Париж-2016: записки фоксьюмера
Я пройду по всем павильонам и сяду в каждый автомобиль. Пощупаю пластик панелей, проверю подполье всех багажников, сравню мощность двигателей и обещанный расход. Выберу несколько фаворитов, которые мог бы приобрести, и отполирую стол мышкой, бродя по онлайн-конфигураторам и страничкам специальных акций. Но ничего не куплю. Я не журналист, я фоксьюмер, а Парижский автосалон — моя родная стихия.
Пару лет назад самые продвинутые дирижеры рекламы, продаж и маркетинга, пристально наблюдая за поведением миллениалов — своей самой драгоценной платежеспособной аудиторией в возрасте от 20 до 30 с хвостиком, — обнаружили тревожный симптом: покупатели перестали покупать.
Эти люди выросли уже в обществе потребления, их жизнь посвящена приобретению товаров и услуг, они платежеспособны, они следят за модой, они почти всегда в сети, мониторят и лайкают сообщения производителей. Они так развлекаются. Бесконечный процесс выбора, примерки и обсуждения предстоящей покупки заменяет им удовольствие от нее самой. Это явление уже окрестили фоксьюмеризмом — гибридный термин от французского слова faux, «фальшивый», и транснационального понятия консьюмеризм, «потребительство». Учитывая поголовье миллениалов — а это два миллиарда человек, — можно указать, что Землю заполонили латентные шопоголики!
Первыми это ощутили производители массовых розничных товаров: одежды, аксессуаров, электронных гаджетов. Загрузка шопинг-моллов, примерочных и трафик на онлайн-конфигураторах плохо соотносились с количеством пробитых чеков. Исследования показали, что 50% миллениалов отправляются на реальный или электронный шопинг за товарами, которые изначально не собираются приобретать. А 36% опрошенных заявили, что готовы купить только самое необходимое. В торговые центры они приходят просто прогуляться.
Почему? Потому что выбрать нынче сложно, а покупать накладно.
Фоксьюмеризм произрастает из букета других явлений на рынке потребительских товаров. Прежде всего — из того сплава, в который слились былые ценовые сегменты. Прежнее четкое разделение на лоукост и на люксовые товары почти исчезло, эти ниши двинулись навстречу друг другу и слились в сладком понятии «масс-премиум». Каждый производитель в этом видит для себя выгоду: дешевые бренды отжимают из своей аудитории максимум выручки, а дорогие спускаются в более доступные сегменты, расширяя покупательскую базу.
С одной стороны, за относительно небольшие деньги теперь можно купить стильные и современные товары. В магазинах повседневной одежды H&M и Zara есть отделы с премиум-коллекциями. А в бутиках техники Apple или дорогого парфюма можно найти бюджетные гаджеты и ароматы.
Но с другой стороны — и те и другие становятся примерно одинаковыми.
Товаров больше, разнообразия меньше, цены выше. Неудивительно, что перед человеком встает выбор не между товарами, а между тем, чтобы купить или еще подумать.
В автоиндустрии происходит то же самое. А если подобные глобальные явления накладываются, как у нас в России, еще и на локальную инфляцию, то хочешь не хочешь, а поневоле станешь фоксьюмером — и в магазины и автосалоны начнешь ходить как на экскурсию.
Многих производителей такой расклад не устраивает: фоксьюмеры явно не аудитория для суперкаров и сверхдорогих машин. Именно поэтому Lamborghini, Bentley, Rolls-Royce и Aston Martin в этом году вообще отказались от участия в Парижском автосалоне. Равно как и Mazda, Ford и Volvo: шведы, например, объявили, что сфокусируются на интернет-продажах.
Со стендов почти исчезли яркие шоу-кары: они тоже слабо влияют на спрос. Исключение — французские компании, которым в Париже без программных концептов никак. Renault Trezor и Citroen CXperience — красивые машины, но о чем они нас предупреждают? Все о том же: эти массовые бренды скребутся в более богатые сегменты.
Renault Trezor
Компания Renault, закончив первую дизайн-шестилетку под руководством стилиста Лоренса ван ден Акера, вступает в следующий цикл, в котором имидж бренда станет строже, аристократичнее и престижнее. К тому же Renault продолжает заигрывать с идеей большого спортивного купе: Trezor оснащен электромотором мощностью 350 л.с. от болида Формулы-Е, с ним концепт-кар массой 1600 кг гипотетически способен разгоняться до 100 км/ч меньше чем за четыре секунды. Правда, вероятность его превращения в серийный автомобиль все же мала.
Намного выше она у четырехдверки Citroen CXperience. Формой кузова и пропорциями она напоминает былые модели DS и CX, размерами — современные седаны сегмента E+. Да, Citroen хочет вернуться в бизнес-класс!
