Чемпион на распутье. Станет ли этот сезон последним для Фернандо Алонсо в Формуле-1?
По ходу Гран При Испании Фернандо Алонсо недвусмысленно намекнул, что в конце года ему придется принять решение о продолжении карьеры в Формуле-1. Насколько высока вероятность того, что один из лучших пилотов современности хлопнет дверью по окончании сезона?
Надежд на победы не прибавилось
На Гран При Испании исполнилось ровно пять лет с последнего триумфа Фернандо Алонсо в Формуле-1 — он случился как раз на домашней трассе в Барселоне. С тех пор прошло 94 гонки, и уже в Cильверстоуне двукратный чемпион мира почти наверняка сравняется с Риккардо Патрезе, рекордная беспобедная серия которого состояла из 99 этапов. Единственное утешение для Фернандо и его болельщиков заключается в том, что итальянца уже догнал Кими Райкконен! С другой стороны, у Айсмена в последние годы было как минимум три-четыре шанса прервать беспобедную засуху. Да и, учитывая форму Ferrari, такая возможность у Кими почти наверняка еще будет в этом сезоне. А вот Алонсо надеяться, откровенно говоря, не на что: мечты о подиуме, на котором Фернандо не был целых 70 Гран При (с Хунгароринга-2014), или о первом поуле за 110 этапов (с Хоккенхайма-2012) так и остаются мечтами…
В нынешнее межсезонье казалось, что желанный свет в конце тоннеля все же появился. Команда McLaren наконец-то избавилась от балласта в виде двигателей Honda, который три последних года тянул команду на дно. Сколько раз сам Фернандо и боссы британской конюшни ссылались на неконкурентоспособный мотор и хвалились одним из лучших шасси в пелотоне! «Наша цель на сезон-2018 — третье место в Кубке конструкторов. Я считаю, что нам по силам выиграть как минимум одну гонку», — гордо заявил гоночный директор Эрик Булье в сентябре прошлого года после подтверждения перехода на силовые установки Renault.
Но что оказалось на практике? Получив моторы из Вири-Шатийона, дружина из Уокинга не просто не догнала Mercedes, Ferrari и Red Bull Racing, но даже не стала лучшей командой из остальных! До модернизации в Барселоне болид MCL33 уступал по чистой скорости машинам заводского коллектива Renault и даже американцев из Haas. Так что все заявления представителей команды McLaren о едва ли не лучшей машине в пелотоне оказались сказкой о белом бычке.
С мотивацией — полный порядок
Если результаты на гоночных трассах Формулы-1 зависели бы исключительно от морально-волевых качеств спортсменов, то Алонсо просто не слезал бы с вершины пьедестала почета. По уровню упорства, выдержки, трудолюбия, целеустремленности и преданности команде испанец даст фору любому, в том числе Льюису Хэмилтону и Себастьяну Феттелю, вокруг которых сейчас построены коллективы Mercedes и Ferrari. И это не восхваление испанца. Сколько раз Фернандо за три тяжелых года мог сказать: «Adios, amigos» — и уйти из Макларена? Публично известно, что один раз все было на грани после провальных тестов зимой 2017 года, а второй раз — после участия Алонсо в прошлогодней «Инди 500». «Но я понял, что уйду не сейчас, не с этими результатами и не с таким чувством. Я по-прежнему жажду успеха, и у нас с Маклареном осталось незаконченное дело в Формуле-1», — объяснил Фернандо, имея в виду совместные победы в гонках и завоевание чемпионского титула.
Даже сейчас, когда стало понятно, что ожидаемые результаты от перехода на моторы Renault не совпали с реальными, испанец сохраняет удивительное спокойствие и бодрость духа. «Я не знаю, кто чего ждал в сезоне-2018, учитывая, что регламент остался неизменным, а первая тройка по-прежнему впереди. В прошлом году после трех первых Гран При у нас вообще не было ни одного очка на счету!» — сказал Фернандо, отмечая, что в целом доволен прогрессом команды McLaren, но, конечно, не результатами.
