Чем зарабатывают пилоты Формулы-1 за пределами гоночных трасс?

Фото: danielricciardo.com | f1-fansite.com | fernandoalonso.com | kimiraikkonenspace.com | Nicola Stead/BBC | ricciardokart.com | rockpaperglam.com | verstappen.nl | wtf1.com

Гонщики Формулы-1 — люди обеспеченные. Причем некоторые обеспечены настолько, что заработанного состояния хватит их детям и внукам. По данным издания Forbes, гонорары главных звезд современной «Королевы автоспорта» превышают 30 миллионов долларов в год. Если переводить в рубли, то это больше 1,7 миллиарда! Казалось бы, для чего при таких деньгах заниматься чем-то еще? Лежи себе на пляже, отрывайся в лучших клубах мира — одним словом, наслаждайся жизнью. Но это шаблонный и устаревший образ гонщика Формулы-1. Времена Джеймса Ханта давно прошли, и жизнь современного пилота за пределами трека выглядит совсем иначе: постоянные тренировки, брифинги с командами, спонсорские мероприятия... При этом многие гонщики действительно успевают вести собственные дела и зарабатывать дополнительные миллионы. 

Макс Ферстаппен
Годовая зарплата в Формуле-1: 3 млн долларов

Этим летом восходящая звезда Формулы-1 Макс Ферстаппен обзавелся собственным магазином одежды в голландском городе Свалмен. Официальная атрибутика того или иного гонщика встречается на сайте почти любой команды, но 19-летний пилот коллектива Red Bull Racing пошел чуть дальше.

В двухэтажном здании, где раньше располагался магазин мебели, теперь можно приобрести кепки, футболки, кружки, флаги. Все это, естественно, в фирменных цветах Red Bull Racing и с логотипом Макса. Также в заведении представлены «музейные» экспонаты: шлем, перчатки, комбинезоны Ферстаппена и даже его карт.

Из-за настоящей ферстаппеномании среди жителей Голландии в день открытия в магазине было не протолкнуться, даже рабочий день продлили! Благо товаров хватило всем. Впечатляет склад — это огромное помещение с трехэтажными стеллажами, поддонами и сотнями коробок, которые для фасовки подвозят на погрузчике. А для тех, кто не может попасть в Свалмен, работает онлайн-магазин.

С трудом верится, что все это сделано ради одного гонщика, который совсем недавно начал карьеру и выиграл пока лишь один Гран При. Какого уровня популярности достигнет Ферстаппен на родине, если однажды станет чемпионом, можно только представить.

Даниэль Риккьярдо
Годовая зарплата в Формуле-1: 6,5 млн долларов

Учитывая популярность и харизматичность Даниэля Риккьярдо, вполне логично, что австралиец занялся проектом под собственным брендом. В конце 2014 года гонщик Red Bull запустил именную марку карта Ricciardo Kart производства итальянской компании Birel ART, одним из совладельцев которой является Николя Тодт, сын президента FIA Жана Тодта и менеджер таких гонщиков, как Фелипе Масса и Пастор Мальдонадо.

Риккьярдо принимал непосредственное участие в разработке шасси и сам придумал бело-голубую ливрею, под которой машинки с его именем теперь представлены во всех ведущих европейских первенствах по картингу, а также в чемпионате мира. Продажи идут весьма успешно, о чем свидетельствует растущее количество официальных дилеров по всему миру. Согласно данным на сайте Ricciardo Kart, представительства марки уже есть в десятках стран — не только в Европе и Азии, но и за океаном.

Но Риккьярдо и его партнеры не ограничились производством и продажей. Они также основали заводскую команду Ricciardo Kart Racing, которая с 2017 года выступает в чемпионатах мира и Европы, поддерживая юных гонщиков с Зеленого континента. Вполне вероятно, что следующим шагом Риккьярдо станет роль менеджера. Так, глядишь, лет через десять кто-нибудь из его подопечных дойдет и до Формулы-1!

Есть у Дэна и собственный бренд одежды, который он запустил в начале 2017 года. Джемперы, футболки, кепки и многое другое. Первая и пока единственная партия поступила в продажу перед Гран При Австралии в конце марта, но в ближайшее время на официальном сайте гонщика откроют особенный раздел, где любой желающий сможет приобрести понравившуюся ему вещь с фирменным логотипом.

