Ралли-рейд в Волгограде: КАМАЗ с «автоматом» против прототипов
Гонка под названием «Великая степь — Дон» появилась в календаре чемпионата России по ралли-рейдам почти что в пожарном порядке. Первоначально третьим этапом нашего внедорожного турнира должны были стать майские соревнования в Казахстане. Однако с устроителями первого в Средней Азии этапа Кубка мира договориться так и не удалось — и на смену ему оперативно пришли июньские соревнования в Волгограде.
Африканская чума? Подумаешь, какие мелочи!
Организация гонки в сжатые сроки всегда влечет за собой ряд сложностей — не обошлось без проблем и в междуречье Волги и Дона. В отличие от прошлого года, когда волгоградскую трассу записывал легендарный ралли-рейдовый штурман Сергей Таланцев, «Великую степь» делала другая команда. По ходу гонки у большинства экипажей возникли вопросы к дорожной книге — ряд позиций не «бился» на местности, а один из включенных в маршрут гонки бродов по факту представлял собой настоящее болото, в котором по очереди засели даже такие опытные спортсмены, как Борис Гадасин и Сергей Успенский.
Отдельные вопросы вызвало проведение пролога ралли-рейда на волгоградской мотокроссовой трассе АлИг. По мнению части гонщиков «загонять» четырехколесную гоночную технику на трек, где обычно соревнуются мотоциклисты, было по меньшей мере авантюрной идеей. Однако этого мнения придерживались далеко не все и — что немаловажно — благодаря зрелищным полетам автомобилей и мотоциклов пролог стал настоящим украшением гонки, а уж про реакцию зрителей и вовсе нечего говорить!
Мотоциклисты на ралли-рейдах — это особая каста. В центре снимка — Иван Ли. В прошлом и позапрошлом году в Волгограде он сломал руку и ключицу! В этот же раз петербуржец все же сумел финишировать на второй позиции
Перед глазами собравшихся волгоградцев промчались все три десятка участников на автомобилях, а также представители мотозачетов. Особое внимание, конечно, же привлекли прототипы и грузовики команды КАМАЗ-мастер. Но если первые в этот раз не привезли на гонку ничего принципиально нового, то камазовцы в очередной раз провели «боевые тесты» новинок в преддверии ралли-марафона «Шелковый путь». Главная новость — на автомобиль Айрата Мардеева была впервые установлена экспериментальная автоматическая коробка передач. Сперва ее опробовали на тестах, а затем в гонке работу нового агрегата сравнили с привычной механической КПП, которая стояла на грузовике у Антона Шибалова. Очный поединок выявил победителя — «автомат» показал себя лучше!
Гоночные КАМАЗы вызывают уважение и даже страх. А уж когда они летят, да еще и так высоко…
По словам Айрата, новая коробка позволяет автомобилю быстрее набирать скорость и в целом ведет себя очень хорошо. Любопытно, что, как и на раллийных автомобилях категории WRC, управление коробкой передач продублировано — помимо рычага, при помощи которого гонщик повышает и понижает передачи, эту же работу можно проделать подрулевыми лепестками. Их и раньше на КАМАЗе было аж четыре: два отвечали за стабилизаторы поперечной устойчивости, а еще два — за работу блокировок. Теперь же последними можно переключать передачи. Однако Мардеев признался, что эта идея не сработала — уж больно много пилоту приходится крутить рулем, и работать с КПП с помощью подрулевых лепестков банально неудобно.
Тем не менее, еще до старта было очевидно — с новой коробкой или со старой, КАМАЗы будут вести борьбу за победу в общем зачете. Так оно и получилось! Единственным гонщиком, сумевшим по итогам трех дней соревнований опередить пилотов «синей армады», стал представитель команды Suprotec Racing Андрей Новиков на прототипе G-Force BARS. Неудачник второго этапа чемпионата (в Крыму экипаж братьев Новиковых уже на прологе заблудился и, получив штраф в десять минут, выбыл из борьбы за подиум) в Волгограде взял у соперников убедительный реванш.
Пожалуй, единственным неприятным моментом для Андрея Новикова за всю гонку стала непрописанная в легенде яма, в которую угодил его прототип. Но повреждения автомобиля оказались чисто косметическими
Помимо чистой скорости, Андрей и Владимир смогли разгадать все навигационные загадки, придуманные организаторами, и с первого же этапа ушли в отрыв — москвичам удалось выиграть все три спецучастка. И лишь победа на прологе была завоевана другим пилотом — тут лучшим стал другой гонщик Супротека и по совместительству автор прототипа G-Force BARS, Борис Гадасин.
Напомню, что на прошлом этапе заслуженный мастер спорта из Северной столицы был вынужден сойти из-за технических проблем. Не обошлось у Гадасина без неприятностей и в Волгограде. На первом субботнем спецучастке петербуржец (его машина — на заглавном снимке) заблудился и показал лишь 15-е время, а на втором застрял в болоте, из которого его смог вытащить только Айрат Мардеев. В итоге Гадасин закончил ралли-рейд на третьей позиции в абсолютном зачете, а завоеванные в Волгограде очки стали для Бориса первыми в сезоне.
