Андрей Хрисанфов о семнадцатой Олдтаймер-Галереи

Андрей Хрисанфов о семнадцатой Олдтаймер-Галереи
Выставки | АР №7 2011
Фото: Андрей Хрисанфов

С некоторых пор каждая Олдтаймер-галерея имеет свой девиз и сообразно ему - свою, отчетливо декларируемую, «сквозную тему». В прошлый раз это был стимпанк - и одна из центральных экспозиций была старательно в данном стиле выдержана. На сей раз, с оглядкой на весну (изрядно, к сожалению, припозднившуюся), посетителей решили побаловать тематическим шоу под названием «Соблазны минувшего века». Были обещаны костюмированные ретротанцы, разодетые в модном полсотни лет тому назад стиле pin-up красотки, соответствующее музыкальное сопровождение и вообще море веселья в духе разудалых пятидесятых. На самом же деле обошлось одними только вышеупомянутыми плясками, натужно организованными в некое подобие эстрадного ревю: все мероприятие придавила своим весом монументальная, добрую половину площади павиль­она занявшая юбилейная экспозиция, посвященная 90-летию кремлевского Гаража особого назначения (ГОНа). Длинные ряды державных лимузинов к бесшабашному веселью не очень-то располагали, и уж тем паче не хотелось особо радоваться жизни под колоссальной, во всю ширину павильона, портретною галереей былых вождей, которая доминировала надо всем выставочным пространством. Как-то уже поднадоели эти «старые песни о главном», пора бы и сменить наконец пластинку.

Роль личного авто вождя мирового пролетариата исполнял вот этот Rolls-Royce Silver Ghost 1922 года из собрания музея частных коллекций Автовилль, — с пролетарски алыми бортами. Оригинал на выставку не отпустили

С другой стороны, разумеется, «в жизни раз бывает девяносто лет» (и далеко не у всех бывает); опять же и юбилейная экспозиция была организована отменно, - практически к каждой из машин можно было подобраться для детального осмотра с любой стороны, - да и среди выставленных автомобилей попадались экземпляры небезынтересные. Одна беда: сплошь и рядом взамен реальных сохранившихся машин экспонировались их аналоги, позаимствованные на этот случай из частных коллекций. Не удалось, к примеру, показать ни один из уцелевших ленинских Роллс-Ройсов: оба в полном порядке, но свою экспозицию не покинул ни тот, ни другой. Да что там, даже персональную гагаринскую Волгу - и ту заменили «двойником»! (Может, оно и к лучшему, оригинал сейчас в довольно скверном состоянии, а реставрации пока не предполагается; что характерно, выставленный тут же личный Willys С. П. Королева пребывает в отменной сохранности.) Не было на стендах и эффектной темно-красной машины, что украшала собой все афиши и постеры, а также разнообразную сувенирную продукцию, на правах официального символа Галереи. Впрочем, этому горю как раз легко помочь: в скором времени она непременно появится на страницах Авторевю, - тогда-то наши читатели и сведут с ней знакомство.

Эта машина упоминалась в самом первом номере Авторевю, в статье «Колеса власти», — но только сейчас довелось повстречаться с ней во плоти: седан-кабриолет Cadillac 1940 года выпуска, которым некогда пользовался Н. С. Хрущев

Отвлекаясь от государственных лимузинов, следует отметить занявшую одно из центральных мест в основной экспозиции стайку немецких «кабиненроллеров» Messerschmitt разных лет выпуска - про которые тоже можно будет прочесть в одном из ближайших номеров Авторевю.

Экспозиция мотоколясок Messerschmitt разных лет выпуска

Касаясь запчастей и литературы, опять - уже в который раз - придется с сожалением заметить, что никаких особых сдвигов ни в том и ни в другом отношении не заметно. Для старых Волг и Москвичей еще кое-что можно найти, с ЗИМами и Чайками - уже проблемы, а за недостающей железкой для чего-нибудь более сложного пришлось бы спустя три дня после закрытия Олдтаймер-галереи отправляться на Техноклассику в Эссен. Зато в изобилии всяких шляпок, накидок, ювелирных изделий и прочей атрибутики, не имеющей ровным счетом никакого отношения ни к антиквариату, ни к старинным автомобилям.