В общем, только на публике Даниэль выглядит таким весельчаком, а на самом деле это серьезный парень с большими амбициями в бизнесе.

Кими Райкконен
Годовая зарплата в Формуле-1: 7 млн долларов

Несмотря на всю свою внешнюю закрытость, Райкконен человек довольно разносторонний, и на Формуле-1 свет клином для него не сошелся. Во время вынужденной двухлетней паузы в карьере Айсмен даже пробовал силы в чемпионате мира по ралли! Благо отступных после досрочного расторжения контракта с Ferrari Райкконен получил достаточно — около 35 миллионов.

Выступая в WRC, Кими придумал собственный бренд — ICE 1 Racing, под которым одновременно выставил команду и в чемпионате мира по мотокроссу. Казалось бы, где ралли и где мотокросс. Но, как признался в нескольких интервью сам чемпион мира Формулы-1, ему с детства нравился этот вид спорта. Начинать профессиональную карьеру в 30 лет было поздновато, а вот создать команду — вполне. Проект, как показало время, получился успешным: если из ралли ICE 1 Racing ушла вместе со своим основателем в конце 2011-го, то в мотокроссе команда прошла путь от любительской до заводской.

На протяжении трех первых сезонов результатов практически не было: подопечные Райкконена с трудом пробивались даже в топ-10. Но с получением заводской поддержки марки Husqvarna в 2014-м дела пошли в гору как в плане результатов, так и в финансовом отношении. Сначала коллектив обрел титульного спонсора в лице компании Red Bull, а в 2016-м ее сменил другой производитель энергетических напитков — Rockstar Energy.

За последние годы Rockstar Energy Husqvarna Factory Racing выиграла в общей сложности десять гонок в главной категории MXGP, а по итогам прошлого сезона немец Макс Нагл стал бронзовым призером чемпионата мира!

Из-за плотного графика в Формуле-1 Райкконен редко бывает на гонках и в основном поддерживает связь с командой по телефону. Подопечные Айсмена очень довольны его подходом. «О таком боссе, как Кими, можно только мечтать, — говорит Нагл. — Другие команды, например, стараются сократить транспортные расходы, но Кими знает, что лучше потратиться и дать хорошо отдохнуть сотрудникам перед соревнованиями».

Впрочем, Райкконен живет не только гонками. В ближайшее время Кими планирует открыть караоке-бар в исторической части Хельсинки, в районе под названием Катаянокка. В апреле в здании площадью 150 квадратных метров началась отделка. Название и дата открытия заведения держатся в строгом секрете.

Правда, Кими предпочитает не рассказывать о своих делах за пределами гоночной трассы и тактично уходит от ответа, когда его атакуют журналисты. «Умею ли я петь? Очень плохо. Но это не самое главное в караоке, важнее всего повеселиться и хорошо провести время», — сказал Кими на пресс-конференции перед Гран При России — 2017, когда его спросили о караоке-баре и вокальных данных.

В том, как хорошо повеселиться, Райкконен знает толк: у него была бурная молодость. Главное, чтобы никто из будущих посетителей его караоке-бара не падал потом с палубы яхты и не спал в обнимку с надувным дельфином на лавочке рядом с заведением.

Фернандо Алонсо 
Годовая зарплата в Формуле-1: 40 млн долларов

В последние два месяца Алонсо в связи с участием в гонке «500 миль Индианаполиса» было так много в СМИ, что не заметить надпись «Kimoa» на его очках, одежде или униформе мог только очень невнимательный человек.

Это слово переводится с гавайского как «смотрящие вместе на закат». Такое название Фернандо и его друзья, выросшие у моря в Астурии, выбрали для своего модного бренда. Как рассказал Алонсо на презентации в начале апреля, идея создания совместного бизнеса возникла еще полтора года назад. Сначала они хотели открыть ресторан или пляжный бар в Барселоне, но в итоге выбор был остановлен на модном бренде, под которым теперь выпускаются бейсболки, футболки, солнцезащитные очки и даже скейтборды с досками для серфинга.

За несколько месяцев компания выросла с четырех до 17 сотрудников. На должность креативного директора была назначена обладательница ряда престижных премий Лейер Валенте, принимавшая участие в показах 3D-печатных моделей одежды, обуви и аксессуаров 3D Print Fashion Show и мероприятиях Mercedes-Benz Fashion Week в Варшаве, Амстердаме, Берлине и Мадриде. Приобрести продукцию пока можно только онлайн, но, как заявил менеджер Алонсо Хосе-Мария Абад, также приложивший руку к созданию бренда, в 2018 году Kimoa может появиться и в обычных магазинах.