Неизвестно, где Алонсо нашел новый источник вдохновения, но просто посмотрите, как он буквально уничтожил своего молодого напарника Стоффеля Вандорна в первых пяти Гран При: их счет 5:0 в первой тренировке, 4:1 во второй, 4:1 в третьей, 5:0 в квалификации и те же 5:0 в гонке. Хотя, например, в прошлом сезоне квалификационный счет между товарищами по команде был равным — 9:9. Прибавил ли настолько Алонсо или, наоборот, Вандорн так сдал? Скорее первое. Какой-никакой прогресс Макларена, особенно в плане надежности, заставил двукратного чемпиона мира встрепенуться и включить свой режим «120%».
Что не устраивает испанца?
На пресс-конференции в Барселоне лидер команды McLaren сделал весьма интересную ремарку, которая с большой вероятностью станет для него лейтмотивом следующей части сезона. «Все предсказуемо. СМИ могут заранее написать, как закончится квалификация в Монако или Сильверстоуне. Жаль, что Формула-1 пошла по такому пути. Нужно будет учесть это при принятии решения», — ответил Алонсо на вопрос о дальнейших планах по совмещению стартов в Королевских гонках и чемпионате WEC, где он защищает цвета команды Toyota и выиграл дебютный этап в Спа.
Чтобы понять Фернандо, надо оглянуться на два месяца назад и вспомнить, насколько он был уверен в перспективах команды перед стартом чемпионата: «В течение года мы будем прогрессировать быстрее всех остальных». Объяснил испанец это тем, что на интеграцию нового двигателя Renault нужно время и шасси проектировалось именно с прицелом на большое количество обновлений по ходу сезона. «Я думаю, что в ближайших гонках мы войдем в число лидеров», — говорил Фернандо после пятого места на финише Гран При Австралии.
Но прошло всего-навсего четыре этапа, и градус амбиций Алонсо значительно уменьшился. Главными соперниками он теперь считает Renault и Haas в сражении за четвертое место в Кубке конструкторов и больше не надеется на борьбу с коллективами из первой тройки. Почему? «Топ-команды прогрессируют в том же темпе, что и мы».
Объединим данное высказывание с ремаркой о предсказуемости Формулы-1 — и получим картину маслом. Да, в WEC у коллектива Фернандо в категории LMP1 вообще нет соперников, но испанцу там интересно — ведь можно побеждать!
Фактически Алонсо открыто признал, что Макларену, как и любой другой команде из середины пелотона, не удастся пошатнуть позиции лидеров, поскольку разрыв остается неизменным даже при максимальном обновлении машины. Среднее отставание от лучшего времени на свободных заездах как было 1,5 секунды в Австралии, так и оставалось по ходу следующих этапов, а к Испании даже немного выросло — 1,7 секунды. В квалификации гандикап тоже одинаков: 1,6 в первых гонках (2,1 в 2017-м) и 1,5 (1,8) секунды в Барселоне. С одной стороны, не так много, а с другой — по чистой скорости это больше минуты отставания на финише в воскресенье. Как сократить такой разрыв, если даже за счет перехода на новый мотор не удалось прибавить секунду, как того ожидали в Макларене? Как вмешаться в борьбу лидеров? При стабильном техническом регламенте — никак! Именно это и имел в виду Алонсо…
Двери в другие команды закрыты
Карьера Фернандо Алонсо — это показательный и грустный пример того, как сильный гонщик может уйти в забвение на пике формы. Пока испанец мучился с ненадежной машиной McLaren—Honda, один его заклятый соперник, Льюис Хэмилтон, ковал титулы с Мерседесом и добрался до рекордов Айртона Сенны и Михаэля Шумахера. А второй, Себастьян Феттель, строил вокруг себя его бывшую команду Ferrari. Подрастает новое поколение пилотов, некоторые из которых, как Макс Ферстаппен, уже в топ-коллективе, а другие, как Эстебан Окон и Шарль Леклер, ждут своего часа. И вот так получилось, что Фернандо оказался чужим на этом празднике скорости, причем даже будучи свободным агентом на 2019 год.
