Легкая прогулка Хэмилтона и чудесное спасение Леклера. Дайджест Гран При Абу-Даби
Сезон-2019 в Формуле-1 завершился необычайно поздно — в первый день зимы. Шутка ли, в предыдущий раз этап Больших Призов проходил в декабре в далеком 1963 году. Но ждать каких-либо капризов погоды в оазисе в пустыне, коим является автодром Яс-Марина, не приходилось. В воскресенье, как и в субботней квалификации, вероятность дождя была нулевой, а воздух к закату прогрелся до +27. Так что в климатическом плане до зимы в последний день чемпионата мира 2019 года было далеко.
С точки зрения распределения призовых позиций 21-й этап ничего, по сути, уже не решал: Льюис Хэмилтон и Mercedes выиграли оба зачета чемпионата задолго до финала, да и Валттери Боттас давно застолбил за собой второе место в личном первенстве. Оставался открытым вопрос об обладателе бронзы, но у Шарля Леклера были лишь чисто математические шансы отыграть 11 очков у Макса Ферстаппена. В реальной борьбе колесо в колесо нивелировать такой гандикап, конечно, было нереально. А тут еще команда Ferrari подложила свинью своему молодому пилоту.
За 45 минут до старта техническая инспекция FIA обнаружила расхождение между фактическим и заявленным командой количеством топлива в баках. Стюарды отложили рассмотрение вопроса до конца гонки, но шансы Ferrari и Леклера на благополучный исход выглядели минимальными. Нарушения в области использования топлива, как правило, караются в Формуле-1 очень жестко. Льюис Хэмилтон по опыту Барселоны-2012 и Феттель, дисквалифицированный в Абу-Даби в том же сезоне, не дадут соврать.
Шарль, по собственному признанию, не знал о расследовании, поэтому ехал как ни в чем не бывало. На старте он опередил Макса Ферстаппена и устремился в погоню за Льюисом Хэмилтоном. Или, скажем так, попробовал устремиться, потому что уже после первого круга шестикратный чемпион мира оторвался от монегаска на 1,7 секунды. В принципе, никто из прямых соперников больше британца в гонке и не видел — только круговые.
Само собой, очень облегчил задачу Льюису штраф его напарника за замену двигателя. Ведь пока англичанин уходил вперед, Валттери Боттас прорывался с самых низов стартовой решетки. Более медленных соперников финн обгонял играючи — и уже к десятому кругу он оказался в первой десятке. Однако к тому моменту Боттас потерял полминуты по отношению к партнеру, которые можно было отыграть лишь благодаря сейфти-кару. Однако гонка от начала и до конца прошла в режиме зеленых флагов.
К моменту остановки на пит-стоп на 13-м круге Леклер отстал от Хэмилтона уже на 8,5 секунды, тогда как Ферстаппен висел у него на хвосте. При выборе средних шин на стартовый отрезок Шарль мог продержаться на трассе гораздо дольше. Ведь сразу за ним на пит-лейн заехал напарник Себастьян Феттель, выбравший в начале гонки мягкие шины. В краткосрочной перспективе «подрезка» сработала, потому что после собственного пит-стопа на 25-м круге Макс вернулся позади Шарля. А вот Себу этот двойной пит-стоп Ferrari навредил: в суматохе механики замешкались, из-за чего Феттель потерял у боксов 6,9 секунды, по сути выбыв из борьбы за подиум. После смены шин немец вернулся на трассу только восьмым и настолько застрял в трафике среди тех, кто не был в боксах, что потерял еще секунд 15. Связано это было с тем, что до 18-го круга гоночная дирекция из-за технических проблем с датчиками запретила пилотам активировать подвижное заднее антикрыло.
Вообще, отключение DRS стало очень показательным: оно продемонстрировало проблемы с обгонами в современной Формуле-1. Ведь даже Боттас на чемпионском Мерседесе несколько кругов ничего не мог поделать с Нико Хюлькенбергом на Renault — финн даже не подъехал на дистанцию атаки. Зато как только с датчиками разобрались и DRS стало можно использовать, Валттери с легкостью проехал мимо Нико.
С другой стороны, в борьбе за второе место DRS сыграла не главную роль. К 32-му кругу Леклер потерял темп, и Ферстаппен почти с контактом прошел его. Шарль пытался контратаковать, однако Макс отбил атаку и устремился вперед. Только вот догнать Хэмилтона было утопией: к заключительной трети дистанции Льюис оторвался от ближайшего преследователя на 16 секунд. С таком преимуществом Хэмилтон и финишировал, одержав свою 11-ю победу в сезоне и 84-ю в карьере. Мало того, он завоевал шестой по счету Большой шлем: поул, лидерство от старта до финиша и лучший круг. А еще Льюис сравнялся со своим кумиром Айртоном Сенной по числу гонок, где он лидировал от старта до финиша, — у обоих их теперь 19. Одним словом, успешнее свой шестой чемпионский сезон в Формуле-1 Хэмилтон завершить просто не мог.
Ферстаппен в девятый раз в этом году финишировал на подиуме и в интервью после гонки признал, что Мерседесы в Абу-Даби были слишком быстры. При этом голландцу по ходу заезда мешали проблемы с турболагом, но в любом случае второе место стало максимумом.