К этой дюне на СУ3 Александр Потапов приехал вторым в абсолюте вслед за своим одноклубником Андреем Новиковым — следы его автомобиля видны на снимке. Кто знает, какое место занял бы пилот Нивы, если бы не поломка маховика…
Поначалу казалось, что в борьбу за победу вмешаются и другие гонщики. Однако приехавший в Волгоград после ралли-рейда в Казахстане лидер сезона Виктор Хорошавцев на втором спецучастке заблудился, а на третьем и вовсе сошел из-за поломки кардана на его дизельном BMW X3. Насобирал неприятностей и самый именитый российский раллист Сергей Успенский. На прологе его пикап Nissan NP300 не проехал и километра, как один из тормозных дисков раскололся пополам. Итог — лишь 17-е время и потерянная минута. И хотя на первом полноценном спецучастке столичный ветеран показал второй результат, на СУ3 все надежды Сергея Вадимовича утонули в болоте — Успенский застрял там же, где до него был Гадасин.
Главный закон для зрителей в автоспорте — всегда стоять лицом к машине. Вот очередной пример. Ошибка в повороте, удар о бруствер — и Mitsubishi Эдуарда Царюка отлетает за пределы трассы. Но на «отработке» ее разворачивает и мгновением позже этого кадра машина направится прямиком по направлению к фотографу!
Но если вслед за петербуржцем ехали КАМАЗы, которые и вытащили G-Force BARS из трясины, то к моменту проезда москвича грузовики уже уехали вперед. А еще превратившаяся в недвижимость машина невольно создала проблемы другим участникам — Nissan «утонул» так неудачно, что объезжавшие его с левой стороны гонщики уходили по неправильному пути. А когда участники понимали, что они на ложном маршруте, было уже поздно — им пришлось тратить массу времени на то, чтобы найти правильную дорогу.
Безумству храбрых… Машины участников серийного зачета даже не имеют каркаса безопасности, но это не мешает их пилотам ехать «на все сто»
Кто же вклинился между Новиковым и Гадасиным? В абсолютном зачете не учитываются результаты экипажей грузовой категории Т4. Поэтому второе место Айрата Мардеева и четвертое Антона Шибалова мы вынесем за скобки. Таким образом, останется только лишь один возмутитель спокойствия: Алексей Черкесов — именно он стал обладателем второго места на финише ралли-рейда «Великая степь — Дон». Стабильная езда без существенных потерь времени стала залогом успеха гонщика из Белгорода, выступающего на семилитровом бензиновом прототипе Nissan NP300 Pick-Up.
Владимир Фролов прошел брод на финальном СУ4 агрессивно, быстро и уверенно. Только вот парой километров ранее москвич простоял почти час, устраняя поломку тормозного суппорта, которая стоила ему призового места по итогам гонки
На четвертой позиции в условном легковом абсолюте закончил гонку еще один белгородец Максим Кирпилёв, выступавший на автомобиле национальной группы Рейд-Спорт. Такой же дизельный пикап на базе внедорожника Toyota Land Cruiser 80 привез к серебру в самом многочисленном классе Дмитрия Черкесова. И только третье время на этот раз смогли показать пилоты чемпионской команды ГАЗ Рейд Спорт на Газелях — бронзу гонки завоевал Александр Коструков из Подмосковья.
Когда-то над гоночными Газелями посмеивались. Но только до того момента, когда пилоты команды ГАЗ Рейд Спорт стали чемпионами страны в национальном зачете!
Борьба в «серийном» международном зачете Т2 завершилась победой москвича Константина Иванова на дизельной Тойоте, а без того грустная ситуация в классе мотовездеходов Т3 еще больше усугубилась. В Волгоград приехали только три «кибитки», что автоматически отменяло начисление очков участникам — необходимый для этого кворум составляет пять машин. В любом случае, победу в Т3 вновь одержал москвич Игорь Хмельницкий, оставивший позади петербурженку Марию Опарину и своего земляка Сергея Лимасова.
Мария Опарина и Таисия Штанева составили единственный полностью женский экипаж этой гонки
Следующий этап чемпионата России по ралли-рейдам пройдет только в конце августа в Саратовской области — такая большая пауза вызвана проведением международного ралли-марафона «Шелковый путь». Ну а тех спортсменов, кто не поедет в Китай, ждут в конце июля в подмосковной Коломне — там будут разыграны очки второго раунда Кубка страны.
Ралли-рейд Великая степь - Дон
Чемпионат России по ралли-рейдам
Волгоград, 2-4 июня
Стартовало 28 экипажей, классифицировано 22
Итоговая классификация:
Место | Экипаж | Город | Автомобиль | Зачет | Время |
---|---|---|---|---|---|
1 | А.Новиков/В.Новиков | Москва | G-Force BARS | T1 | 5:35.25 |
2 | А.Мардеев/Д.Свистунов/А.Галяутдинов | Набережные Челны | КАМАЗ-43269 | Т4 | +11.04 |
3 | А.Черкесов/А.Шевелев | Белгород | Nissan NP300 Pick-Up | Т1 | +20.34 |
4 | Б.Гадасин/Д.Павлов | Санкт-Петербург | G-Force BARS | T1 | +41.50 |
5 | А.Шибалов/Д.Никитин/И.Романов | Набережные Челны | КАМАЗ-4326 | Т4 | +43.34 |
6 | М.Кирпилев/О.Тюпенкин | Белгород | Toyota LC80 | R | +1:09.10 |
7 | В.Фролов/А.Шапошников | Москва | Nissan NP300 Pick-Up | T1 | +1:29.22 |
8 | Д.Черкесов/В.Простаков | Белгород | Toyota LC80 | R | +2:11.06 |
9 | А,Коструков/Е.Павлов | Бронницы | Газель Next | R | +2:16.56 |
10 | И.Хмельницкий/Д.Кожухов | Москва | Yamaha YXZ 1000 R | T3 | +2:33.01 |
… | |||||
15 | К.Иванов/А.Горьков | Москва | Toyota LC200 | T2 | +3:49.15 |