Национализация: как стартовал новый сезон в российских ралли-рейдах

Национализация: как стартовал новый сезон в российских ралли-рейдах
Автоспорт | 13 декабря 2017
Фото: Константин Марков | Эдуард Денисов

Меньше двух месяцев разделяло два сезона в российских ралли-рейдах: ивановская баха Легенды озера завершила Кубок страны в конце октября, а ульяновская баха Симбирский тракт дала старт новому циклу в минувшие выходные. Однако за эти несколько недель в отечественных гонках по бездорожью успела случиться настоящая революция. Или, если быть точнее, «национализация»!

Не открою большого секрета, если скажу, что за последние годы российские ралли-рейды превратились из массовых соревнований в элитный спорт для богатых спортсменов. Не буду говорить о причинах, но деградация внедорожной дисциплины была налицо: бюджеты для участия становились все больше, а экипажей на этапах чемпионата и Кубка страны — все меньше. И только минувшей осенью руководство Российской автомобильной федерации решилось на серьезные перемены: были пересмотрены и регламенты соревнований, и календарь всероссийских серий, и — самое главное — технические требования к автомобилям.

Трасса, проложенная в Теренгульском районе Ульяновской области, состояла из двух спецучастков по два 70-километровых круга в каждом. А такие 400-сильные прототипы, как у москвича Андрея Сушенцова, теперь очков в зачет Кубка России не получают

Если раньше «бюджетный» Кубок России был, по сути, филиалом чемпионата страны, а моду в нем диктовали экипажи на дорогущих прототипах, то теперь топовой технике в эту серию вход заказан. Отныне пилоты на внедорожниках, подготовленных для международных гонок, могут соревноваться только за медали в «высшей лиге». Вместо этого на первый план в Кубке страны вышли самые доступные зачеты Рейд-Спорт и Национальный. Причем технические требования к последнему тоже пересмотрены — если раньше в «нацклассе» стартовали машины весьма свободной подготовки, то теперь сделано все, чтобы наполнить его почти что серийными автомобилями отечественного производства. Как в те старые-добрые времена, когда Нивы и УАЗы составляли основу пелотона даже в чемпионате страны…

Об успехе или неудаче «национализации» в ралли-рейдах можно будет всерьез говорить только по окончании нового сезона, однако итоги декабрьской гонки в Ульяновске настраивают на мажорный лад. Если год назад на этапах Кубка России в Рейд-Спорте и Национальном суммарно не набирался даже десяток участников, то теперь только в этих двух классах стартовало 15 машин! Отрадно, что к пелотону впервые за несколько лет вновь присоединилась заводская команда УАЗа. Ну а коллектив ГАЗ Рейд Спорт выставил в Ульяновске сразу три полноприводных Газели и один Соболь 4х4 с двигателем Cummins 2.8.

В зачете Кубка России газовским экипажам не было равных — несмотря на то, что привычные лидеры команды, Александр и Михаил Коструков, уступили места необстрелянной молодежи. Впрочем, это только в ралли-рейдах новобранцы были новичками. Зато в других гоночных дисциплинах их имена весьма известны: 29-летний москвич Иван Самарин до этого становился победителем российских первенств в картинге и кольцевых гонках, а 26-летний ростовчанин Евгений Суховенко выигрывал чемпионат страны по ралли. Всю первую половину гонки одноклубники вели горячее сражение между собой — пока Самарин не совершил ошибку и не повредил свой Соболь 4х4. После этого Суховенко спокойно довел дело до своей первой победы в ралли-рейдах — и, если посмотреть на времена в итоговом протоколе, получилась она весьма убедительной!

Национальный класс в Ульяновске довольно быстро лишился главного фаворита — действующий обладатель Кубка страны Богдан Вавренюк перевернул свой УАЗ Карго и после этого был вынужден завершить соревнования. Ну а упавшее из его рук «знамя» успешно подобрал москвич Александр Пономаренко, который сумел выиграть в своем зачете, даже несмотря на отказ тормозов и переднего моста!

