Поездка к останкам разбившегося крейсера на китайских автомобилях

Поездка к останкам разбившегося крейсера на китайских автомобилях
Выезд | АР №21 2011
Фото: Scanpix/Fotodom | Алексей Барашков | Денис Смольянов | компания Ирито | Константин Сорокин

Жители рыбацкого поселка Сорвер, расположенного на северной оконечности норвежского острова Соройя, 25 декабря 1994 года обнаружили необычный рождественский подарок: штормовое море выбросило на прибрежные скалы российский крейсер Мурманск. Со звездами на бортах, с броней иполным комплектом вооружения. Шестнадцать лет корабль мозолил глаза экологам, злил рыбаков иманил любителей экзотических достопримечательностей. Мы тоже клюнули. Но от города Мурманска к одноименному крейсеру добирались не морем, а посуху - на китайских автомобилях Great Wall.

План такой. Стартовав из Мурманска, мы въедем в погранзону, затем уйдем правее - и по каменистым грунтовкам поднимемся до мыса Немецкий, крайней северной точки полуострова Рыбачий. Переночуем в палатках, попробуем разглядеть в море подводные лодки, в небе - северное сияние, затем вернемся на асфальт, пересечем норвежскую границу, посетим Киркенес, доедем до мыса Нордкап, попетляем по фьордам, заедем в город-порт Тромсё - и если все сложится с паромными переправами, то на четвертый день пути караван окажется на берегу острова Соройя, на скалах которого нашел свое пристанище тот самый Мурманск.

Раньше этот корабль служил на Северном флоте и не раз отмечался в крупных войсковых учениях. Бывал у берегов Египта, спасал экипаж атомной подлодки К-8 в Бискайском заливе, принимал на борту советских главкомов и высоких зарубежных гостей, но в 1989 году был поставлен на прикол, законсервирован, а потом продан частной индийской фирме на металлолом. В ту злополучную рождественскую ночь Мурманск как раз и тащили к новому хозяину. Но в штормовом море корабль оборвал концы - и, словно кит-самоубийца, выбросился на скалы.

Боевого «металлолома» тогда никто не хватился. Министерство обороны России на тот момент уже не являлось владельцем Мурманска, к индийцам право собственности на корабль должно было перейти только в порту назначения, а фирма, отвечавшая за доставку крейсера, тихо исчезла. По-нашему.

На пути к месту гибели российского корабля у нас будет немало и других морских достопримечательностей. В Видяево и Гаджиево, где базируется наш подводный атомный флот, понятное дело, не пустят, но шансом осмотреть бывший укрепрайон в ущелье Муста-Тунтури воспользуемся обязательно. Далее - мыс Нордкап, крайняя северная точка Европы, и норвежский Альта-фьорд, в котором во время войны базировался немецкий линкор Тирпиц, это тоже интересно.

Крейсер Мурманск
Тактико-технические характеристики
Проект 68-бис
Полное водоизмещение, т 16640
Размеры, м: длина 210
ширина 22
высота 6,9
осадка 7,26
Силовая установка двухвальный турбоагрегат ТВ-7
Мощность, л.с. 110000
Скорость, уз. 32,5
Экипаж, чел. 1270
Автономность плавания, миль 9000
Вооружение орудия калибра 100 мм и 152 мм, артустановки калибра 37 мм, торпеды, мины

Осенняя природа Кольского полуострова оглушает красками. При рассеянном свете создается ощущение, что рассматриваешь картинку на идеально откалиброванном мониторе. Отвлекаешься, переводишь взгляд на машину - и чувствуешь ноющую зубную боль: силуэт обновленного китайского внедорожника Great Wall Hover, знакомый еще со времен редакционной поездки на Арал (АР №17, 2009), почти не изменился: в нем по-прежнему безошибочно угадывается прообраз - Isuzu Axiom. Увы, немного перемен и внутри. Голова водителя так же упирается в потолок, а руки и ноги чувствуют вибрации едва ли не на всех органах управления. Но отделочный пластик стал выглядеть лучше, обивка сидений тоже.

