Русские идут! Одержав феноменальную победу в Германии, Сергей Сироткин вышел в лидеры серии GP2

Фото: GP2 Series

В минувшие выходные вместе с Большим цирком Берни Экклстоуна на Хоккенхайм вернулась и молодежная серия GP2. Юные дарования уже приучили нас к тому, что накал борьбы в гонках с их участием весьма высок, но на сей раз они превзошли сами себя.

Задолго до старта уик-энда было ясно, что многое будет решать умение работать с шинами. Неделей ранее на гладком свежеуложенном асфальте Хунгароринга твердый состав Pirelli совсем не хотел изнашиваться: словно дорожные рабочие до укладки новых слоев консультировались со своими коллегами из Сочи. На Хоккенхайме покрытие немного абразивнее, но главное испытание для шин заключается в наличии большого числа зон интенсивного торможения и разгона. Тут уже четко прослеживается талант гонщика беречь покрышки – одно из важных качеств, если он потом собирается перейти в Формулу-1. А уж если над немецкой трассой палит солнце, то вопрос сохранности протектора выходит на первое место, затмевая рассуждения о зонах DRS и прочем. При этом, видимо, для обострения интриги итальянцы привезли в Германию «средний» и «мягкий» тип шин – это сочетание использовалось в сезоне впервые. Все предвещало трудную жизнь тем, кто привык геройствовать, то и дело обгоняя соперников в самых неожиданных местах. Но кто ж знал, что стратегия у победителя будет настолько удивительной!

Шинники прогнозировали, что стратегии могут удивить зрителей. Но кто же мог подумать, что чехарда с покрышками будет настолько головокружительна, и в ней поучаствуют оба российских гонщика?

Квалификация в GP2 не имеет такого большого значения, как в Формуле-1, так как на одинаковых машинах у талантливых гонщиков всегда есть возможность отыграться. Но и важность поул-позиции никто не отменял – это не только лучшее стартовое место, но и дополнительные очки. Поэтому упорнейшее сражение между лидерами чемпионата Пьером Гасли (Prema) и Сергеем Сироткиным (Art Grand Prix) разгорелось уже в этой сессии. И, будто предвещая ход будущих заездов, россиянин одолел француза – пусть и с небольшим перевесом.

А дальше на Гасли посыпались все возможные проблемы. Сначала гонщик, которого усиленно сватают в команду Toro Rosso, не смог совладать со сцеплением на своем болиде Dallara GP2/11 и провалился в район девятого места. Да, оттуда француз прорвался на подиум, но все усилия Пьера были перечеркнуты из-за сработавшего по ходу гонки на борту его машины огнетушителя. После технической инспекции результат Гасли аннулировали и отправили стартовать в спринте последним. Но все злоключения юниора, находящегося в программе поддержки Red Bull на особом счету у Хельмута Марко, стали лишь небольшой частью той насыщенной жизни, которую прожил пелотон за час заезда.

Особый спрос был к двигателям – около 70% дистанции на Хоккенхайме проходится «газ в пол», и были опасения, что древние четырехлитровые силовые агрегаты Mecachrome будут подводить. Но хотя «старички» дымили маслом на тряском торможении перед Шпицкере, они исправно выдавали свои 612 л.с. и справились с дистанцией без поломок

Сергей Сироткин с поула в гонку ушел уверенно, предоставив возможность соперникам потолкаться в споре за второе место, оставшееся вакантным после заминки Гасли. В итоге лучшим из остальных стал гонщик команды Russian Time Раффаэле Марьчелло, который приступил к настырным атакам на позиции россиянина. Возможно, в этот момент шины на болиде Сироткина работали не лучшим образом, потому что он как-то уж слишком легко пропустил выпад Марчьелло. Видимо, в этот момент стало ясно, что нужно быстрее переходить на средний тип шин, чтобы не потерять еще больше позиций. И надо же было такому случиться, что в момент заезда Сироткина на пит-лейн судьи объявили о включении режима виртуального автомобиля безопасности (VSC)! А в таком случае пит-стоп в счет не идет, так как соперники едут по трассе с той же скоростью, что и заехавший на смену колес гонщик, и потери времени минимальны…