Леклер увидел клетчатый флаг третьим, несмотря на второй пит-стоп на 38-м круге. Удивительно, но жесткие шины, вопреки прогнозам Pirelli, не выдержали до конца гонки. Однако по каким-то причинам покрышки изнашивались слишком сильно только на болидах Ferrari, потому что Феттель вновь с разницей в несколько секунд с напарником заехал на пит-лейн. В итоге подопечные Маттиа Бинотто оказались единственными в первой десятке на финише, кто провел гонку с двумя пит-стопами.
В конце Леклера догонял стремительный Боттас, но до реальной атаки дело не дошло — Шарль так и остался впереди с отрывом в 0,9 секунды. Может быть, командный мостик Мерседеса просто попросил Валттери не рисковать, посчитав, что подиум у него все равно в кармане ввиду судейских разбирательств в отношении Ferrari. Но если так, то в «Серебряных стрелах» ошиблись, потому что Леклер, вопреки опасениям, чудесным образом избежал дисквалификации. Больше трех часов стюарды разбирались, что было не так с топливом в его машине, и в конечном счете ограничились денежным штрафом в размере 50 тысяч евро для Скудерии.
Но вернемся к гоночным событиям. Феттель на относительно свежих средних шинах незадолго до финиша прошел Алекса Албона, ставшего в итоге последним, кто остался в круге с победителем. Так что как начался сезон в Австралии с пятью пилотами в круге с триумфатором на машине Mercedes, так и закончился.
Лучшим из остальных за спинами гонщиков топ-команд стал Серхио Перес из Force India: мексиканец на последнем круге отобрал седьмое место у Ландо Норриса. Но главным героем в середине пелотона стал не он, а напарник Норриса по Макларену Карлос Сайнс. Финишировав десятым, испанец обеспечил себе шестое место в личном зачете. Перед этой гонкой он шел вровень с Пьером Гасли, но тот выбыл из борьбы за очки еще на старте, когда столкнулся с Лэнсом Строллом и сломал себе переднее антикрыло. Легче от этого, правда, Карлосу не стало, ведь был еще Албон, проигрывавший ему 11 баллов. К счастью для Сайнса, англо-таец из Red Bull Racing подняться высоко не смог, отыграв у Карлоса только семь баллов. Впервые после гонщиков Уильямса в 2015-м хоть кто-то подвинул пилотов топ-команд в первой шестерке по итогам сезона. Да, это стало возможным исключительно благодаря рокировке Пьера Гасли и Алекса Албона в Red Bull посередине сезона, но ведь еще надо было воспользоваться этим подарком от Хельмута Марко. И Сайнс — большой молодец, потому что он сполна реализовал этот шанс.
Еще одной локальной интригой в чемпионате была заочная борьба Renault и Toro Rosso за пятое место в Кубке конструкторов. Ни Даниэль Риккьярдо, ни покидающий Формулу-1 Нико Хюлькенберг очков не заработали, финишировав 11-м и 12-м. При отсутствии сходов среди лидеров у Toro Rosso, понятное дело, не было шансов на шестое место, чтобы заработать необходимые восемь очков. Но оставшийся в одиночестве после фиаско Гасли на старте Даниил Квят провел, пожалуй, одну из своих лучших гонок в сезоне. Россиянин, квалифицировавшийся 13-м, проехал рекордно длинный отрезок на жестких шинах — 40 кругов — и обогнал таких пилотов, как Даниэль Риккьярдо, Кими Райкконен и Кевин Магнуссен. Финишную черту Квят пересек девятым с отставанием 1,2 секунды от Норриса и 2,5 секунды — от Переса. Благодаря двум набранным очкам Даниил опередил в личном зачете Нико Хюлькенберга и занял в итоге 13-е место. Этот результат стал для россиянина лучшим достижением в Формуле-1 после седьмого места в 2015-м, когда Даня выступал за Red Bull Racing.
Всего клетчатый флаг в заключительной гонке сезона увидели 19 пилотов. А единственным сошедшим в этот день стал пилот команды Racing Point Лэнс Стролл, припарковавшийся в боксах за десять кругов до финиша.
Результаты гонки
Место | Гонщик | Страна | Команда |
---|---|---|---|
1 | Льюис Хэмилтон* | Великобритания | Mercedes |
2 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull |
3 | Шарль Леклер | Монако | Ferrari |
4 | Валттери Боттас | Финляндия | Mercedes |
5 | Себастьян Феттель | Германия | Ferrari |
6 | Алекс Албон | Таиланд | Red Bull |
7 | Серхио Перес | Мексика | Racing Point |
8 | Ландо Норрис | Великобритания | McLaren |
9 | Даниил Квят | Россия | Toro Rosso |
10 | Карлос Сайнс-мл. | Испания | МсLaren |
11 | Даниэль Риккьярдо | Австралия | Renault |
12 | Нико Хюлькенберг | Германия | Renault |
13 | Кими Райкконен | Финляндия | Alfa Romeo |
14 | Кевин Магнуссен | Дания | Haas |
15 | Ромен Грожан | Франция | Haas |
16 | Антонио Джовинацци | Италия | Alfa Romeo |
17 | Джордж Рассел | Великобритания | Williams |
18 | Пьер Гасли | Франция | Toro Rosso |
19 | Роберт Кубица | Польша | Williams |
Сход | Лэнс Стролл | Канада | Racing Point |
* Лучший круг |