Дороги Кольского полуострова — это бесконечный калейдо­скоп плотного грун­та, каменистых участков, бродов и отличный полигон для проверки энергоемкости подвески. Фатальных пробоев на наших машинах не было

Двери? Бах! Еще раз - бах! - закрываются плотно, но часто лишь со второго раза. Настораживают и неравномерные зазоры. Кстати, назвав Hover внедорожником, я не покривил душой: понижающая передача и неплохая внедорожная «геометрия» дают мне такое право. По крайней мере во время стокилометрового марш-броска до мыса Немецкий на северной оконечности Кольского полуострова «китаец» не споткнулся ни разу. Бензиновый двигатель объемом 2,4 ­лит­ра (этот же мотор стоял и на Ховерах прошлого поколения) отличается хорошей тягой в зоне низких оборотов: на «верхнем» ряду трансмиссии бензиновый Hover так уверенно ползет по разбитой грунтовке, что о наличии демультипликатора вспоминаешь, лишь когда становится совсем уж непролазно.


А вот Hover с дизелем - это уже эволюционный шаг! Такая машина (от бензиновой внешне она не отличается), которую у нас только-только начали продавать, оснащается двухлитровым турбодизелем common rail (представители компании Great Wall называют его собственной разработкой), пятиступенчатой автоматической трансмиссией (производства Hyundai) и «облегченной» системой полного привода torque-on-demand, разработанной американской компанией Borg Warner. В зависимости от включенного режима, такой Hover может быть или заднеприводным, или полноприводным «по требованию»: в этом случае распределение крутящего момента между осями обеспечивают электронный блок управления (CAN-технологии!) и межколесная муфта. Понижающей передачи у дизельного Ховера с «автоматом» нет, но, проехав не самый простой каменистый участок, я не почувствовал дефицита тяги - спасибо мускулистому мотору и гидротрансформатору.
Были в караване и обновленные пикапы Great Wall Wingle, которые тоже грех записывать в паркетники. Эта машина сильно напоминает Nissan NP 300, но уцененный: цены на китайский пикап начинаются с 545 тысяч рублей. Жаль, что у нас такие машины продают только с бензиновыми моторами (2,2 л, 106л.с.), хотя с обязанностями утилитарного­ грузовичка на бездорожье машина справляется.

Пейзаж приграничного района испорчен дымящими трубами городка Никель и воинскими частями, которых здесь - как в прифронтовой полосе. Норвежскую границу в пропускном пункте Борисоглебск мы перешли за полчаса (здесь уже действует упрощенный порядок проезда) - и порадовались переменам: идеальные дороги и полное отсутствие техногенной отравы. А главное - опять красота. Обновляются и ездовые впечатления: на скоростном шоссе с перепадами высот бензиновый Hover нравится мне все меньше и меньше. Из-за хилой тяги в зоне средних оборотов и растянутой трансмиссии он едет по асфальту словно с затянутым ручником, отбивая желание обгонять попутный транспорт. Переключаешься на низшую передачу перед подъемом - и получаешь не столько дополнительные ньютон-метры, сколько децибелы: мотор шумит, но не тянет.

Автоматическая трансмиссия Ховера радует плавными переключениями, но расстраивает задумчивостью на переходных режимах — программа управления коробкой нуждается в доработке

За рулем дизельной машины я чувствовал себя гораздо увереннее. Во-первых, более отзывчивый мотор: с 2000 об/мин до 3000 об/мин он «везет» сносно. А во-вторых, «автомат» радует мягкими переключениями. Но стоит резко бросить акселератор и через секунду вновь наступить на педаль, как машина пускается в раздумья: включить низшую передачу или продолжать разгоняться на этой? Задержки на переходных режимах так высоки, будто сигналы от датчиков в блок управления коробкой передает не цифровая шина, а телефонный модем. Но если поставить рядом бензиновую машину, то я не задумываясь заберусь в Hover на солярке.

Кроме Китая и России пикапы Great Wall Wingle официально продаются в Италии, Аргентине, Чили, Австралии и ЮАР

В рассказе о пикапе оговорок уже меньше: бензиновый Great Wall Wingle хоть и не проявил себя выдающимся дальнобойщиком, но с задачей справлялся. Да, он из прошлого века. Да, в мелочах он все еще слишком «китаец». Но если вы непритязательны и ищете рабочего ослика... Восьмиклапанный мотор Вингла понравился больше, чем более мощный бензиновый двигатель Ховера, потому что он более гибкий. Здесь лучше наружные зеркала и, как ни странно, удобнее посадка (у кресел нет «выталкивающего» эффекта, характерного для сидений Ховера). Wingle покладисто управляется (даже с грузом машина не вынуждает перекручивать руль в поворотах и подруливать на дуге) и вполне прилично выглядит: зазоры между кузовными панелями поровнее, чем у Ховера. Кстати, когда наша команда останавливалась на обед или ночлег, то норвежцы интересовались именно пикапом, даже цену спрашивали. Но единственная европейская страна, где можно купить Great Wall Wingle, это Италия.

