Судейские решения или правила — что поменять? Уроки Гран При Италии
Гран При Италии стал очередным упреком пессимистам, ворчащим, что нынешняя Формула-1, по сравнению с былыми временами, испортилась. Вряд ли адекватный зритель (даже если он не болельщик Ferrari) может сказать, что во время просмотра трансляций он скучал. Причем это касалось не только гонки, но и квалификации.
Особняком в квалификационных баталиях стоят последние минуты финала, которые многие считают позором автоспорта. Многие в паддоке возмущаются: почему за «торможение» пелотона на разгонном круге в Формуле-3 судьи массово выписали штрафы с потерей позиций, а в Формуле-1 ограничились тем, что пожурили спортсменов. Может быть, судейский либерализм связан с тем, что стражи законности боялись запутаться, кто более виноват в массовом опоздании на старт решающей квалификационной попытки? По сути дела, в замедлении собственного темпа для выгадывания лучших позиций можно углядеть вину каждого участника финала, кроме Кими Райкконена. Да и то лишь потому, что Кими из-за аварии на эту самую вторую попытку не выехал.
А с другой стороны, где в правилах написано, что разгонный круг надо пройти за какое-то определенное время (в процентах от быстрого круга)? Поддерживать на нем высокую скорость? Мне подобные вещи не попадались — может быть, невнимательно читал правила? Но, скорее всего, просто нет в спортивном регламенте подобной ереси — не настолько все формализовано.
Разумеется, если излишне медленная скорость гонщика угрожает безопасности других участников соревнований — тогда его можно и нужно наказывать. В данном случае все ехали в одинаковом темпе, никто ни на кого наскочить не мог. Угроза безопасности появляется в моменты, когда пилот затормозил — и при этом остался на траектории, которую другие в этот момент используют для своей зачетной попытки. Вспоминается хрестоматийная ситуация, когда в прошлом году чуть не столкнулись тогдашние партнеры по Toro Rosso, Пьер Гасли и Брендон Хартли. Лишь мгновенная реакция Гасли помогла избежать серьезной аварии с тяжелейшими последствиями.
Иногда расхлябанность на трассе исходит от пилотов топ-команд, которые не принимают во внимание желание всех остальных тоже показывать какие-то результаты. Именно так из-за «генераторов трафика» в лице гонщиков Ferrari Даниил Квят не попал в финал в Монце. В данном случае наказывают виновных нередко, с формулировкой «блокировал соперника». Хотя избирательность применения любых санкций со стороны стюардов гонки вызывает тоску. Она заставляет вспоминать русскую пословицу про закон и дышло — старинную, но, увы, до сих пор актуальную в тех местах, где она появилась. В данном случае в роли дышла, которым судьи вертят, как хотят, выступают правила.
За одно и то же прегрешение одним пилотам выписывают серьезные штрафы, других не наказывают. Поскольку система судейства в Формуле-1 непрозрачна, остается лишь смириться с этим. А в последнее время стюарды стали активнее применять полумеры — официальные предупреждения и черно-белые флаги. Например, именно черно-белый флаг показали Леклеру за то, что он излишне жестко сдерживал Хэмилтона и не оставил ему достаточно места в повороте на 23-м круге гонки.