Мотороллеры Cezeta возвращаются: теперь на электротяге
Какие импортные мотоциклы можно было купить в СССР? Марка Jawa известна, наверное, каждому, а вот венгерская Pannonia и ČZ из Чехословакии встречались не так часто. И только редким счастливчикам удавалось достать мотороллер Čezeta производства того же завода ČZ в чешском Страконице. Даже в начале шестидесятых прохожие сворачивали шеи при виде этой двухметровой машины, за характерную форму носа прозванной торпедой или свиньей. Дело в том, что в носовой части несущего кузова конструкции Ярослава Франтишека Коха располагался бензобак, из-за чего под сиденьем имелась огромная ниша для скарба. Владельцы шутили, что Čezeta — управляемый снаряд, а фара на конце бензобака — детонатор. Хотя статистика утверждает, что возгорания Чезет, по сравнению с мотороллерами других марок, случались ничуть не чаще.
Оригинальные мотороллеры Čezeta
Оригинальные Чезеты выпускались с 1957 по 1964 год. Сначала это были машины серии 501 с одноцилиндровым 175-кубовым двухтактником мощностью 8 л.с. и приточным воздушным охлаждением. Мощность мотора версии 502 выросла до 9,5 л.с., а система охлаждения была усилена вентилятором. Чезету можно было купить с боковой коляской Druzeta или забавным одноколесным прицепом PAV40. Кроме того, были и трехколесные грузовые версии Čezeta 505 наподобие известного тульского мотороллера Муравей. Всего же было выпущено свыше 100 тысяч Чезет.
А теперь легендарный мотороллер возвращается! Но не силами оригинального чешского завода, прекратившего выпуск мотопродукции еще 20 лет назад. За возрождением скутера стоит британец Нил Смит, выкупивший права на марку и дизайн Чезеты. За три года с основания фирмы Čezeta Motors ему удалось разработать новую конструкцию на электротяге и построить заводик в предместье Праги. А сейчас, как раз к шестидесятилетию оригинальной модели, объявлено о начале производства.
Новая Čezeta 506 базируется на стальной хребтовой раме, одетой в композитный кузов. В движение ее приводит электромотор в ступице заднего колеса: у базовой версии 506/01 его мощность равна 8 кВт, а двигатель модификации 506/2 выдает 11 кВт, то есть примерно в полтора раза больше, чем силовой агрегат былой модели Čezeta 502. В первом случае мотороллер оборудуется тяговой литий-железо-иттрий-фосфатной (LiFeYPO4) батареей фирмы Panasonic емкостью 4 кВт·ч. Разгон до 50 км/ч занимает 4,5 с, максимальная скорость — 85 км/ч, а радиус действия может достигать 100 км. Более мощная версия с батареей емкостью 6 кВт·ч, конечно же, быстрее: 3,2 с до «полтинника», 120 км/ч максималки и до 150 км на одной зарядке. Встроенное зарядное устройство позволяет за каждый час, проведенный у розетки, прибавлять по 42 км пробега. А вращая вперед оригинальную ручку «газа» Sway, можно на ходу регулировать интенсивность рекуперативной зарядки.
Преимущество новой Чезеты, помимо яркой ретровнешности, — это возможность управлять ею без водительских прав: по европейским законам машина относится к категории А1, что соответствует бензиновым скутерам с двигателем объемом до 125 «кубиков». А главный недостаток — большая масса. Если сухой вес оригинальной Чезеты был около 140 кг, то теперь примерно столько весит лишь батарея, а еще 115 кг приходится на шасси.
И, конечно же, кусается цена. Даже базовая Čezeta 506/01 стоит на родине 6700 евро без налогов, а более мощная версия обойдется не менее чем в 8300 евро. И это — без учета батареи, которую можно либо арендовать за 750—958 евро в год (в зависимости от емкости), либо купить отдельно за 2500—3333 евро. А еще есть опции: ветровой щиток обойдется в 160 евро, адаптивная светодиодная фара стоит 740 евро, пятилетняя гарантия вместо стандартной двухлетней потянет на 715 евро... Итого: укомплектованная по полной Čezeta 506/02 облегчит карман примерно на 15 тысяч евро!
Впрочем, создатели электроскутера рассчитывают на эксклюзивность. В этом году будет сделано не больше 600 экземпляров. Увеличение объемов производства обещано лишь на 2018 год, когда начнутся поставки электро-Чезет на рынки за пределами Европы.