А еще вот уже несколько лет функционирует картодром, построенный Алонсо в родном городе Овьедо. 1800-метровая трасса, спроектированная самим Фернандо, включает в себя ряд копий знаменитых во всем мире поворотов (например, «эски» Сузуки и последний поворот в Валенсии) и соответствует всем стандартам FIA. Кроме того, на территории центра также открыты именной музей Алонсо и школа картинга, в которой опытные инструкторы учат азам картинга детей в возрасте от 8 до 11 лет. Ни один другой современный гонщик Формулы-1 похвастать такими владениями не может. Правда, в последнее время у испанца возникли проблемы и в этой сфере. В конце апреля на картодроме в Овьедо получил смертельные травмы 11-летний Гонсало Басурто.

Расследованием трагического инцидента занялась Испанская автомобильная федерация, которая постановила, что авария произошла по стечению обстоятельств: после контакта с машиной одного из соперников карт Басурто подлетел, перевернулся и приземлился на асфальт вверх колесами. Претензий к самому картодрому у федерации не оказалось. Однако через месяц, в дни проведения этапа чемпионата Европы (самого престижного события в недолгой истории картодрома Алонсо), владелец команды KSM Ральф Шумахер в пух и прах раскритиковал конфигурацию трассы. Как сказал тогда младший брат семикратного чемпиона Формулы-1, трек строили люди, ничего не понимающие в гонках на картах, и вообще это не место для соревнований международного уровня…

Алонсо, естественно, выступил в защиту собственной трассы, закончив реплику словами: «Не забывайте, что у Ральфа тоже есть свой картодром и он также хотел бы принимать этап чемпионата Европы. Может, его трасса не понравилась FIA?» Но возможно, в чем-то Шумахер-младший оказался прав, поскольку в ответном заявлении он рассказал о том, что Фернандо все же согласился внести изменения в конфигурацию трека. На этом война между бывшими соперниками была завершена. Учитывая проблемы в Формуле-1 и неопределенность с будущим, Алонсо, наверное, сейчас меньше всего нужны неприятности в бизнесе.

Льюис Хэмилтон
Годовая зарплата в Формуле-1: 31 млн долларов

У Хэмилтона, в отличие от его коллег и соперников, нет собственных линейки одежды и картодрома, да и караоке-бар он открывать не собирается. Британец подался в сферу, в которую гонщики обычно не стремятся. Речь идет о шоу-бизнесе.

В ранние годы карьеры в Формуле-1 Хэмилтон регулярно говорил, что мечтает сняться в кино. И при нынешних рейтингах Льюиса, которые, согласно данным последнего глобального опроса среди болельщиков, сравнимы только с уровнем популярности Михаэля Шумахера в конце карьеры, для него не проблема получить роль в фильме — пусть пока только в качестве звездного камео.

Трехкратный чемпион мира озвучивал героев в двух последних частях франшизы «Тачки», появился в роли самого себя в эпизоде комедии «Образцовый самец — 2» — которая, правда, провалилась в прокате. А еще гонщик команды Mercedes настолько крут, что даже стал одним из персонажей в шести сценах компьютерной стрелялки Call of Duty: Infinite Warfare, где ему досталась небольшая роль инженера на борту космического крейсера «Возмездие».

В дальнейших планах трехкратного чемпиона мира — съемка автобиографической картины и выход дебютного музыкального альбома, который поклонники Льюиса ждут уже много лет. По собственному признанию, он записал уже около 250 композиций, в основном в стиле R&B! Никто, правда, из широкой публики пока не слышал его произведений. Хотя пару лет назад на YouTube появилась одна песня, исполненная Льюисом под гитару, но вскоре она была изъята из общего доступа. Поэтому оценить его творчество просто никто не успел.

Друзья Льюиса из музыкальной индустрии, такие как Дрейк, Ашер, Тимбалэнд и Фаррелл Уильямс, высоко отзываются о его работе в звукозаписывающей студии. Сам он пока не торопится с дебютным релизом, но, учитывая, сколько времени и сил Хэмилтон вложил в это, рано или поздно премьера обязательно состоится!

Рекомендованные статьи