В результате Сироткин после своей остановки выехал на трассу четвертым – и это в самом начале гонки, когда пелотон максимально плотный! Можно было, конечно, начать возмущаться, мол, не специально команда (а коллектив уровня Art Grand Prix вряд ли допустил бы такой промах с незнанием правил) зазвала своего гонщика прямо в момент действия VSC. Табло, информирующее о режиме виртуального автомобиля безопасности, зажглось уже после того, как Сергей проехал мимо него и свернул на пит-лейн. То есть, гонщик не мог видеть это предупреждение, что не помешало судьям принять формально верное решение он его наказании. Но Сироткин продемонстрировал завидное хладнокровие, так необходимое именно сейчас, когда наметился перелом в неудачно складывавшемся поначалу сезоне.

В командном зачете серии продолжает лидировать коллектив Prema, за который выступают Пьер Гасли и Антонио Джовинацци

А нейтрализацией гонка была обязана, к сожалению, другому российскому гонщику, Артему Маркелову, от которого удача в первенстве, наоборот, отвернулась. По меркам нынешнего сезона гонщик Russian Time квалифицировался не особо удачно – только десятым. На старте он отыграл пару позиций и приступил к осаде Джордана Кинга. Досадная ошибка была допущена в тот момент, когда дирекция гонки разрешила использовать систему снижения лобового сопротивления (DRS). Торможение перед поворотом Шпицкере на тряском асфальте и без этого является сложным, а с открытым антикрылом, когда разница в скорости с соперником высока, верно сориентироваться в плотном потоке совсем не просто. В некоторое оправдание Артему можно заметить, что не он один ошибался в этом месте. Даже сам «без пяти минут» гонщик Toro Rosso чуть не проткнул носом своего болида кожух КПП машины соперника, а Даниэль де Йонг и вовсе вынес соперника куда мощнее, чем Маркелов Кинга. Так или иначе, но заглохший автомобиль россиянина работникам трассы пришлось эвакуировать краном, из-за чего режим VSC и был включен, а самого Артема наказали стартом во второй гонке с пит-лейна.

Артем Маркелов создал себе трудности сам в первом заезде, а потом, в воскресенье, зрелищно их преодолевал

В момент, когда Сироткин выехал со своей остановки, которая потом, как окажется, станет не единственной, он понимал, что на «медиуме» придется пройти 30 кругов, в то время как на тестах было установлено, что такой тип шин «живет» 23-24 круга. Тут на руку Сергею произошла еще одна авария – та самая, когда де Йонг не рассчитал со скоростью в Шпицкере и буквально вынес Шона Гелаэля. Виртуальный автомобиль безопасности помог всем сэкономить шины на полтора круга. А затем, когда стало понятно, что еще один пит-стоп неизбежен, команда вполне могла попросить Сироткина атаковать, не жалея этот комплект.

Так или иначе, но Сергей был просто неудержим, создав отрыв от Марчьелло в 23 секунды. После второй остановки, на которой на машину россиянина установили колеса с мягким протектором, отставание Сироткина от итальянца составило восемь секунд. И тут настало время для тончайшего расчета: как не «приговорить» шины и в то же время максимально использовать преимущество более быстрого состава? За четыре круга Сироткин догнал Марчьелло, провел одну попытку атаки в Шпицкере, но решающий удар приберег на самое неожиданную точку трассы – Закскурве, знаменитый вираж на Мотодроме! Обгонять там невероятно тяжело, и часто маневры там оканчиваются в гравии, но на сей раз все было выверено до миллиметра: молниеносное смещение на внутреннюю траекторию, когда соперник уже всеми мыслями на апексе поворота, чуть более позднее торможение с небольшим подрезанием конкурента и проход по самой кромке внешнего радиуса к лидерству! Этот блестящий обгон стал вишенкой на торте – гонка для Сергея выдалась из разряда исторических.

Сергей Сироткин, как и Пьер Гасли, разогнался к середине сезона

Из всех остальных можно отметить финишировавшего вторым Луку Гьото. Итальянец, дебютировавший в GP2 в составе не самой сильной команды Trident, уже который раз продемонстрировал великолепный темп. На сей раз он отлично использовал ситуации с VSC, что позволило максимально затянуть время на «мягком» комплекте и меньше заботиться о сохранности «медиума». В итоге на последних кругах он прошел Марчьелло, который на своем «среднем» типе буквально скользил в каждом повороте и в финишном спурте на какие-то доли секунды пропустил вперед еще и Гасли. Но француза потом наказали, и «бронзу» Раффаэле все-таки вымучил.

