Судейские решения или правила — что поменять? Уроки Гран При Италии

Фото: команды-участницы

Гран При Италии стал очередным упреком пессимистам, ворчащим, что нынешняя Формула-1, по сравнению с былыми временами, испортилась. Вряд ли адекватный зритель (даже если он не болельщик Ferrari) может сказать, что во время просмотра трансляций он скучал. Причем это касалось не только гонки, но и квалификации.

Особняком в квалификационных баталиях стоят последние минуты финала, которые многие считают позором автоспорта. Многие в паддоке возмущаются: почему за «торможение» пелотона на разгонном круге в Формуле-3 судьи массово выписали штрафы с потерей позиций, а в Формуле-1 ограничились тем, что пожурили спортсменов. Может быть, судейский либерализм связан с тем, что стражи законности боялись запутаться, кто более виноват в массовом опоздании на старт решающей квалификационной попытки? По сути дела, в замедлении собственного темпа для выгадывания лучших позиций можно углядеть вину каждого участника финала, кроме Кими Райкконена. Да и то лишь потому, что Кими из-за аварии на эту самую вторую попытку не выехал.

А с другой стороны, где в правилах написано, что разгонный круг надо пройти за какое-то определенное время (в процентах от быстрого круга)? Поддерживать на нем высокую скорость? Мне подобные вещи не попадались — может быть, невнимательно читал правила? Но, скорее всего, просто нет в спортивном регламенте подобной ереси — не настолько все формализовано.

Разумеется, если излишне медленная скорость гонщика угрожает безопасности других участников соревнований — тогда его можно и нужно наказывать. В данном случае все ехали в одинаковом темпе, никто ни на кого наскочить не мог. Угроза безопасности появляется в моменты, когда пилот затормозил — и при этом остался на траектории, которую другие в этот момент используют для своей зачетной попытки. Вспоминается хрестоматийная ситуация, когда в прошлом году чуть не столкнулись тогдашние партнеры по Toro Rosso, Пьер Гасли и Брендон Хартли. Лишь мгновенная реакция Гасли помогла избежать серьезной аварии с тяжелейшими последствиями.

Иногда расхлябанность на трассе исходит от пилотов топ-команд, которые не принимают во внимание желание всех остальных тоже показывать какие-то результаты. Именно так из-за «генераторов трафика» в лице гонщиков Ferrari Даниил Квят не попал в финал в Монце. В данном случае наказывают виновных нередко, с формулировкой «блокировал соперника». Хотя избирательность применения любых санкций со стороны стюардов гонки вызывает тоску. Она заставляет вспоминать русскую пословицу про закон и дышло — старинную, но, увы, до сих пор актуальную в тех местах, где она появилась. В данном случае в роли дышла, которым судьи вертят, как хотят, выступают правила.

За одно и то же прегрешение одним пилотам выписывают серьезные штрафы, других не наказывают. Поскольку система судейства в Формуле-1 непрозрачна, остается лишь смириться с этим. А в последнее время стюарды стали активнее применять полумеры — официальные предупреждения и черно-белые флаги. Например, именно черно-белый флаг показали Леклеру за то, что он излишне жестко сдерживал Хэмилтона и не оставил ему достаточно места в повороте на 23-м круге гонки.

На самом деле эти псевдонаказания лишь индульгенция, которую судьи выписывают сами себе. Если бы Леклер получил реальный штраф, то все подряд (и автор этих строк не исключение!) стали бы сожалеть о том, какой классный поединок за победу в гонке стюарды испортили. А если бы они вообще не отреагировали, возмущалась бы команда Mercedes (впрочем, она возмущалась в любом случае). А так вроде как и обратили внимание на нарушение, но… понарошку. Ровно той же логикой можно объяснить «наказание» трех пилотов за медлительность в квалификации — предупреждения, которые ни на что реально не повлияли.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи