От копеечной свечи… Японский финиш красной мечты

Фото: команды-участницы

Сход Феттеля на Сузуке стал катастрофой не только для Ferrari. Это удар по всей интриге чемпионата. Может ли Феттель одержать четыре победы подряд? Может, если у него больше ничего не сломается. Но ведь и Хэмилтон при этом будет набирать очки. Конечно, Льюиса еще ждет как минимум один старт из задних рядов пелотона, связанный с необходимостью замены силовой установки. Вполне возможно, эта сверхлимитная замена может состояться уже перед Гран При США. Но даже если Себастьян победит, а Льюис не наберет там очков, преимущество последнего все равно будет очень убедительным.

Если в Малайзии Ferrari подвели композитные элементы турбокомпрессора, изготовленные в Маранелло, то на этот раз – японская свеча зажигания. Компонент от стороннего поставщика. Интересно, можно ли организовать объективный контроль того, из чего в Скудерии собирают силовую установку и машину? Или у них все просто так, «на доверии»? Методы, дающие возможность проверить свечи до установки в мотор, есть. Вопрос в том, налажена ли на фабрике команды проверка этих достаточно простых и надежных компонентов. Кроме того, при тех возможностях телеметрии, которые есть сейчас, команда в режиме реального времени получает все сведения о зажигании, которые только возможны. Вряд ли свечи поменяли непосредственно перед гонкой, ведь машина находилась после квалификации в режиме закрытого парка. Но даже если и так, то Феттель, как минимум, проехал перед стартом формировочный круг – и инженеры должны были забить тревогу.

Но это автоспорт. Технические проблемы были, есть и будут, причем самые неожиданные. В конце концов, свеча могла отказать внезапно, из-за нагрузок в стартовом режиме работы мотора. Этого избежать нельзя, а вот таких неприятностей, что случились у Феттеля с Райкконеном в Малайзии – можно. Если наладить контроль качества после всех производственных операций. Ясно, что нарушения технологии на таком уникальном производстве, как фабрика команды Формулы-1, очень редки. Но ведь и цена их чудовищно высока! Это не только судьбы людей, спортсменов, которые сражаются за победы. Это и деньги, в конце концов. Очень большие деньги. Может быть, они Скудерии не очень-то нужны?

Вспомните, как часто Ferrari проигрывала тогда, когда могла победить. Определенная расхлябанность Ferrari в достижении результатов заметна. Она характерна практически для всех времен после ухода от дел основателя команды. Исключение одно – славный период Жана Тодта и Михаэля Шумахера. В остальные же времена Скудерия боролась за трофеи… с некоторой расслабленной снисходительностью, что ли. И, в общем, понятно, из чего она происходит. Всем остальным командам надо было сражаться за свой авторитет, за то, чтобы завоевать болельщиков и рекламодателей. А они там, в Маранелло – уже Ferrari, понимаете? У них все равно будет больше всего болельщиков. И поток рекламы не прервется.

Уникальный случай в истории коммерческой рекламы – одна известная фирма уже давно платит Скудерии солидный спонсорский взнос, не требуя взамен ни-че-го. Вообще. Никаких надписей на машинах, никаких нашивок на комбинезонах. Поскольку фирма табачная, то и реклама ее запрещена. Первое время пробовали изображать на машинах штрих-код или бело-красный уголок, ассоциативно напоминающие о бренде сигарет, о самой популярной зарубежной марке в СССР. Но и это запретили. А табачные деятели все равно остаются партнерами команды и платят за это, получая разве что места в паддок-клабе Скудерии. Потому что это Ferrari! Побеждает она или нет.

Поэтому и каждый работник команды счастлив своей принадлежностью к легендарному сообществу. И, безусловно, способен на подвиги – например, героически восстановить разбитую на тренировке машину Райкконена перед японской квалификацией. Но подвиги – это одно, а правильная организация производства гоночной техники – совсем другое. Первое для достижения результата порой желательно, порой нужно. Второе необходимо всегда, и мелочей здесь нет. До наших дней дожила поговорка о том, как от копеечной свечи Москва сгорела. Так вот на Сузуке сгорела красная мечта о чемпионском титуле для их гонщика. От свечи ценой в 59 евро. И, по иронии судьбы, теперь отставание Феттеля от Хэмилтона – 59 очков.