Но ни стоимость билетов (500 рублей), ни прохладная мартовская погодка, впрочем, не смогли поколебать желания московской публики посетить выставочный комплекс Крокус Экспо ради свидания с автомобильным прошлым. За четыре дня работы выставки здесь побывало 48300 человек, - и ведь это одних только взрослых, не считая малых детей, которых пускали без билета, а многие приезжали в Крокус именно всей семьей, благо от станции метро Мякинино до выставочного павильона теперь рукой подать. Следующая, восемнадцатая, Олдтаймер-галерея должна будет пройти с 15 по 18 сентября нынешнего года. До встречи ранней осенью!

А этот бронированный Grosser Mercedes серии 770 — отнюдь не из ГОНа, а, совсем наоборот, из правительственного гаража гитлеровской Германии. Его построили в 1942 году.
А этот бронированный Grosser Mercedes серии 770 — отнюдь не из ГОНа, а, совсем наоборот, из правительственного гаража гитлеровской Германии. Его построили в 1942 году.
Центральная экспозиция ГОНа — президентский кортеж в натуральную величину, с мотоциклетным эскортом и машинами сопровождения. Интересно, а чем же тогда во время выставки пользовался президент?
Подборка парадных открытых ЗИЛов — редко где увидишь их всех вместе. Полноприводный фаэтон ЗИС-110П с независимой передней подвеской был изготовлен в 1956 году всего в двух экземплярах, и сохранился только вот этот автомобиль
Подборка парадных открытых ЗИЛов — редко где увидишь их всех вместе. Полноприводный фаэтон ЗИС-110П с независимой передней подвеской был изготовлен в 1956 году всего в двух экземплярах, и сохранился только вот этот автомобиль
Стильный четырехфарный ЗИЛ-111Д — дальнейшее развитие типажного ряда 111 с более или менее приведенным в соответствие с быстро меняющейся автомобильной модой обликом; с 1964 по 1967 годы изготовлено 12 экземпляров светло-серого и черного цвета
ЗИЛ-117В изготавливался в 1972 – 1976 годах, и именно эти машины в серо-голубой раскраске мы чаще всего видели на па Красной площади во время парадов; всего их построили десять штук. Сменившая эти автомобили модификация ЗИЛ-41044 (1981) в экспозиции отсутствовала, поскольку таких машин существует всего три штуки и все они эксплуатируются в настоящее время российским Министерством обороны в качестве парадных авто
Еще один малоизвестный ЗИЛ — парадный кабриолет проекта 410441, построенный на ЗИЛе в 2009—2010 годах. Похоже, последняя в истории завода представительская модель высшего класса
И еще один мало кому известный ЗИЛ, — проект 4102 (1988), носивший неофициальное название «Мир» (которые местные острословы расшифровывали как «Миша и Рая»). Машина разрабатывалась в качестве альтернативы существующим государственным лимузинам, громоздким и массивным; страна еще пыталась строить «социализм с человеческим лицом», и автозаводцы сообразно этой тенденции заложили «ЗИЛ с человеческим лицом». Предполагались несущая конструкция кузова, независимая подвеска задних колес, принципиально новая система крепления силовой установки и прочие новшества; внешние обводы шлифовались с использованием аэродинамической трубы. Машину так и не доделали – на заводе сохранился только вот этот экземпляр, по сути ходовой макет, с полом из ДСП и фанерными креплениями сидений
И еще один мало кому известный ЗИЛ, — проект 4102 (1988), носивший неофициальное название «Мир» (которые местные острословы расшифровывали как «Миша и Рая»). Машина разрабатывалась в качестве альтернативы существующим государственным лимузинам, громоздким и массивным; страна еще пыталась строить «социализм с человеческим лицом», и автозаводцы сообразно этой тенденции заложили «ЗИЛ с человеческим лицом». Предполагались несущая конструкция кузова, независимая подвеска задних колес, принципиально новая система крепления силовой установки и прочие новшества; внешние обводы шлифовались с использованием аэродинамической трубы. Машину так и не доделали – на заводе сохранился только вот этот экземпляр, по сути ходовой макет, с полом из ДСП и фанерными креплениями сидений
Ещё из экспозиции ГОНа. 12-цилиндровый Lincoln KB (1933) и 8-цилиндровый Packard 180 (1941), лучшие образцы американской техники того времени, солидные и надежные авто на шесть-семь персон с откидными дополнительными местами в кузове и непременной стеклянной перегородкой, отсекавшей сановных пассажиров от водительского места. На Паккарде, кроме того, отсутствует еще и задняя пара окон, чтобы совсем уж не было видно, кто сидит внутри; это называлось «formal roof» - «официальная крыша»
Ещё из экспозиции ГОНа. 12-цилиндровый Lincoln KB (1933) и 8-цилиндровый Packard 180 (1941), лучшие образцы американской техники того времени, солидные и надежные авто на шесть-семь персон с откидными дополнительными местами в кузове и непременной стеклянной перегородкой, отсекавшей сановных пассажиров от водительского места. На Паккарде, кроме того, отсутствует еще и задняя пара окон, чтобы совсем уж не было видно, кто сидит внутри; это называлось «formal roof» - «официальная крыша»
А это «черная маруся», она же «эмка», — ГАЗ М-1 (1936 – 1941 гг.): такие машины тоже эксплуатировались в Гараже особого назначения, хотя первых лиц они и не возили
Самый старый экспонат Галереи — вот этот пожарный насос американского производства (1911 год). Он, правда, еще не самодвижущийся, не имеет вообще никакого двигателя, и качать его надобно вручную; зато вместе с ним демонстрировалась обширная коллекция старинных пожарных касок
Не всем хватило места под гостеприимными сводами Крокус-Экспо. Вот этот солнечно-яркий Plymouth Fury модели 1959 года, представленный московским некоммерческим объединением «Автоностальгия», так и простоял все четыре дня на открытой стоянке перед павильоном
Трактор марки Porsche. Оказывается, не одни только итальянцы из Lamborghini промышляли сельскохозяйственным машиностроением, — случалось такое и немцам…
Этот алый Chevrolet Corvette Stingray (1969) использовался производителем автокосметики для демонстрации преимуществ своих снадобий
Типичный стенд с литературой. Трактора, танки, пушки, паровозы «и другие добрые дела», а из автомобилей — разве что грузовики да Победы… Как-то не очень легко представить себе в нашей стране коллекционера, собирающего паровозы; впрочем, возможно еще и не такое
А эту машину, по слухам, придумал личный шофер Н.С.Хрущева. Партию полугусеничных ЗИС-33 на базе обычных «захаров» выпустили еще к финской кампании 1940 года, однако военным новинка «не показалась» из-за скверной надежности и непомерной прожорливости (от 100 до 140 литров бензина на 100 км пробега, в зависимости от качества трассы). Автомобиль блистательно отреставрирован мастерской Евгения Шаманского
0 / 0


