Дайджест Гран При Германии: холодный душ для Феттеля, победа для Хэмилтона
Очередной Гран При Германии на Хоккенхайме прошел в отличной атмосфере: трибуны были полны зрителей. Заезд начинался при теплой погоде: воздух прогрелся до 26 градусов, асфальт — до 41. Было не так жарко, как по ходу первых тренировок, но гонщикам все равно предстояло тяжелое испытание: сохранить в рабочем состоянии задние шины, на которые приходится повышенная нагрузка из-за постоянных торможений и разгонов в районе Шпицкере.
Выбор шин при высокой вероятности дождя был сложным. Если ставить на ультрасофт, то нужно ждать дождя очень рано, иначе придется совершать лишний пит-стоп. Пока стратеги тех, кто в третий сегмент квалификации не пробился и мог выбирать комплекты, решали, будет ли смысл рисковать, механики лидеров были заняты проверками настроек сцепления. В последнее время гонщики Ferrari не раз уходили в бой гораздо резвее, чем их соперники, и дело тут явно не только в высокой мощности итальянских моторов.
Перед стартом, помимо прочего, большое внимание уделяли охлаждению систем. На машине Райкконена мешочек со льдом лежал даже на креплении камеры к верхнему воздухозаборнику. А вот механикам Уильямса, как обычно, не хватало пяти минут: в спешке они затягивали крепления бокового понтона на машине Сергея Сироткина. К счастью, на сей раз обошлось без штрафов, и россиянин ушел с колодок со своей 12 позиции.
Впереди Феттель легко реализовал преимущество добытого в субботу поула, а вот Райкконен не смог обыграть Боттаса. Хэмилтон ничего не отыграл на старте и обгонять ему пришлось уже по ходу гонки — первыми жертвами британца стали Сироткин, Окон и Алонсо. К четвертому кругу Феттель оторвался на две секунды от Боттаса, дальше шли Райкконен и Ферстаппен. Магнуссен отставал уже на 10 секунд и открывал плотную группу «всех остальных», к которой уже подобрался Хэмилтон. Начал прорываться наверх и Риккьярдо, стартовавший из хвоста пелотона из-за штрафа за замену силовой установки. Однако австралийцу на комплекте медиума пришлось долго прогревать шины — пока Льюис бился в пределах первой шестерки, гонщик Red Bull поднялся только на 15-е место.
Долгое время обгоны, в большинстве своем на торможении перед Шпицкере, творились усилиями Хэмилтона и Риккьярдо. А лидеры не спешили: Феттель, создав трехсекундный задел, так и сохранял его. Видимо, ведущие пилоты берегли шины — на случай, если дождь все-таки пойдет по ходу первой трети гонки. На 14-м круге свой пит-стоп совершил Райкконен, перейдя на софт, а Боттас начал догонять Феттеля. Замыкали пелотон Хартли, Вандорн и Гасли, что говорило о проблемах с шасси у Toro Rosso, ведь немецкая трасса не такая уж и «моторная».
На 19-м круге быстрейшим был Райкконен, на свежем комплекте покрышек шедший лучше Феттеля, чьи передние шины были явно сильно изношены. Но не лучше были дела у Боттаса — он опять отвалился от лидера на 4,5 секунды. Грожан же, после проблем с шинами, вернулся на свежем комплекте аккурат в группу к Toro Rosso и чуть было не попал в очередную аварию, которую мог организовать внезапно замедлившийся Стролл. После нескольких обгонов Грожан оказался позади Сироткина, снова вышедшего на 12 место. Но долго Сергей там не продержался — француз опередил его еще даже до Шпицкере.
На 25-м круге Райкконен вовсе не тормозил Хэмилтона, а наоборот будто бы «разгонял» его, работая эдаким «механическим зайцем» для британца. Феттель к тому моменту уже явно терял время на ультрасофте. Немец «переобулся» на софт и оказался на четвертом месте, в паре секунд перед Хэмилтоном, которому еще предстояло свой софт сменить.
Первым сошедшим оказался Риккьярдо — из-за потери мощности в новой силовой установке. Никакого толка от заблаговременной замены узлов с прицелом на Венгрию не оказалось. К счастью для австралийца, не было дыма — есть надежда, что сам мотор не поврежден, и штраф за замену агрегатов не отодвинет его на последнее место на Хунгароринге, где обгонять невероятно трудно.
На 29-м круге переобулся Боттас — на софт. Феттель начал нервничать и заблокировал свежие шины на торможении. В этот же момент очередная неудача настигла Сироткина — ему долго устанавливали левое заднее колесо, из-за чего он оказался предпоследним. До этого момента Сергей был впереди Хартли и Гасли.