Джолион Палмер провел в Японии свою последнюю гонку за Renault, теперь его заменит Карлос Сайнс

Затрагивая другие аспекты гонки на Сузуке, хочется вспомнить о шинах. В Японии мы в полной мере смогли оценить ошибочность выбора Pirelli на нынешний сезон. Шины слишком жесткие и износостойкие. Поэтому самые твердые составы из трех привезенных на любой Гран При практически всегда игнорируются участниками. А ресурса двух оставшихся почти везде хватает для того, чтобы проехать гонку с одним пит-стопом. Или все надеются, что хватает. Понимаете? Все настолько уверены в «дубовости» нынешних шин, что никто всерьез уже и не рассматривает стратегии даже с двумя пит-стопами, не говоря уже о большем их количестве. Хотя стойкость даже нынешних составов небеспредельна, в это никто не верит.

Для Сузуки фирма Pirelli предлагала стратегию с двумя остановками в боксах. Никто и не думал послушаться рекомендаций шинных поставщиков! Все поехали с одной остановкой. Попытки придумать что-то оригинальное выглядели откровенной глупостью. Как, например, стратегия Паскаля Верляйна, под пейс-каром дважды заехавшего на пит-стоп, поменяв Soft на SuperSoft и тут же – обратно. Неужели, поставив на третьем круге новый Soft, Верляйн надеялся продержаться на нем до финиша? Это ожидаемо не удалось, на середине дистанции пришлось опять менять шины. После отставки Мониши Кальтенборн и прихода нового руководства во главе с Фредериком Вассёром Sauber производит странное впечатление. Он сейчас похож на бегуна, который не может конкурировать с соперниками и решает придумать что-то неординарное. На один забег выходит в валенках, на другой – в ластах: а вдруг что-нибудь получится? Не получается почему-то. Впрочем, и с одним пит-стопом, как у всех, Верляйн ничего не добился бы – прошлогодний мотор Ferrari осенью выглядит архаичной конструкцией из какой-то другой гоночной серии.

В юбилейный сезон (25 лет в Формуле-1) команда Sauber представляет собой печальное зрелище

Большинство команд ничего не придумывало, один раз меняли SuperSoft на Soft или наоборот. А между тем Сузука – трасса к шинам очень требовательная. И рекомендация шинников насчет двух пит-стопов была взята не с потолка. Поэтому можно признать счастливой случайностью, что не случилось череды инцидентов с покрышками. Да, шина лопнула у Лэнса Стролла, но это, предположительно, следствие какого-то повреждения подвески и некорректного наезда на поребрик. Остальных судьба пощадила, хотя состояние шин у многих пилотов на финише было критическим. В частности, у обоих гонщиков Red Bull, в чем после гонки признался Кристиан Хорнер. Вполне возможно, что решающим фактором, помешавшим Ферстаппену выиграть, был вовсе не Фернандо Алонсо, а необходимость беречь до предела изношенные шины.

Ключевой момент гонки: Боттас пропускает Хэмилтона и остается охранять его тылы от Ферстаппена

К инциденту с Алонсо, кстати, было привлечено дополнительное внимание из-за того, что в предыдущей гонке он уже помешал обходящему его на круг гонщику. На этот раз и не скажешь точно, кому больше мешал Алонсо – Хэмилтону или Ферстаппену. Сам Фернандо обмолвился, что Льюиса в зеркалах заднего вида он видел, а вот кто идет за ним, не представлял, предполагая, что там может быть преследовавший его самого Джолион Палмер. Исходя из этих слов и возмущения руководителей Red Bull кажется, что больше пострадал все-таки Макс, хотя объективными данными это не подтверждается. Кроме того, самому Алонсо появление лидеров помешало обогнать Фелипе Массу на поврежденном Уильямсе и получить очко за десятое место. Но факт остается фактом – синие флаги он проигнорировал, что и отметили судьи. В данных ситуациях сложно обвинять гонщика – виновата команда! О приближении обгоняющих на круг, да еще и лидеров, да еще и ведущих борьбу за победу должны сообщать по радио. Эта информация необходима пилоту для адекватного поведения на трассе.