Последняя Волга

После выхода двумя изданиями фундаментального труда Ивана Падерина об истории Волги ГАЗ-21 вполне естественно было ожидать продолжения про ГАЗ-24. Такая книга действительно была нам обещана прошлой осенью - и вот теперь наконец вышла в свет.

Александр ЛЕКАЕ. 24 — Новая «Волга»: книга о последней «Волге» великой страны. СПб., изд.П-2, 2011, 296 стр., с илл.

Издана книга Александра Лекае великолепно. Альбомный формат, изысканный переплет, высокосортная бумага, превосходная печать - все на самом высшем уровне. Очень много качественных цветных иллюстраций: Владимир Носаков, работавший над кузовом «двадцать четвертой», - знатный рисовальщик, он щедро поделился с читателями своими эскизами и чертежами, по которым можно подробно проследить историю формирования столь привычного нам облика этой машины. Изобразительный ряд весьма удачно дополняют раритетные фотографии из собрания Музея истории Горьковского автозавода, репродукции киноафиш популярных фильмов, где автомобилю отводилась одна из главных ролей, - все это помогает поместить «двадцать четвертую» в исторический контекст того времени, которому она принадлежит.

Может быть, книга и замышлялась как некий парадный альбом. Но на самом деле перед нами - честное и горькое повествование о том, как романтика шестидесятых отступила перед нарастающими застойными явлениями, как, по словам Шекспира, «начинанья, взнесшиеся мощно, сворачивая в сторону свой ход, теряют имя действия». Многие замыслы создателей автомобиля так и не получили воплощения; не достались машине ни специально для нее проектировавшийся мотор V6, ни автоматическая коробка передач, ни пружинная задняя подвеска (хотя все это предполагалось с самого начала), о внешнем переоформлении нечего и мечтать, плановая экономика его не подразумевает… Модель, любовно спроектированная в первой половине шестидесятых блистательными молодыми специалистами, опоздала на конвейер года на три, - по причинам, от ее создателей не зависящим никак, - и в результате намного пережила свое время. Еще до запуска в серию утратив свою, по выражению автора, «хрустящую новизну», машина в итоге дотянула до конца двадцатого века в образе неумело подновленных «напомаженных старушек», совершенно теряющихся на фоне успехов мирового автомобилестроения, которое даже и не думало стоять на месте все это время. Очень поучительное чтение. Хотя и не слишком веселое.

Рекомендованные статьи