В выставочном центре Крокус Экспо прошла очередная, уже двадцать первая, Галерея олдтаймеров
Центральной осью экспозиции был на сей раз выбран отечественный автоспорт, - и та четверть зала, что была под него отведена, выглядела и вправду как гоночный трек: обширное свободное пространство с разбросанными по нему тут и там гоночными машинами, воссозданными во всем своем былом блеске или сохранившимися лишь частично. Здесь можно было встретить Харьков-Л3 и Эстонию в самых разных модификациях (до двух десятков общим числом), несерьезный крохотный карт и солидный кроссовый грузовик, раллийный ВАЗ-«классику» и формульный болид Астрада. Был, конечно, и уже знакомый нашим постоянным читателям Киев Спорт для шоссейных гонок, сильно потрепанный, но так и не утративший своего аэродинамически обоснованного шарма. Дополнительный ракурс этому разделу придавала размещенная здесь же выставка работ замечательного художника Александра Захарова на тему автомобильного спорта.
Через проход от всего этого великолепия разместилась площадка Конкурса элегантности, сплошь уставленная автомобильными сокровищами разных эпох - от потрясающей нежно-сиреневой машины Isotta-Fraschini 8A (1931 г.) с открытым кузовом до шикарного купе Imperial модели 1959 года, от ранних образцов послевоенных автомобилей Jaguar до скромной «безлошадной повозки» с одноцилиндровым моторчиком, с которой начинала когда-то свой головокружительный взлет марка Cadillac (об этой последней мы подробно рассказывали в АР №24, 2008).
Однако не эти прелести снискали себе Гран-при конкурса, и не восхитительная Hispano-Suiza 1916 года выпуска, и даже не редкий бесклапанный Voisin, какой не на всякой зарубежной выставке встретишь, - трофей достался фольксвагеновскому микроавтобусу Samba с жилым прицепом. Всего же в этом конкурсе было пять номинаций, и в одной из них - категории Стиль - выиграл наш ЗИС-110 1952 года выпуска. А умопомрачительная Isotta в дополнение к первому месту в категории Классика получила еще и приз зрительских симпатий.
В целом же нынешняя Галерея напоминала большую-пребольшую коробку шоколадных конфет ассорти. Всего в меру: военной техники и гражданской, отечественной и иностранной, минималистически скромной и безудержно роскошной, уже отреставрированной до нестерпимого блеска и еще только начинающей свой многотрудный долгий путь к такому состоянию. Был среди экспонатов даже один самолет, истребитель Як-1: его представил на своем просторном стенде Музей техники Вадима Задорожного, отказавшись ради этого от возможности выставить несколько автомобилей из своих обширных фондов. Нашлось место и для двухэтажного английского автобуса, и для нашей Юности второго поколения (таких вообще было представлено целых две), и для винтажного спидстера, переделанного много лет назад из пожарной машины, и для величественного лимузина аристократической марки Pierce-Arrow, слегка подернутого очаровательной патиной пробежавших десятилетий, - его как построили в самом начале тридцатых годов прошлого века, так ни разу с тех пор и не реставрировали… Уголок зала, где прежде располагалась детская площадка с жестяными самосвалами и педальными машинками, теперь заняло собрание автостарины под говорящим за себя названием Junkyard, и мелкота вместо игрушечных автомобильчиков охотно забиралась в кокпиты настоящих гоночных болидов, благо стендисты этому не препятствовали.
Если не считать детворы, Галерею по мартовскому холодку посетило общим счетом 48700 человек. Сроки проведения следующей, уже двадцать второй, экспозиции пока еще не определены; ясно лишь, что она состоится осенью. Зато совершенно точно известно, что на пути к ней в середине лета, 21-22 июля, нас ждет ретрофестиваль в парке Сокольники - на той самой площадке, где когда-то проходили самые первые в Москве международные выставки, в том числе и автомобильные.