Боссы Мерседеса и Ferrari еще в прошлом году открыто дали понять, что не нуждаются в услугах испанца. С Red Bull и так все очевидно. Остается только Renault. Но французская команда, как и McLaren, сейчас находится в положении догоняющей и вряд ли до кардинальной смены регламента сможет совершить большой рывок. Остальные коллективы, будь то Haas или Force India, не предложат Фернандо ни перспектив, ни достойного гонорара, который в Макларене равен примерно 30 млн евро.
Но самое главное, что окончательно двери в другие команды Алонсо закрыл самостоятельно, подписав контракт на участие в «суперсезоне» чемпионата мира по гонкам на выносливость, который будет продолжаться аж до середины 2019 года. Можете ли вы себе представить боевого гонщика Тойоты за рулем Мерседеса или Ferrari?
Нико Хюлькенберг, выигравший Ле-Ман в 2015-м в составе Porsche и сейчас выступающий в Формуле-1 за Renault, на собственном опыте знает, что в современных реалиях подобное невозможно: «Когда я был гонщиком команды Force India, то не был ограничен контрактом. Но в заводском коллективе другие правила».
Формула-1 или Тройная корона?
Вариантов у Фернандо Алонсо, по сути, два — остаться в Макларене в Формуле-1 или уйти с головой в завоевание Тройной короны автоспорта, которой он так грезит после участия в «Инди 500» и в преддверии дебюта в «24 часах Ле-Мана». Но одно другому не мешает. Тем более что в Уокинге готовы всеми силами удержать испанца в команде. «Мы хотим, чтобы он остался с нами еще на много лет», — отметил исполнительный директор коллектива Зак Браун.
В Макларене Алонсо сейчас получает такой карт-бланш в обмен на свою лояльность, что если он захочет, то может отправиться хоть в космос! «Хочешь в «Инди 500»? Пожалуйста, можешь даже Гран При Монако пропустить!» «Провести полный сезон в WEC и выступить в Ле-Мане? Сейчас договоримся с Тойотой! А, кстати, не хочешь потренироваться перед этим в Дайтоне?» Есть ощущение, что примерно на таком уровне в последнее время выстраивается диалог между командой и Фернандо. А ничего другого в нынешнем положении Макларену не остается, поскольку очевидно, что наличие пилота такого класса — это последняя ниточка, удерживающая легендарную команду от получения статуса середняка, несмотря на давнее отсутствие результатов и крупных спонсоров.
Но и для Фернандо McLaren тоже последняя нить. Связующая нить с мечтой о третьем чемпионском титуле. Вряд ли в ближайшие годы эта мечта осуществится, но кто знает, как перевернется расклад сил в 2021-м, когда в Формуле-1 кардинально изменятся технический и спортивный регламенты. Вдруг McLaren адаптируется лучше остальных или хотя бы уравняются шансы команд, как того хотят промоутеры из Liberty Media. Да, на момент старта сезона-2021 испанцу будет 38 лет, но ведь Михаэль Шумахер в свое время вернулся в 41, а икона мотогонок Валентино Росси совсем недавно продлил контракт в MotoGP до конца 2020-го, несмотря на свои 39 лет. Так что возраст для Алонсо помехой не станет, особенно учитывая его запредельную мотивацию и физическую форму. Другое дело, готов ли он ждать еще два с половиной года? Если продолжит параллельно гоняться на чем угодно и где угодно, то почему и бы нет. Но хватит ли энергии? Ведь предстоящим летом ему придется провести семь гонок за восемь недель, а осенью — восемь за девять! Волей-неволей возникнет необходимость расставить приоритеты.
Одно можно сказать наверняка: Фернандо уйдет либо в конце 2018 года, либо только после 2021-го. Маловероятно, что даже в следующем сезоне, за год до глобальных перемен в чемпионате, он скажет: «Мне надоела эта предсказуемая Формула-1, я больше не верю в McLaren и ухожу…»