Citroen CXperience
Концептов мало, но стильных серийных машин вроде бы стало больше. Нельзя не порадоваться за маленький Citroen C3 и за авангардную волну кроссоверов Peugeot: новые 3008 и 5008 космически выглядят и снаружи, и внутри. Однако самое масштабное преображение в Париже пережила компания Hyundai: новый хэтчбек i30 простился с вычурными изгибами боковин и дугообразным профилем. Длинный капот, уменьшенное лобовое стекло, почти отвесная корма, акцентированная задняя стойка кузова. И прекрасный интерьер, современный и минималистичный.
Но Hyundai стал похож на Golf, а если вспомнить, что подобным образом некоторое время назад (тоже в погоне за Гольфом) преобразились Citroen C4 и Peugeot 308 и что тем же путем, скорее всего, проследует Kia cee’d... В чем между ними разница?
А ведь i30 тоже претендует на повышение статуса: ему обещана более яркая трехдверная версия и отдельная линейка «горячих» (до 260 л.с.) модификаций под брендом спортивного N-подразделения, которым руководит бывший шеф семейства BMW M3.
Hyundai i30
Все то же самое переживают Kia, Skoda, Nissan, Opel и даже SsangYong. Кругом один масс-премиум. А ярче всего это заметно по новым кроссоверам и внедорожникам.
Любые дороги дороги
Курс прокладывает новый Land Rover Discovery, который, судя по дизайну, технике и оснащению, оставил далеко за кормой аудиторию прежнего Disco и остановился в одном шаге от автомобилей Range Rover. Впрочем, про Discovery — отдельный рассказ.
Audi Q5
А вот новый Audi Q5 — он все еще паркетник на основе Audi A4 или уже уменьшенный Q7? Внешность — один в один с «ку-седьмым». Интерьер — лишь немного проще. Модернизированная платформа отличается от прежней заново спроектированными подвесками (на двойных поперечных рычагах спереди и многорычажка сзади), а также электромеханическим усилителем на рулевой рейке. Но по габаритам Q5 вырос на символические 23 мм в длину и на 10 мм в колесной базе — салон и багажник не стали драматически просторнее. Зато в оснащении теперь появились опционная пневмоподвеска и внедорожные режимы мехатронного комплекса drive select, c которыми Q5 способен увеличить клиренс на 60 мм и вроде бы может претендовать на статус внедорожника. Однако самый скромный кроссовер c дизелем 2.0 TDI мощностью 150 л.с. останется переднеприводным. Основная полноприводная трансмиссия quattro ultra в обычных режимах движения тоже отключает задние колеса, а постоянный полный привод остался только в арсенале топ-версии с дизелем 3.0 V6 (286 л.с.). За доплату — виртуальный щиток приборов, кресла с функцией массажа, трехзонный климат-контроль, но при этом стартовая цена даже для базового дизельного переднеприводника выросла на колоссальные для Европы 7700 евро!
Впрочем, преображение, которое переживает Skoda, впечатляет еще больше. Кроссовер Kodiaq на основе растянутого Тигуана (плюс 100 мм колесной базы) по размеру своего салона и багажника (720 л) превзошел гораздо более крупные машины! Дизайн колкий, интерьер солидный и качественный, клиренс — 194 мм, однако во всем остальном это типичная Skoda с практичным, но немного занудным подходом к мелочам. В списке лайфхаков к зонтикам и скребкам для льда добавились миниатюрные пластиковые бамперы, которые выскакивают из торца дверей и прикрывают их кромки от контакта с соседними машинами или стенами. Находчиво, хотя такое решение уже предлагал Ford Focus.
BMW X2
А еще лучше атмосферу Парижа иллюстрирует противостояние концепт-каров BMW X2 и Lexus UX. Обычные паркетники с дорогими бейджиками. Баварцы поспешили застолбить за собой идейное первенство в нише купеобразных кроссоверов и показали пустотелый автомобиль, который превратится в реальный кроссовер только весной 2018 года. Более того, его купеобразность сводится к заниженной крыше и новому разрезу глаз, а в остальном X2 — это X1 с накачанным ценником.
Lexus UX
Но стратеги Лексуса еще расчетливее: успех модели NX на основе кроссовера Toyota RAV4, очевидно, привел их к заключению, что дорогие кроссоверы нужно «разливать» еще меньшими порциями. Поэтому в основу серийного паркетника Lexus UX по всем признакам ляжет Toyota C-HR, которая сделана на платформе TNGA от Приуса. Для Тойоты, напомним, сейчас предусмотрены турбомоторы 1.2 (116 л.с.), приусовский гибридный силовой агрегат (1,8 л, 122 л.с.) и атмосферник 2.0 (150 л.с.).