На пути к крейсеру Мурманск у нас были три паромные переправы разной протяженности. Объединяло их одно: по норвежским паромам можно сверять часы!

Позади последняя на нашем пути паромная переправа - и вот great wall по-норвежски: огромная стена, которую норвежцы построили вокруг затонувшего крейсера. А вот и сам некогда легендарный Мурманск... Грустное зрелище. Отработав несколько лет главной туристической достопримечательностью норвежского севера, крейсер лег под нож: под давлением экологов норвежское правительство утвердило программу утилизации корабля, выделив на это аж 238 млн крон - это около 40 млн евро! Авторы проекта предложили отгородить лежащий на дне корабль от акватории фьорда дамбой, откачать воду - и превратить бассейн-ловушку в сухой док. Стену построили. Воду откачивают. Но Мурманск, с которого «охотники за металлоломом» уже срезали почти все надстройки, не сдается - каждое утро вода прибывает вновь! Конечно, рано или поздно они с ним справятся, и уютная гавань поселка Сорвер вновь станет демилитаризованной зоной.

Самую таинственную достопримечательность норвежского города Киркенеса, которую часто называют символом холодной войны на море, мы не увидели: норвежское судно Marjata куда-то отлучилось из своего порта приписки. Формально этот корабль принадлежит Норвежскому научно-исследовательскому институту обороны, но к научным исследованиям его экипаж имеет весьма отдаленное отношение. Marjata — радиоразведчик, плавучая подслушивающая станция. Белые полусферы на надстройке — это радиопрозрачный камуфляж для антенн, а необычная форма корпуса с расширением к корме (сверху Marjata похожа на утюг) продиктована назначением корабля: она снижает уровень шумов от собственных узлов и механизмов, что повышает эффективность работы гидроакустической станции. Выходы в море норвежский разведчик чаще всего приурочивает к началу учений Северного флота России и запускам баллистических ракет морского базирования. Кстати, именно Marjata является главным свидетелем гибели АПРК Курск: во время учений в Баренцевом море натовский радиоразведчик находился всего в 19 км от точки, где погибла наша лодка

Но почему норвежцы не оставили «Мурманск» целым? Думаю, что дело не только в экологической опасности крейсера (хотя утилизаторы уверяют, что в танках корабля до сих пор несколько тонн топлива), а в традиционно сложном отношении к российским военным. Норвежцы до сих пор помнят, как осенью 1942 года советская подводная лодка К-21 под командованием капитана второго ранга Николая Лунина расстреляла флотилию безоружных рыболовных мотоботов, потопив четыре шхуны, убив несколько человек и непонятно зачем захватив пленных. В холодную войну тоже хватало неприятных эпизодов с нашими субмаринами, слава богу, бескровных. Кстати, через 58 лет история с расстрелянными рыбаками получила невероятное продолжение. Матрос экипажа К-21, которого во время атаки на мирные мотоботы смыло волной за борт, попал в немецкий плен. Потом бежал из конц­лагеря, перебрался через нейтральную Швецию в СССР, чудом избежал лагерей на Родине, закончил войну в сухопутных войсках, а в 2000 году, уже в преклонном возрасте, по приглашению норвежских ветеранов оказался в Скандинавии. И нашел в себе силы извиниться перед норвежцами! Имя этого человека - Алексей Лабутин. А еще ту советскую субмарину К-21 в Норвегии вспоминают в связи с атакой на немецкий линкор Tirpitz - главную ударную силу кригсмарине в северных широтах. Прикрывая печально известный союзнический конвой PQ-17 (из 35 судов, вышедших из Рейкьявика, в Архангельск тогда добрались только 13), экипаж лодки заметил немецкую эскадру и атаковал ее залпом из кормовых торпедных аппаратов. По словам самого Лунина, он, находясь на глубине, зафиксировал два взрыва, расценив их как попадание в главную цель конвоя и в один из кораблей охранения - именно такой расклад командование впоследствии и засчитало экипажу. Но вот что интересно: ни один из зарубежных источников меткость торпедного залпа К-21 не подтверждает, а в вахтенных журналах самого Тирпица и кораблей его эскадры за этот период вообще нет ни слова про атаку советской подводной лодки. Зато есть исследования российских военных историков, доказавших, что попасть куда-либо из описанной командиром К-21 позиции было невозможно: скорее всего, выпущенные торпеды сдетонировали от удара о грунт. Что до самого Тирпица, то судьбу немецкого линкора вскоре решила союзническая авиация: в 1944 году в норвежском порту Тромсё он был атакован английскими бомбардировщиками и после детонации собственного боезапаса опрокинулся и затонул.

