Альпийское МХ-5-путешествие. Часть шестая, заключительная: Австрия

Фото: Юрий Ветров

Про Австрию вам нужно знать прежде всего то, что это курорт номер один для немцев. Со всем вытекающим орднунгом, то бишь порядком. Причем сами немцы говорят, что их педантичность и аккуратизм не идут ни в какое сравнение с австрийскими. Истинная правда!

Газончики — травинка к травинке. Цветники — лепесток к лепесточку. Иногда даже странно, что пешеходы по тротуару идут не в ногу. В столичной Вене, где я частенько бываю во время презентаций, конечно, не все так. Но как Москва — это не совсем Россия, так и Вена — не совсем Австрия.

Хотите попробовать настоящий шницель или штрудель? Езжайте в горы! Хотите познать, что такое истинный яблочный сидр или знаменитый айсвайн? Езжайте в горы! Потому что настоящая Австрия, по крайней мере с точки зрения иностранца, там и только там.

От итальянского Стельвио можно было проехать напрямую к Мюнхену, но я столько слышал и читал про Сильвретту, что не мог не сделать крюк

Цены на все, что нужно путешественнику, сопоставимы с немецкими. Разве что бензин в Австрии существенно, на 15—20%, дешевле, чем в Германии.

Добираться в горные районы лучше не по региональным дорогам, а по автобанам. Потраченные деньги быстро отобьются экономией времени и топлива. Ибо после французских, итальянских и швейцарских поборов австрийские 8,8 евро за десятидневную автобанную виньету покажутся чуть ли не рождественским подарком.

Большинство австрийцев ездит по-швейцарски, точно в соответствии со знаками. Но лихачей здесь тоже хватает, причем они отрываются на полную, по-итальянски. Почему тевтонский орднунг дает слабину, когда речь заходит о соблюдении скоростного режима? Все просто. Десятки австрийских интернет-форумов посвящены информированию о том, где установлены реальные камеры фотофиксации, а где — их муляжи. Но вместо того чтобы прикрыть киберблагодетелей, полицейские под видом простых пользователей публикуют дезинформацию.

Аккуратность и порядок в Австрии возведены в абсолют. Даже старенькие домики здесь не выглядят как развалюхи

Словом, это такая австрийская игра. И если вы не знакомы с ее правилами и не знаете всех тонкостей, лучше не садитесь на хвост быстрым австриякам, а скрупулезно соблюдайте требования знаков. Потому что единственный штраф за всю мою историю выездов в Европу я привез семь лет назад именно из Австрии. За превышение скорости на 6 км/ч пришлось заплатить 30 евро.

Серпантинов в Австрии великое множество. И те из них, что представляют эстетическую или драйверскую ценность, по большей части являются платными. Но когда шесть лет назад я сперва проехал по одурманивающе широкому и скоростному Гроссглокнеру, а затем по винтовой лестнице в небо Тиммельсйоха, я ни разу не пожалел о потраченных деньгах. А сейчас, по правде сказать, я так и не понял, за что энергетическая компания Illwerke AG, владеющая дорогой на перевале Сильвретта, взяла с меня 15 евро.

За ворох красивых буклетов? За стройку, через которую пришлось проползти, и разъезд с грузовиками Illwerke AG? Или я просто к тому моменту был развращен монументальным Стельвио и быстрым Сан-Бернардино и не смог оценить скромной прелести Сильвретты? Полагаю, истина где-то посередине.

А после… После Сильвретты в городке Партенен был шикарный обед в компании усталых, но довольных австрийских велосипедистов, которых язык не повернется назвать стариками (дядькам крепко за 60, а педали крутят как 30-летние), и разворот на обратный курс. К тому же поджимали сроки 14-дневной страховки — узнать, каков реальный штраф за просроченную гринкарту, в мои планы не входило. Домой!

На моем маршруте после границы с Польшей в Австрии был самый дешевый бензин. А вот дизель — нет

Выехав с утра от границы Италии и Австрии, ужинал я уже в немецком Нюрнберге. На следующий день был на белорусской границе. А отоспавшись после длинного перегона до Москвы (почему-то дорога на родину неизменно дается тяжелее, чем 1100-километровый марш-бросок в противоположном направлении), загнал МХ-5 на подъемник, учинив досмотр с пристрастием, и засел за подведение итогов.