Стрела, летящая к победе. Лишь чудо может помешать Хэмилтону завоевать очередной чемпионский титул для команды Mercedes

Итак, на Сузуке гонка не удалась. Борьбы и обгонов было немало, но после схода Феттеля из событий словно вынули нерв. Они уже были какими-то абсолютно неважными. Такими же могут оказаться заключительные гонки чемпионата, если Хэмилтон завоюет свой титул досрочно. Те, кто болеет за Ferrari или Mercedes, за Льюиса или Себастьяна – пусть остаются при своих симпатиях. А те, кто просто любит классные автогоночные события, во время Гран При США должны болеть за возрождение интриги в чемпионате. Догадываетесь, какие события в Остине могут нам ее вернуть?

Гран При Японии. 8 октября, автодром Сузука

Место Гонщик Страна Команда Время/Причина схода Пит-стопы
1 Льюис Хэмилтон Великобритания Mercedes 1:27:31.194 1
2 Макс Ферстаппен Нидерланды Red Bull +1.211s 1
3 Даниэль Риккьярдо Австралия Red Bull +9.679s 1
4 Валттери Боттас Финляндия Mercedes +10.580s 1
5 Кими Райкконен Финляндия Ferrari +32.622s 1
6 Эстебан Окон Франция Force India +67.788s 1
7 Серхио Перес Мексика Force India +71.424s 1
8 Кевин Магнуссен Дания Haas +88.953s 1
9 Ромен .Грожан Франция Haas +89.883s 1
10 Фелипе Масса Бразилия Williams + 1 круг 1
11 Фернандо Алонсо Испания МсLaren + 1 круг 1
12 Джолион Палмер Великобритания Renault + 1 круг 1
13 Пьер Гасли Франция Toro Rosso + 1 круг 2
14 Стоффель Вандорн Бельгия McLaren + 1 круг 2
15 Паскаль Верляйн Германия Sauber + 2 круга 3
Сход Лэнс Стролл Канада Williams подвеска, прокол  
Сход Нико Хюлкенберг Германия Renault DRS  
Сход Маркус Эриксон Швеция Sauber авария  
Сход Себастьян Феттель Германия Ferrari мотор  
Сход Карлос Сайнс-мл. Испания Toro Rosso авария  

Чемпионат мира

Место Гонщик Страна Команда Очки
1 Льюис Хэмилтон Великобритания Mercedes 306
2 Себастьян Феттель Германия Ferrari 247
3 Валттери Боттас Финляндия Mercedes 234
4 Даниэль Риккьярдо Австралия Red Bull 192
5 Кими Райкконен Финляндия Ferrari 148
6 Макс Ферстаппен Нидерланды Red Bull 111
7 Серхио Перес Мексика Force India 82
8 Эстебан Окон Франция Force India 65
9 Карлос Сайнс-мл. Испания Toro Rosso 48
10 Нико Хюлкенберг Германия Renault 34
11 Фелипе Масса Бразилия Williams 34
12 Лэнс Стролл Канада Williams 32
13 Ромен .Грожан Франция Haas 28
14 Кевин Магнуссен Дания Haas 15
15 Стоффель Вандорн Бельгия McLaren 13
16 Фернандо Алонсо Испания МсLaren 10
17 Джолион Палмер Великобритания Renault 8
18 Паскаль Верляйн Германия Sauber 5
19 Даниил Квят Россия Toro Rosso 4

Кубок конструкторов

Место Команда Мотор Очки
1 Mercedes AMG Petronas F1 Team Mercedes 540
2 Scuderia Ferrari Ferrari 395
3 Red Bull Racing TAG Heuer (Renault) 303
4 Sahara Force India F1 Team Mercedes 147
5 Williams Martini Racing Mercedes 66
6 Scuderia Toro Rosso Renault 52
7 Haas F1 Team Ferrari 43
8 Renault Sport Formula 1 Team Renault 42
9 McLaren Honda Formula 1 Team Honda 23
10 Sauber F1 Team Ferrari 5

Рекомендованные статьи