* * *

В пассажирском салоне парома, который вез наш караван с острова Соройя на материк, ко мне подошел пожилой норвежец и протянул визитку частной гостиницы: дескать, будете в наших краях, звоните - организуем ночлег. Это вряд ли. Боюсь, что мы стали последними российскими туристами, посетившими этот маленький остров. На рыбалку добираться сюда далековато, а достопримечательность, ради которой стоило бы проехать почти две тысячи километров, скоро окончательно распилят. Кстати, металл там хороший, не продавайте индийцам.

Это — мыс Немецкий, крайняя ­северная точка европейской части материковой России. С Германией его название никак не связано: слово «немецкий» в старину употреб­ляли в значении «иностранный», а зарубежные торговцы издревле были здесь частыми гостями

Паспортные данные
Марка Great Wall
Модель Hover H5 Hover H5 TD Wingle 5
Тип кузова универсал универсал пикап
Число мест 5 5 5
Размеры, мм длина 4649 4649 5060
ширина 1810 1810 1800
высота 1745 1745 1730
колесная база 2700 2700 3050
колея передняя/задняя 1515/1520 1515/1520 1515/1525
Объем багажника, л 810-2074* 810-2074* -
Снаряженная масса, кг 1805 1965 1780
Полная масса, кг 2280 2550 2585
Двигатель бензиновый турбодизель бензиновый
Расположение спереди, продольно спереди, продольно спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд
Рабочий объем, см3 2378 1996 2237
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 136/100/5000 150/110/4000 106/78/4600
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 205/2500-3000 310/1800-2800 190/2400-2800
Коробка передач механическая пятиступенчатая автоматическая пятиступенчатая механическая пятиступенчатая
Привод подключаемый полный с демультипликатором подключаемый полный подключаемый полный с демультипликатором
Передняя подвеска независимая, торсионная независимая, торсионная независимая, торсионная
Задняя подвеска зависимая пружинная зависимая пружинная зависимая пружинная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые барабанные
Шины 235/65 R17 235/65 R17 235/70 R16
Максимальная скорость, км/ч 170 175 157
Расход топлива, л/100 км городской цикл 9,7 9,1 9,8
загородный цикл 8,1 7,8 8,7
смешанный цикл 8,8 8,6 9,2
Емкость топливного бака, л 70 70 73
Топливо бензин АИ-92 дизельное бензин АИ-92

Дозвездился

Неподалеку от залива, в котором лежит крейсер Мурманск, мы обнаружили место падения самолета. Погиб он, похоже, еще во время войны, врезавшись в склон скалы. Части фюзеляжа и легкие обломки за шестьдесят лет растащили местные жители и весенние паводки, а вот останки двигателей - трех девятицилиндровых «звезд» BMW воздушного охлаждения - до сих пор лежат на берегу.

Что это была за машина? Самым известным трехмоторным самолетом, летавшим на баварских «звездах», был Junkers Ju.52, который немцы использовали для транспортных и санитарных перевозок. Но на нем стояли двухлопастные винты, в то время как у найденных нами моторов были втулки на три лопасти. Может, на острове в Норвежском море разбился разведчик Henschel Hs.126? Эти самолеты тоже оснащались девятицилиндровыми моторами BMW 132, причем с трехлопастными винтами. Но и тут нестыковка: двигатели Хеншеля имели по одной свече зажигания на каждый цилиндр, а здесь - два свечных отверстия. Скорее всего, двигатели принадлежали трехмоторной летающей лодке Dornier Do.24 - специализированному спасательному самолету. Первоначально эти машины эксплуатировались голландскими ВВС, но с началом Второй мировой ­войны гидропланы реквизировали в пользу люфтваффе. Всего было выпущено около двухсот подобных машин. На большинстве модификаций Do.24 стояли девятицилиндровые двигатели BMW Bramo 323 (с двумя свечами на цилиндр!) и трехлопастные винты переменного шага. Арктический авиаотряд Dornier Do.24 базировался в Тремсе, а его самой известной северной операцией стало пленение моряков с тонущего судна Carlton, входившего в союзный конвой PQ-17.

Но странно, что летающая лодка, обломки которой лежат у северо-западной оконечности острова Соройя, в списках боевых потерь люфтваффе не значится…

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи