Капотный КАМАЗ снова в строю! Обзор новинок, показанных на ралли-рейде Золото Кагана

Фото: rosrr.com | Алексей Сергеев | Антон Родионов | команды-участницы | Сергей Беляков

Прошло лишь четыре месяца со дня триумфа КАМАЗа на Дакаре, а чемпионская команда из Набережных Челнов уже вовсю готовится к следующему южноамериканскому марафону. Дел у инженеров и механиков «синей армады» невпроворот — ведь с 2019 года на легендарной гонке вступает в действие новый технический регламент для грузовиков, согласно которому тяжелая техника должна оснащаться двигателями с рабочим объемом не более 13 литров, построенных на базе серийных.

Новый газодизельный КАМАЗ-4326 москвича Сергея Куприянова

До этого, напомню, челнинцы использовали на модели КАМАЗ-4326 силовые агрегаты Liebherr V8 с рабочим объемом двигателя 16,16 литров и мощностью 920 л.с. — именно на такой машине Эдуард Николаев выиграл нынешний Дакар. Однако параллельно команда испытывала в Южной Америке новинку — Дмитрий Сотников ехал на автомобиле с более легким 13-литровым рядным двигателем Cummins, который был форсирован в Набережных Челнах до 980 «лошадей». К Дакару-2019 подобными шестицилиндровыми моторами планируется оснастить все камазовские грузовики, а пока ареной очередных испытаний для новинок стал ралли-рейд Золото Кагана.

Ралли-рейд Золото Кагана открыл «летнюю» программу чемпионата и Кубка страны после годичного перерыва

На старт астраханской гонки, которая считается самым сложным испытанием для пилотов и техники в программе чемпионата и Кубка России, камазовцы выставили сразу две новых машины. Грузовик капотной компоновки, не участвовавший в соревнованиях больше года, получил 13-литровый мотор собственной подготовки взамен арендованного у чехов силового агрегата Caterpillar, автоматическую коробку передач и ряд обновлений по ходовой части. Эффектный черный КАМАЗ-43509, построенный с прицелом на Дакар, вновь доверили Эдуарду Николаеву. А второй новинкой команды стал газодизельный грузовик с 16-литровым мотором Liebherr, который в преддверии летнего ралли-марафона Шелковый путь предстояло испытать Антону Шибалову и Сергею Куприянову. До этого, напомню, в битопливной версии гоночного КАМАЗа использовался отечественный 18,5-литровый силовой агрегат Тутаевского моторного завода.

Кстати, о Шелковом пути. Как известно, второй по значимости ралли-марафон планеты в этом году пройдет по маршруту Сиань—Москва, причем из Китая в Россию всю технику участников планируется перебросить самолетами! Так вот, первой остановкой спортсменов на нашей территории как раз станет Астрахань, которая уже давно заслужила неофициальное звание столицы отечественных ралли-рейдов. Постоянные участники Шелкового пути тоже знают о местных степях и песках не понаслышке — лучшие марафонцы планеты гостили здесь с 2010 по 2013 год. Изнуряющие «волны» приволжских дорог впечталили даже многократного победителя Дакара Стефана Петеранселя, который внес астраханские спецучастки в тройку сложнейших в мире!

К слову, именно поэтому в низовья Волги любят приезжать на тренировки камазовцы — лучшего места для проверки подвески и моторов, чем астраханская «долбежка», в России просто не найти. Да и грузовой пелотон на ралли-рейде Золото Кагана оказался весьма солидным — в гости к «синей армаде» приехала команда МАЗа с двумя дакаровскими грузовиками и коллектив ГАЗа, выставивший два новых Садко Neхt и одну машину предыдущего поколения.

Команда GAZ Raid Sport вообще оказалась самой многочисленной: помимо грузовиков, у нее были три Газели Next и два Соболя 4x4. Однако «легковой» нижегородской технике тяжелая астраханская трасса в этот раз не покорилась: до финиша смогла добраться лишь новенькая машина под управлением раллиста Александра Русанова, в то время как все газовские грузовики благополучно преодолели трассу.

Как и все Газели с Соболями газовской команды, машина Александра Русанова и Алексея Мальцева оснащена турбодизелем Cummins ISF 2.8

За победу в самом тяжелом зачете Т4 они, конечно, не боролись — слишком разный уровень подготовки у почти что серийных Газонов и спроектированных специально для спорта КАМАзов. Да минчане не смогли бросить перчатку «синей армаде»: максимум, на что мог рассчитывать серебряный призер Дакара-2018 Сергей Вязович в Астрахани — так это на бронзу. Однако в итоге лидер белорусской команды лишился и ее — заплутав в хитросплетениях степных дорожек за каких-то 60 километров до финиша гонки, Вязович уступил третье место в грузовом зачете камазовцу Дмитрию Сотникову.