И что из всего этого выбрать? Вот и я говорю: пока надо подумать.
Постдизельгейт
И кстати, вот еще один важный тренд автомобильной Европы. Тот самый кроссовер C-HR Toyota выводит на рынок без дизеля в гамме моторов: разработка нового трехцилиндрового агрегата 1.5 была приостановлена из-за падения спроса на двигатели с воспламенением от сжатия. Это результат дизельгейта. Похоже, что компания Volkswagen почти по-булгаковски, сама того не желая, дала мощнейший толчок «озеленению» европейского рынка!
К концу лета доля дизельных машин среди новых проданных автомобилей в Европе впервые упала ниже половины: с 52,1% до 49,9%. И это только начало, потому что Франция еще два года назад объявила, что по экологическим соображениям будет вытеснять дизели с дорог, поднимая налоги и цены на топливо. Думаете, французы возмутились? Нет, публика в Париже охотно шла на стенды с серийными электромобилями — к модернизированным электрохэтчбекам Volkswagen e-Golf и Renault Zoe. А вокруг нового электромобиля Opel Ampera-e собралась толпа как на Серова.
Opel Ampera-e
Ampera-e — самый интересный на данный момент электрокар. Ведь его близнец Chevrolet Bolt в Америке продается за 29995 долларов с учетом федеральной субсидии на «зеленые» машины — он дешевле, чем Nissan Leaf, Fiat 500e и базовая Tesla Model S. И если доработанный Volkswagen e-Golf Touch после увеличения емкости батареи с 24,2 кВт·ч до 35,8 кВт·ч стал способен проехать 300 км, а обновленная Renault Zoe c увеличенной вдвое батареей (41 кВт·ч вместо 22 кВт·ч) — 400 км, то Ampera-e (у нее 60 кВт·ч) по европейскому циклу NEDC обещает свыше 500 км!
А еще у Амперы электромотор с отдачей 204 л.с. и 360 Нм, пять мест в салоне и багажник на 478 л.
Volkswagen нечто подобное обещает только в 2020 году, когда появится серийный вариант парижского концепт-кара I.D. Таким будет первый полностью электрический Volkswagen новой «последизельной» эры.
Volkswagen I.D.
I.D. — это Iconic Design и Innovative Drive, то есть автомобиль должен стать дизайн-иконой, как Жук и Гольф, но при этом использовать самые передовые решения. «Никаких двигателей внутреннего сгорания и подключаемых гибридов. Мы будем конкурировать не с нынешними нашими оппонентами, а с компаниями Tesla и Apple», — сказал в Париже глава подразделения Volkswagen Герберт Дисс.
Модульная электроплатформа MEB — почти как у Теслы: плоская батарея в полу и электромотор сзади, а в будущем появятся и полноприводные версии со вторым, передним, мотором. Volkswagen I.D. получился на 155 мм короче, чем Golf (всего 4100 от носа до хвоста), но по размеру колесной базы (2750 мм) и по внутреннему простору почти идентичен Пассату. И это пока самый очевидный плюс перехода на электромодули.
Серийный I.D. будет весить около 1500 кг, электромотор мощностью 125 кВт (170 л.с.) позволяет ему разгоняться до 100 км/ч меньше чем за восемь секунд, но максимальная скорость ради запаса хода ограничена на уровне 160 км/ч. Заряда аккумулятора должно хватить на 400—600 км, однако пока что сама батарея еще находится в стадии разработки, и ее емкость называют приблизительно: 50—70 кВт·ч.
А еще I.D. обещает стать первым автономным Фольксвагеном, но случится это только 2025 году. Очевидно, что в вопросах роботизации европейцы отстают от японцев и американцев. Однако еще надеются компенсировать это весом своих брендов.
Mercedes Generation EQ
К примеру, Mercedes показал в Париже концепт-кар Generation EQ и за кулисами салона поведал журналистам, что готовит запуск отдельного суббренда Mercedes-EQ для продвижения электромобилей. К 2025 году мерседесовцы собираются выпустить на рынок десять полностью электрических моделей, а пионером, очевидно, будет кроссовер. Его концептуальный вариант создан на электрической платформе EVA, но силуэтом сильно напоминает серийный Mercedes-Benz GLC. Блок литий-ионных батарей — на 70 кВт·ч, два электромотора суммарно выдают 408 л.с. и 700 Нм. Пробег на одной зарядке — в пределах 500 км. Планы по продвижению электромобилей Mercedes-EQ на данный момент включают Европу, США и Азию. Поэтому для каждого рынка будут доступны свои зарядные устройства в соответствии с региональными стандартами, но в продажу первый электрокроссовер поступит не раньше чем через три года.