Четыре на четыре. Кто успешнее: Льюис Хэмилтон или Себастьян Феттель?

Четыре на четыре. Кто успешнее: Льюис Хэмилтон или Себастьян Феттель?
Автоспорт | 18 ноября 2017
Фото: autosport.com | bild.de | f1fanatic.co.uk | formula1.com | foxsports.com | newshub.co.nz | Red Bull | skysports.com

На Гран При Бразилии впервые за все 67 лет истории Формулы-1 на старт вышли сразу два четырехкратных чемпиона мира — Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон, завоевавший четвертый титул двумя неделями ранее в Мексике. У каждого был свой путь к этому выдающемуся достижению, но сравнения неизбежны. Заручившись статистикой, мы решили попробовать разобраться и дать ответ на вопрос: кто же из них более успешный гонщик?

Поулы и победы в чемпионских сезонах

Еще год назад на Гран При Бразилии Льюис Хэмилтон вышел на второе место по количеству побед в Формуле-1, одержав 52-ю викторию в карьере и устремившись за вечным рекордом Михаэля Шумахера. До 91-й победы британцу, конечно, еще шагать и шагать, но в октябре в Остине он в 62-й раз поднялся на вершину подиума, а по числу поулов уже опережает Красного барона: 72 против 68.

Феттель пока далековато, хотя и начал карьеру в Формуле-1 всего на полсезона позже, чем Хэмилтон. На счету немца 47 побед и 50 поулов — это четвертое место по обоим показателям за всю историю. Однако если смотреть именно в контексте чемпионских сезонов, то Себ и Льюис равны. У немца 34 победы за четыре года, у британца (по крайней мере, до финала сезона-2017 в Абу-Даби) — 35. И вот что еще интересно: в двух первых чемпионских сезонах оба выиграли по пять и 11 гонок. Расхождение только при завоевании третьего и четвертого титулов: пять и тринадцать побед у Феттеля, десять и девять — у Хэмилтона.

В плане побед в квалификациях Себастьян впереди: 40 против 36. Причем в 2011 году он пятнадцать раз стартовал первым, побив рекорд по числу поул-позиций в одном сезоне, установленный Найджелом Мэнселлом в 1992-м. У Льюиса больше 11 поул-позиций не было — если говорить именно о чемпионских сезонах. А вот в 2016-м, когда Хэмилтон уступил титул Нико Росбергу, он 12 раз стартовал первым. Паритет наблюдается также в количестве подиумов: Феттель финишировал в первой тройке 53 раза, Хэмилтон — 55.

Парадоксально, но они равны даже по очкам! Если перевести баллы Хэмилтона, заработанные в 2008-м, в нынешнюю систему начисления и обойтись без двойного коэффициента в Абу-Даби-2014, то у него получится 1328 очков — против 1326 у Феттеля!

Счет — 1:1 

Восемь титулов на двоих, три в уме

44% своих побед Хэмилтон одержал в тех сезонах, когда британец не становился чемпионом, тогда как у Феттеля этот показатель равен 28 процентам. О чем говорит разница в 16 пунктов? Прежде всего о том, что у Льюиса было еще несколько возможностей выиграть чемпионат.

Он имел все необходимое, чтобы стать чемпионом в дебютном для себя 2007 году, однако вылет в гравий при въезде на пит-лейн в Шанхае и случайное нажатие кнопки перезапуска электроники на решающем этапе в Бразилии обошлись Хэмилтону слишком дорого. Не менее болезненным оказался удар на Гран При Малайзии 2016 года, когда в ключевой момент Льюиса подвел двигатель, — именно этих очков ему не хватило, чтобы опередить Нико Росберга в конце чемпионата.

Если Феттель и упустил очевидный шанс, то только в 2009-м, когда в первой половине сезона из-за собственных ошибок и ненадежной машины Red Bull RB5 немец потерял как минимум двадцать очков, а проиграл Дженсону Баттону в конце года всего одиннадцать.

