Mazda Sollers построит во Владивостоке моторный завод
В дни второго Восточного экономического форума (ВЭФ), проходящего во Владивостоке, у совместного предприятия Mazda Sollers Manufacturing Rus было два заметных события. Во-первых, очень своевременно в присутствии высоких гостей был выпущен 100-тысячный российский автомобиль Mazda. Официально им стал кроссовер СХ-5, производящийся дальневосточным заводом вместе с седаном Mazda 6. А второе событие носит не демонстрационный, а деловой характер: 2 сентября Mazda Sollers и Минпромторг РФ подписали специальный инвестиционный контракт на строительство моторного производства во Владивостоке.
Об этом проекте говорилось давно — он даже был включен Минэкономразвития в план развития промышленно-производственной особой экономической зоны поблизости от владивостокского Дальзавода в бухте Золотой Рог. Однако теперь моторный завод обрел форму специального инвестиционного контракта (СПИК) в рамках постановления Правительства РФ №708 от 16.07.2015. Любопытна суть СПИКов: они заключаются между российским правительством и инвестором, при этом последний гарантирует вложение денег (не менее 750 миллионов рублей) и создание рабочих мест, а правительство обещает ему меры стимулирования деятельности и, главное, стабильные условия ведения бизнеса.
Mazda Sollers вложит заметно больше: два миллиарда рублей. И создаст "не менее 609" рабочих мест. Плановая мощность будущего завода — 50 тысяч двигателей в год, а срок действия инвестиционного контракта — до декабря 2023-го. Интересно, что, согласно 708-му постановлению, срок действия СПИКов ограничивается моментом выхода проекта на запланированную операционную прибыль. То есть по задумке завод начнет приносить деньги через семь лет.
Плановая продукция — бензиновые моторы Mazda Skyactiv-G, а в число операций, помимо сборки, включена «механическая обработка базовых деталей двигателя». Уточнений пока нет, но, согласно плану Минэкономразвития, уровень локализации автокомпонентов в ОЭЗ должен быть не ниже 30%. Но зачем дальневосточному сборочному заводу 50 тысяч двигателей в год? Как мы помним, 100-тысячная машина на нем выпущена только что, а производство началось ровно четыре года назад. Следовательно, мощность моторного производства как минимум вдвое превысит потребности сборочного.
Ответ — вновь в плане Минэкономразвития: оказывается такая мощность установлена «в том числе с целью экспорта на автозаводы в страны АТЭС», то есть базирующейся в Сингапуре организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Она объединяет 21 государство, а самые видные члены — США, Китай, Япония, Корея, Мексика, Австралия и, конечно же, Россия. Маздовские автозаводы есть в семи странах-членах АТЭС, но, разумеется, в Японию, Китай, Таиланд и Мексику, имеющие собственные мощные моторные производства, российские двигатели не пойдут. А речь наверняка идет о более мелких сборочных заводах в Малайзии, Тайване и, что самое вероятное, Вьетнаме.