За 15 дней Маздой было пройдено без малого 7500 км и сожжено 625 литров бензина. Средний расход составил 8,35 л/100 км, что, согласитесь, неплохо. И это, к слову, с горящей лампой check engine. Диагностика выявила ошибку по датчику кислорода, но мастер посоветовал не торопиться с заменой: после сброса ошибки я уже проехал 200 километров, а желтая контролька снова так и не зажглась.

Еще 15 минут назад ресторан был полон, а сейчас ни души. Как так? В Австрии, как и во многих странах Западной Европы, соблюдают «детсадовский режим»: обед с 12:00 до 14:00, ужин с 19:00 до 21:00. Соответственно, кухня работает так же, и это надо учитывать, когда планируете маршрут

Расход масла на автобанах был нулевой. А вот на серпантинах оно потихоньку убывало. То, что у маздовского двигателя LF при высоких оборотах и нагрузке появляется масляный аппетит, я заметил еще два года назад на гонках: к примеру, на Нижегородском кольце за 500 километров он выпивал примерно литр. А сейчас в горах расход оказался вчетверо меньше: тот же литр угорел примерно за 2000 высокогорных километров. Что логично: я приблизительно во столько же раз реже, чем на соревнованиях, нажимал газ в пол и выкручивал двигатель до отсечки. А главное, масляный аппетит тотчас исчез при возврате к спокойной «равнинной» езде, так что за мотор моей машины можете не переживать.

Я, к примеру, больше боялся за тормоза, зная по гоночному опыту об их слабости. В конце спусков с вершин фрикционный материал слегка подванивал жареным. Но все обошлось: неновые колодки износились лишь наполовину, диски не покоробились.

Коллекция автобанных виньет на стекле в этот раз была скромна. Обратите внимание, что швейцарский талончик (сверху) выдан на год, а срок действия десятидневного австрийского (снизу) пробивается компостером при продаже. Во время приклеивания, к слову, следует соблюдать особую осторожность, потому что виньета со следами переклейки считается недействительной

Детальный осмотр выявил, что стала слегка «подсекать» выпускная система. Благо небольшой прогар случился у копеечной прокладки на стыке глушителя и средней трубы. А еще «вспотел» задний левый амортизатор. Так что на всякий случай я приобрел за 3000 рублей малопоношенный комплект. И еще столько же заплатил за масло, фильтр и прокладку (все заменил самостоятельно). Итого собственно на машину потрачено 6000 рублей, или 83 евро (для удобства подсчетов я сводил все траты к евровалюте). Неплохо для десятилетнего автомобиля, который специально не готовили к выезду. Верно?

За 2000 горных километров передние колеса я изрядно зачернил пылью от тормозных колодок — износ фрикционного материала 50%. Перед серпантинами обязательно проверяйте состояние тормозов!

На остальное ушло гораздо больше. Гостиницы (я не люблю хостелы) обошлись в 1450 евро. Еда — 1040 евро. Бензин — 650 евро. Платные дороги — 105. Экскурсии и сувениры (куда же без них) — 120 евро. Итого немногим меньше трех с половиной тысяч.

Дорого? Очень! Но в этой жизни надо непременно «поднимать себя за волосы». Как говаривал незабвенный барон Мюнхгаузен, «думающий человек время от времени просто обязан это делать». Чтобы не застрять в болоте жизненной рутины и собственных предрассудков.

На первом слайде передняя шина, стертая за время путешествия на 0,5 мм, а на втором — задняя, утратившая 1,5 мм протектора. Самое время заняться перестановкой колес, чтобы на свалку они отправились одновременно
На первом слайде передняя шина, стертая за время путешествия на 0,5 мм, а на втором — задняя, утратившая 1,5 мм протектора. Самое время заняться перестановкой колес, чтобы на свалку они отправились одновременно
0 / 0

И для этого, на мой взгляд, вовсе не обязательно ехать в Швейцарию, потому что там лучшие серпантины: Сан-Бернардино, Гримзель и часть Большого Сен-Бернара. Чтобы понять, насколько прекрасны европейские горы, вам хватит любого альпийского уголка.

Я непременно сюда вернусь. Может, не через год, а через три или пять, но вернусь. Ведь я еще многого здесь не видел!

Предыдущая часть путешествия: Италия >>

Рекомендованные статьи