Москвич Александр Пономаренко и ульяновец Александр Кузнецов впервые стартовали в одном экипаже

Однако вовсе не кубковые «бойцы» оказались быстрейшими на заснеженной трассе. Лучшее время в общем зачете бахи Симбирский тракт показал подмосковный экипаж в составе Ивана Маликова и Дмитрия Карпова, выступавший на турбированном мотовездеходе Can-Am Maverick Х3. Дебютантам ульяновских гонок пришлось не сладко: их SSV не был оборудован печкой, а установленное для защиты от морозного ветра лобовое стекло нещадно запотевало. Однако это не помешало Маликову с Каропвым выиграть оба спецучастка, опередив экипаж Суховенко на 14 с лишним минут!

Иван Маликов и Дмитрий Карпов тренировались в Ульяновске перед первым этапом Кубка мира, который пройдет в феврале в Карелии

Правда, получили Иван с Дмитрием за свою прыть только призы, а не зачетные очки. Ведь Кубок России в мотовездеходном классе Т3 (равно как и в грузовом зачете Т4) будет разыгрываться исключительно на летних гонках.

 Баха Симбирский тракт
Кубок России по ралли-рейдам, 1-й этап
Ульяновск, 8-9 декабря
Стартовало 23 экипажа, классифицировано 17
Итоговая классификация:

Место Экипаж Город Автомобиль Зачет Время
1 И.Маликов/Д.Карпов Останкино Can-Am Maverick X3 T3 3:16.29
2 Е.Суховенко/А.Мальцев Ростов-на-Дону ГАЗель Next R +14.14
3 Ф.Воробьев/А.Обухов Москва Can-Am Maverick X3 T3 +29.04
4 М.Расторгуев/О.Нежнов Ростов-на-Дону ГАЗель Next R +31.56
5 Е.Охотников/Д.Савостин Ульяновск ГАЗель Next R +32.52
6 А.Пономаренко/А.Кузнецов Москва УАЗ-31519 N +40.32
7 В.Сандыбаев/Ю.Андронов Чебоксары ВАЗ-21213 N +52.48
8 Д.Кузнецов/М.Плюхин Ульяновск Mitsubishi Pajero R +54.18
9 А.Сушенцов/А.Щанов Москва Nissan NP300 Pick-Up T1 +57.03
10 Д.Рыбин/А.Батенко Ульяновск УАЗ-3164 N +59.25

Календарь чемпионата и Кубка России по ралли-рейдам на 2018 год

Даты Название соревнований Место проведения Статус
8-9 декабря Симбирский тракт Ульяновская обл. Кубок России (N, R)
16-18 февраля Северный лес Карелия Чемпионат России (Абсолют, Т2, Т3, R)
11-14 апреля Золото Кагана Астраханская обл. Чемпионат России (Абсолют, Т2, Т3, R)
11-14 апреля Золото Кагана Астраханская обл. Кубок России (Т3, Т4)
18-20 мая Баха Крым Крым Чемпионат России (Абсолют, Т2, Т3, R)
18-20 мая Баха Крым Крым Кубок России (Т4)
10-12 июня Холмы России Ульяновская обл. Кубок России (N, R)
27-29 июля Can-Am X Race Удмуртия Кубок России (Т3)
24-26 августа Великая степь - Волга Саратовская обл. Чемпионат России (Абсолют, Т2, Т3, R)
7-9 сентября Can-Am X Race Челябинская обл. Кубок России (Т3)
29-30 сентября Баха Ростов Ростовская обл. Чемпионат России (Абсолют, Т2, Т3, R)
29-30 сентября Баха Ростов Ростовская обл. Кубок России (Т3, Т4)
26-28 октября Баха Иваново Ивановская обл. Кубок России (N, R)

Рекомендованные статьи