередине.
А после… После Сильвретты в городке Партенен был шикарный обед в компании усталых, но довольных австрийских велосипедистов, которых язык не повернется назвать стариками (дядькам крепко за 60, а педали крутят как 30-летние), и разворот на обратный курс. К тому же поджимали сроки 14-дневной страховки — узнать, каков реальный штраф за просроченную гринкарту, в мои планы не входило. Домой!
На моем маршруте после границы с Польшей в Австрии был самый дешевый бензин. А вот дизель — нет
Выехав с утра от границы Италии и Австрии, ужинал я уже в немецком Нюрнберге. На следующий день был на белорусской границе. А отоспавшись после длинного перегона до Москвы (почему-то дорога на родину неизменно дается тяжелее, чем 1100-километровый марш-бросок в противоположном направлении), загнал МХ-5 на подъемник, учинив досмотр с пристрастием, и засел за подведение итогов.
За 15 дней Маздой было пройдено без малого 7500 км и сожжено 625 литров бензина. Средний расход составил 8,35 л/100 км, что, согласитесь, неплохо. И это, к слову, с горящей лампой check engine. Диагностика выявила ошибку по датчику кислорода, но мастер посоветовал не торопиться с заменой: после сброса ошибки я уже проехал 200 километров, а желтая контролька снова так и не зажглась.
Еще 15 минут назад ресторан был полон, а сейчас ни души. Как так? В Австрии, как и во многих странах Западной Европы, соблюдают «детсадовский режим»: обед с 12:00 до 14:00, ужин с 19:00 до 21:00. Соответственно, кухня работает так же, и это надо учитывать, когда планируете маршрут
Расход масла на автобанах был нулевой. А вот на серпантинах оно потихоньку убывало. То, что у маздовского двигателя LF при высоких оборотах и нагрузке появляется масляный аппетит, я заметил еще два года назад на гонках: к примеру, на Нижегородском кольце за 500 километров он выпивал примерно литр. А сейчас в горах расход оказался вчетверо меньше: тот же литр угорел примерно за 2000 высокогорных километров. Что логично: я приблизительно во столько же раз реже, чем на соревнованиях, нажимал газ в пол и выкручивал двигатель до отсечки. А главное, масляный аппетит тотчас исчез при возврате к спокойной «равнинной» езде, так что за мотор моей машины можете не переживать.
Я, к примеру, больше боялся за тормоза, зная по гоночному опыту об их слабости. В конце спусков с вершин фрикционный материал слегка подванивал жареным. Но все обошлось: неновые колодки износились лишь наполовину, диски не покоробились.
Коллекция автобанных виньет на стекле в этот раз была скромна. Обратите внимание, что швейцарский талончик (сверху) выдан на год, а срок действия десятидневного австрийского (снизу) пробивается компостером при продаже. Во время приклеивания, к слову, следует соблюдать особую осторожность, потому что виньета со следами переклейки считается недействительной
Детальный осмотр выявил, что стала слегка «подсекать» выпускная система. Благо небольшой прогар случился у копеечной прокладки на стыке глушителя и средней трубы. А еще «вспотел» задний левый амортизатор. Так что на всякий случай я приобрел за 3000 рублей малопоношенный комплект. И еще столько же заплатил за масло, фильтр и прокладку (все заменил самостоятельно). Итого собственно на машину потрачено 6000 рублей, или 83 евро (для удобства подсчетов я сводил все траты к евровалюте). Неплохо для десятилетнего автомобиля, который специально не готовили к выезду. Верно?
За 2000 горных километров передние колеса я изрядно зачернил пылью от тормозных колодок — износ фрикционного материала 50%. Перед серпантинами обязательно проверяйте состояние тормозов!
На остальное ушло гораздо больше. Гостиницы (я не люблю хостелы) обошлись в 1450 евро. Еда — 1040 евро. Бензин — 650 евро. Платные дороги — 105. Экскурсии и сувениры (куда же без них) — 120 евро. Итого немногим меньше трех с половиной тысяч.
Дорого? Очень! Но в этой жизни надо непременно «поднимать себя за волосы». Как говаривал незабвенный барон Мюнхгаузен, «думающий человек время от времени просто обязан это делать». Чтобы не застрять в болоте жизненной рутины и собственных предрассудков.
И для этого, на мой взгляд, вовсе не обязательно ехать в Швейцарию, потому что там лучшие серпантины: Сан-Бернардино, Гримзель и часть Большого Сен-Бернара. Чтобы понять, насколько прекрасны европейские горы, вам хватит любого альпийского уголка.
Я непременно сюда вернусь. Может, не через год, а через три или пять, но вернусь. Ведь я еще многого здесь не видел!