Scania начинает испытания тягачей-троллейвозов

Ходовые испытания грузовика Scania с электромотором и внешним питанием как у троллейбусов начнутся в феврале 2016 года. Тесты будут проводить на двухкилометровом участке трассы Е16 между шведскими городами Евле и Сторвиком: строительство контактной сети уже подходит к концу. Как тут не вспомнить советский эксперимент с электрическими карьерными самосвалами МАЗ-525? По маршруту их работы протянули провода, производительность троллейвозов-электросамосвалов была примерно вдвое выше, чем у дизельных аналогов, а стоимость тонно-километра — почти вдвое ниже. Но дополнительные трудности с прокладыванием электросети поставили на проекте крест. Нынешние же тягачи Scania — гибридные: в основном для движения используется турбодизель, но при въезде на электрифицированный участок пути водитель поднимает пантографы, смонтированные на специальной раме за кабиной, и тягач переходит на электротягу.

Самосвал-троллейвоз МАЗ-525, 1952 год

Конструкция пантографов разработана компанией Siemens, которая является пионером в области электрификации транспорта. Первый автомобиль на внешней электротяге был создан еще в 1882 году в Германии Вернером фон Сименсом, тогда же была построена экспериментальная контактная сеть длиной 540 м в предместье Берлина.

Первые прототипы гибридных Сканий с пантографами сделали еще три года назад и протестировали в научно-исследовательском центре под Берлином. А новая электродорога в Швеции является частью глобального проекта Gävle Electric Road, одобренного шведским правительственным комитетом по транспорту Trafikverket. Инвестиции в него составили более 15 млн долларов, из которых 9,27 млн выделены правительством страны, а остальную часть добавили местные предприниматели и муниципалитет региона Евлеборг. Основная цель проекта — снизить вредные выбросы тяжелых грузовиков на 80—90%, а заодно проверить гибкость эксплуатации подобного транспорта.

Помимо Скании эксперименты с внешним электропитанием проводят в компании Volvo, но вместо «троллейбусных» технологий здесь решили обратиться к опыту метрополитена: линии электропередач утоплены в дорожное полотно, а в качестве токосъемника используется откидной «башмак», смонтированный на корме тягача. Для испытаний своей технологии компания Volvo три года назад построила под Гётеборгом специальный 400-метровый трек с двумя контактными рельсами.

Конечная цель шведских экспериментов с внешним электропитанием грузовиков — создание внутри страны полноценной «зеленой» системы грузоперевозок к 2030 году. Но если решение о постройке такой сети и будет принято, то выберут лишь один вариант: либо рельсы Volvo, либо провода Скании. Все плюсы и минусы обеих технологий определят в ближайшие несколько лет.

Рекомендованные статьи