Отвертка в руках: что осталось от российского легкового автопрома (+статистика 2022 года)
Российский рынок новых автомобилей в прошлом году обрушился на 58%, но автопром чувствует себя гораздо хуже. По данным АСМ-холдинга, российские автозаводы выпустили лишь 471 тысячу легковушек — провал достиг 68%! И это только видимая часть айсберга.
За последние четверть века в России было открыто очень много автосборочных заводов. Даже в официальной Стратегии развития автопрома РФ указано, что страна располагает мощностями для производства 2,43 млн легковых автомобилей в год. А если прибавить все закрытые, но еще потенциально работоспособные площадки, то будет почти 3,2 млн машин ежегодно.
Но эти мощности и раньше были избыточными: даже в самом успешном 2012 году в России было продано только 2,76 млн новых автомобилей. А главная проблема нашего автопрома — за четверть века так и не создана полноценная индустрия производства комплектующих. У нас нет своих АБС, ESP, подушек безопасности, устройств вызова экстренных служб и массовых автоматических трансмиссий, а также (цитата из той же стратегии) «не разработаны или не выпускаются серийно большая часть электронных компонентов 2-го и 3-го уровней». От импортных поставок зависели не только заводы по сборке иномарок, но даже отечественные АВТОВАЗ и УАЗ, которым пришлось в срочном порядке готовить упрощенные версии своих моделей — без систем безопасности и других электронных блоков.
Если на каких-то комплектующих стояло клеймо «Сделано в России», это могло означать лишь то, что у нас была произведена финальная сборка этого изделия. Я отлично помню, как во время торжественного открытия одного из иномарочных заводов нам с гордостью показывали цех производства пластиковых салонных панелей: мол, вот она — локализация. Но на вопрос, откуда берется сырье для этого пластика, заводчане ответили, что его привозят из-за рубежа.