Шедшие друг за другом гонщики Ferrari пожаловались, что их задние софты начинают «уходить»: Хэмилтон на старом изношенном комплекте был сего в трех секундах позади. Феттеля успокоили: мол, дождь ожидается через 10-15 минут, и британец явно не выдержит такой отрезок. Затем последовал напряженный диалог Райкконена с инженером, который долго и политично объяснял, что одноклубники на разной тактике и оба вредят шинам. На это финн невозмутимо спросил: «Скажите прямо, чего вы от меня хотите». После этого две Ferrari все-таки поменялись местами. Повторения спортивной борьбы с недавнего Гран При Австрии не получилось.
Самое интересное в довольно монотонной до того момента гонке началось на 44 круге: до трассы добрался-таки дождь. Правда, поначалу он был весьма робкий, а первым делом полило в Шпицкере, где самое сильное торможение и самый энергичный разгон. В этот момент казалось, что гонка для Хэмилтона не будет столь уж успешной: он не дотерпел до начала дождя, установив ультрасофт. На трассе Люьис оказался в 20 секундах от лидера, на пятом месте. Несколько гонщиков из второй группы рещили рискнуть: Леклер, Ферстаппен и Алонсо установили промежуточные, а Гасли — даже дождевые покрышки. Но серьезно трассу смачивало только в одном повороте — и вскоре все перестраховщики вернулись к «сухим» шинам.
Но и расслабляться было слишком рано: Леклер на свежем комплекте переоценил возможности машины и в первом повороте совершил пируэт. Позже он вылетел с трассы в Параболике. Оказалось, что дождь переместился в район первого сектора, и не все гонщики были готовы к этому.
Пока круговые на влажной трассе боролись между собой, Боттас воспользовался тем, что Райкконен забрал слишком широко в Мерседес-Арене, и опередил соотечественника. И почти тут произошел ключевой момент гонки: под дружный выдох трибун Феттель вылетел в Закскурве. Так громко публика свои эмоции тут не выражала чуть ли не со времен вылета Хилла в 1995 году.
Началась новая волна остановок, которая предопределила итоги гонки. Вдруг возникла заминка у Боттаса, которого решили обслужить, но изначально приготовили не тот комплект. А Хэмилтон провел спорный маневр, поначалу съехав на пит-лейн, но затем выехав на трассу обратно по траве.
Из-за эвакуации машины Феттеля выпустили машину безопасности и многие решили сменить шины на свежие. Среди тех, кто так поступил, был и Сироткин, но после выезда с пит-лейн его машина остановилась в клубах дыма — утечка масла. Стролл тоже покинул гонку чуть позже. Так, двойным сходом, отметила команда Williams свой 700-й Гран При…
На 58-м круге был дан рестарт. Два Мерседеса оказались в лидерах, за ними следовал Райкконен. Боттас после рестарта попробовал было опередить Хэмилтона, но тут же услышал в наушниках: «сохраняй позицию, нам жаль». «Принято», — последовал ответ Валттери, подписавшего с командой контракт на еще один сезон.
Четвертым шел Ферстаппен, за счет неразберихи на мокрой трассе вновь подобравшийся ближе к лидерам. Лучшим из остальных стал Хюлькенберг, а в команде Haas перемудрили со стратегией, ошибочно поставив на дождевые шины, и ее пилоты провалились далеко вниз. И все же Грожан сумел совершить маленький подвиг на последних кругах, пробиваясь наверх на более свежих шинах. Он успел опередить Переса и Окона, доезжавших заезд на «убитых» покрышках.
Сайнс пересек линию финиша десятым, но был оштрафован за обгон под желтыми флагами, и один зачетный балл достался-таки Хартли. А вот Хэмилтона за маневр с возвращением на трассу наказали лишь замечанием. Пересекать линию, ограничивающую въезд на пит-лейн, нельзя, но в спортивном регламенте указано, что решение остается на усмотрение судей. На сей раз комиссары решили, что это был форс-мажор. В итоге Люьис заработал 25 очков, а Феттель упустил лидерство в чемпионате.
Результаты гонки
Место | Гонщик | Страна | Команда |
---|---|---|---|
1 | Льюис Хэмилтон | Великобритания | Mercedes |
2 | Валттери Боттас | Финляндия | Mercedes |
3 | Кими Райкконен | Финляндия | Ferrari |
4 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull |
5 | Нико Хюлькенберг | Германия | Renault |
6 | Роман Грожан | Франция | Haas |
7 | Серхио Перес | Мексика | Force India |
8 | Эстебан Окон | Франция | Force India |
9 | Маркус Эрикссон | Швеция | Sauber |
10 | Брендон Хартли | Новая Зеландия | Toro Rosso |
11 | Кевин Магнуссен | Дания | Haas |
12 | Карлос Сайнс | Испания | Renault |
13 | Стоффель Вандорн | Бельгия | McLaren |
14 | Пьер Гасли | Франция | Toro Rosso |
15 | Шарль Леклер | Монако | Sauber |
16 | Фернандо Алонсо | Испания | McLaren |