В Турции возобновили проект народного автомобиля
На турецкой земле сейчас работает множество «легковых» автомобильных заводов, но все они частично или полностью принадлежат мировым концернам, а производимые там машины носят иностранные марки. Поэтому несколько лет назад правительство страны запустило проект создания собственного автомобильного бренда. В 2015 году для этого была приглашена компания NEVS, к которой перешли бывший завод Saab в Тролльхеттане и права на модель Saab 9-3. Предполагалось, что именно эта машина ляжет в основу будущего турецкого автомобиля: партнеры даже построили несколько прототипов и показали их руководству страны. Но с тех пор о проекте не было никакой информации. Судя по всему, дороги турецких властей и фирмы NEVS разошлись, поэтому теперь создание народного автомобиля запущено с нуля, причем курирует процесс президент страны Реджеп Эрдоган.
Прототипы фирмы NEVS для Турции (2015 год)
Для реализации проекта создан консорциум из пяти компаний: мобильный оператор Turkcell, местные финансовые холдинги Zorlu (ему принадлежит производитель бытовой электроники Vestel), Anadolu и Kiraca, а также инвестиционный фонд BMC Group. Понятно, что все они не имеют опыта в автомобильном бизнесе, уж не говоря про разработку и запуск производства новых автомобилей, поэтому наверняка будет привлечен сторонний партнер из автопрома. Сроки поставлены жесткие: Эрдоган заявил, что ходовые прототипы должны быть построены в 2019 году, а выход на рынок намечен на 2021-й.
Судя по всему, речь все же идет не о разработке полностью нового автомобиля, а о лицензионном выпуске одной из существующих моделей — возможно, с некоторыми доработками. По такому пути прошли многие страны, включая СССР: вспомните ВАЗ-2101, конвертированный из седана Fiat 124, да и весь завод в Тольятти был построен по итальянскому проекту.
Кстати, это не первая попытка создать собственную автомобильную марку в Турции. Еще в 1961 году был представлен среднеразмерный седан Devrim, целиком разработанный силами местных инженеров, но в итоге удалось собрать только четыре экземпляра, из которых до наших дней дожил лишь один. А в 1966-м на местный рынок вышли автомобили Anadol, хотя разработку первой модели A1 турки заказали британской фирме Reliant, а двигатели закупали у компании Ford. Впоследствии под этой маркой выпускали пикапы, универсалы, пляжные багги и даже купе со спортивным уклоном. Но до 1991 года, когда завод перешел в собственность Форда, свет увидело только 100 тысяч автомобилей Anadol.