В воскресном спринте Сироткин с восьмого стартового места быстро переместился на шестое, а затем обогнал Артура Пика. Ехавший впереди Антонио Джовинацци схлопотал штраф за выдавливание соперника с трассы, а потом и вовсе бросил якорь в гравии. Пока в лидерах с самого старта пребывал Алекс Линн, который так первым и финишировал, второе место удерживал Оливер Роуланд. Причем, удерживал, заметно уступая Линну в скорости. Некоторое время Роуланда атаковал швед Густав Малья, но эти попытки навредили больше самому нападавшему: его шины быстро пришли в негодность и гонщик провалился на девятое место. Сироткин же, оказавшись третьим, действовал более продуктивно. Сначала он присмотрелся к траекториям Роуланда в Шпицкере и обозначил пару атак, на что получил довольно грубый ответ со стороны соперника. Но финальное слово в их споре все равно осталось за россиянином, который перехитрил англичанина, резко нырнув со внешней стороны на внутреннюю перед Шпицкере! У соперника просто не было шансов что-то предпринять, так как вдобавок Сергей нравоучительно расширил выход, тут же пресекая какую-либо возможность перекрестить траекторию. Так было добыто «серебро» при старте с восьмой позиции, что позволило Сироткину сравняться с Гасли в личном зачете и по дополнительным показателям занять первое место. Согласитесь, лучшего подарка перед уходом на летние каникулы и представить себе невозможно!

Борьбы на трассе, даже без учета зон DRS, за выходные GP2 хватило бы на полсезона Формулы-1

Кстати, и в спринте были альтернативные шинные стратегии, одним из пользователей которых стал Артем Маркелов. После старта с пит-лейна было сложно на что-то рассчитывать, но россиянин в своем фирменном стиле принялся обходить соперников одного за другим. Разобравшись по пути с Митчем Эвансом (а это представитель, можно сказать, элиты нынешней серии GP2) Артем выбрался на 13-е место – и тут команда зазвала его на необязательный для воскресенья пит-стоп! Эванс, следовавший за ним, повторил тактический маневр. Одновременно с этим как раз совершил свой визит в гравий Джовинацци, из-за чего дирекция гонки снова организовала режим VSC. Тут уже у судей к сменившим колеса гонщикам вопросов не возникло: заезд в зону обслуживания был осуществлен до нейтрализации гонки. На относительно свежем комплекте Маркелов приступил к новой партии обгонов и на финише достал напарника по Russian Time Марчьелло, который, к слову, стартовал шестым. Финишный створ Артем пересек восьмым, но карающий судейский перст все же передвинул его на девятую позицию – блюстители спортивного порядка наказали россиянина за превышение скорости на пит-лейн…

Выдав захватывающие выходные на Хоккенхайме, молодежная серия вернется в бой в конце августа, когда на легендарной трассе Спа пройдет очередной этап первенства. К слову, на гонки юниоров обращают внимание все больше болельщиков, ранее сконцентрированных лишь на Формуле-1. Оно и понятно: если «Королева автоспорта» в последнее время выдает одну скучную гонку за другой, то в GP2 молодежь скучать не позволяет.

Чемпионат GP2
Положение после семи этапов    
Личный зачет

Место Гонщик Страна Очки
1 Сергей Сироткин Россия 113
2 Пьер Гасли Франция 113
3 Раффаэле Марчьелло Италия 102
4 Антонио Джовинаци Италия 100
5 Оливер Роуланд Великобритания 99
6 Норман Нато Франция 81
7 Джордан Кинг Великобритания 80
8 Митч Эванс Новая Зеландия 77
9 Артем Маркелов Россия 65
10 Лука Гьото Италия 64

Командный зачет

Место Команда Страна Очки
1 Prema Racing Италия 213
2 ART Grand Prix Франция 171
3 Russian Time Россия 167
4 Racing Engineering Испания 161
5 MP Motorsport Нидерланды 105
6 Campos Испания 101
7 DAMS Франция 78
8 Trident Италия 64
9 Rapax Италия 48
10 Carlin Великобритания 34

Рекомендованные статьи