Мазовцы впервые испытали в гонках покрышки от компании Белшина. На снимке — Сергей Вязович, Антон Запорощенко и Андрей Жигулин

Пилот «капотника» Эдуард Николаев тоже не обошелся без проблем — 18 минут, потраченные его экипажем на ремонт топливной системы, решили судьбу золота в классе грузовиков в пользу трио под началом другого камазовца, Андрея Каргинова. И скорость, показанная победителем среди «тяжеловесов» в Астрахани, не может не радовать — ведь Андрей вышел на старт впервые после годичного перерыва, вызванного серьезной травмой позвоночника!

Возвращение экипажа Андрея Каргинова в гонки получилось триумфальным

В легковых зачетах астраханской гонки главным новшеством стал дебют в Кубке России турбированных мотовездеходов категории Т3 — до этого в официальных соревнованиях могла принимать участие только техника side-by-side c атмосферными моторами. Легкие и мощные полноприводные машинки показали себя неплохо — а организатор популярной серии Can-Am X-Race Алексей Бердинских даже установил лучшее время среди всех участников на прологе! Однако в гонке выяснился один нюанс — стандартных бензобаков у SSV при форсированных почти до 200 л.с. моторах не хватает даже на 90 километров «боевой» дистанции. Так что два основных дня гонки, по ходу которых спортсмены преодолевали спецучастки длиной 341 и 264 километра, превратились для «турбомотовездеходчиков» в одну сплошную череду дозаправок!

Несмотря на это, экипаж Алексея Бердинских из Подмосковья сумел финишировать девятым среди всех участников ралли-рейда, а в топ-15 смогли пробиться еще два пилота из зачета Т3 турбо — уралец Сергей Евстратов и Игорь Ганик, продолжающий славные гоночные традиции спортсменов из Набережных Челнов.

Так кто же стал быстрейшим в общей классификации Золота Кагана? Нет, вовсе не КАМАЗы, хотя пилоты грузовиков до этого уже выигрывали в «абсолюте» тяжелые астраханские гонки. На этот раз на высшую ступень пьедестала все же поднялся экипаж внедорожника — многоопытные Борис Гадасин и Дмитрий Павлов, выступавшие на прототипе G-Force BARS с 400-сильным восьмилитровым мотором Dodge V10. Имел шанс опередить грузовики и еще один дуэт чемпионской команды Suprotec Racing, однако петербуржцы Андрей Рудской и Евгений Загороднюк потеряли во второй день больше получаса на замене «застучавшего» привода, а вместе с этим — и все шансы на конечный успех…

Что ждет участников российских ралли-рейдов дальше? Очередной этап чемпионата и Кубка страны, планировавшийся в Крыму, по ряду причин перенесен с мая на сентябрь. Так что следующая «матчевая встреча» пилотов на внедорожниках и грузовиках может состояться в июле — здесь же, в Астрахани, в рамках Шелкового пути!

Ралли-рейд Золото Кагана
Чемпионат России, 2-й этап
Кубок России, 1-й этап
Астрахань, 12-14 апреля
Стартовало 39 экипажей, классифицировано 29
Итоговые результаты

Место Экипаж Город Автомобиль Зачет Время
1 Б.Гадасин/Д.Павлов Санкт-Петербург G-Force BARS T1 8:06.25
2 А.Каргинов/А.Мокеев/И.Леонов Набережные Челны КамАЗ-4326 Т4 +9.50
3 Э.Николаев/Е.Яковлев/В.Рыбаков Набережные Челны КамАЗ-43509 Т4 +24.31
4 Д.Сотников/Д.Никитин/И.Мустафин Набережные Челны КамАЗ-4326 Т4 +31.44
5 С.Вязович/А.Запорощенко/А.Жигулин Минск МАЗ-5309 RR Т4 +50.13
6 Д.Кротов/Д.Цыро Москва BMW X3 Т1 +53.42
7 А.Вишневский/П.Гаранин/А.Неверович Минск МАЗ-5309 RR Т4 +56.33
8 А.Сушенцов/А.Щанов Москва Nissan NP300 Pick-Up Т1 +1:00.21
9 А.Бердинских/К.Шубин Останкино Can-Am Maverick X3 Т3 турбо +1:05.28
10 А.Рудской/Е.Загороднюк Санкт-Петербург G-Force BARS T1 +1:06.36
11 М.Кирпилев/О.Тюпенкин Белгород Toyota LC80 R +1:19.49
         
16 Б.Вавренюк/Р.Мосолов Коломна УАЗ-23602 Т2 +2:22.25
17 М.Опарина/Т.Штанева Санкт-Петербург Can-Am Maverick X3 Т3 +3:22.05

Положение в абсолютном зачете чемпионата России среди пилотов

Место Пилот Город Автомобиль Очки
1 Андрей Рудской Санкт-Петербург G-Force BARS 33
2 Дмитрий Воронов Санкт-Петербург ВАЗ Нива Супротек 31
3 Владимир Васильев Петровское Mini One 30
3 Борис Гадасин Санкт-Петербург G-Force BARS 30
5 Богдан Вавренюк Коломна УАЗ-23602 22
6 Денис Кротов Москва BMW X3 21

Рекомендованные статьи