Выходит, в идеале Хэмилтон сейчас мог бы быть шестикратным чемпионом, а Феттель — пятикратным. Но тогда Кими Райкконен, Дженсон Баттон и Нико Росберг так и остались бы просто хорошими гонщиками…

Счет — 2:1 в пользу Хэмилтона

Квалификационная зависимость

Чем действительно очень отличаются Себастьян Феттель и Льюис Хэмилтон, так это победным стилем. Взять золото, отправляясь в гонку с поула или с первого ряда на стартовой решетке, всегда почетно, но не менее важно умение выигрывать заезды при проваленной квалификации.

Феттеля в этом плане сложно назвать закаленным бойцом. Его подход — «пришел, увидел, победил». Из 47 побед лишь четыре немец одержал при старте с третьего места, а все остальные гонки он выиграл с первого ряда: 14 — со второго места и 29 — с поула. Получается, у Феттеля нет ни одной виктории из-за пределов топ-3 на старте! Забавно, что при этом Себастьяну всегда попадались напарники с противоположными достижениями. Кими Райкконен сенсационно выиграл в 2005 году Гран При Японии при 17-м месте на стартовом поле, а Даниэль Риккьярдо в их единственном совместном сезоне в Red Bull Racing в 2014-м побеждал, отправляясь в гонку с четвертой, пятой и шестой позиций.

Хэмилтон тоже большую часть своих гонок — сорок — выиграл именно с поула. Еще 15 раз Льюис победил, стартуя со второго места, и три — с третьего. Однако, в отличие от Феттеля, он смог одержать несколько викторий, стартуя из-за пределов первой тройки: дважды — с четвертого места (Сильверстоун-2008 и Венгрия-2009), один раз — с пятого (Сингапур-2017) и один раз — с шестого (Сильверстоун-2014).

Счет — 3:1 в пользу Хэмилтона

Досрочная коронация

Дважды Хэмилтон и Феттель выигрывали титул в финальной гонке сезона (причем случалось это и в сумасшедших дождевых условиях, как на Интерлагосе в 2008 и 2012 годах) и дважды становились чемпионами досрочно.

В этом году Льюис обеспечил себе победу в чемпионате за два этапа до окончания сезона, а в 2015-м оформил золото в Остине, когда впереди было еще целых три гонки. Но у Себастьяна Феттеля даже более впечатляющая статистика: в 2013-м он закрыл вопрос о чемпионстве за три Гран При до финиша, а в 2011-м — за четыре, повторив достижение Михаэля Шумахера в 2001 и 2004 годах.

Счет — 3:2 в пользу Хэмилтона

Стабильность — признак мастерства

«У Льюиса очень хорошая природная скорость, — сказал в эфире Sky Sports F1 Нико Росберг, приглашенный на роль эксперта на Гран При Японии этого года. — Однако ему не хватает стабильности, из-за чего по ходу сезона происходят спады в результатах. Если говорить о Феттеле, то он умеет стабильно выступать на протяжении всего чемпионата — у него практически не бывает спадов».

Не стоит воспринимать слова бывшего напарника Хэмилтона как прописную истину. Пять побед подряд, серия из 16 подиумов, семи поулов и двадцати стартов с первого ряда — это ли не признак стабильности Льюиса? Да, Феттель победил девять раз подряд в конце сезона-2013, но он не поднимался на подиум больше 11 раз кряду, лишь пять раз подряд стартовал с поула и 14 — с первого ряда.

Да и по средним позициям в чемпионские сезоны Себ и Льюис почти равны: 6,00 и 5,22 при завоевании первого титула, 2,78 и 4,11 — второго, 2,63 и 1,72 — третьего, 2,63 и 2,53 — четвертого.

Счет — 4:3 в пользу Хэмилтона

Умение адаптироваться к новому регламенту

Себастьян Феттель становился чемпионом на протяжении четырех лет при стабильном техническом регламенте и в составе одной команды — Red Bull Racing. Да, в 2011-м на смену поставщику шин Bridgestone пришла Pirelli, а FIA несколько раз пыталась подрезать крылья подопечным Дитриха Матешица, запрещая аэродинамические решения наподобие выдувного диффузора и гибких крыльев. Но в целом это была одна эпоха — а едва она закончилась, Red Bull Racing и ее лидер резко сдали позиции. С тех пор больше ни RBR, ни Себ, перешедший в Ferrari, чемпионами не становились.

Победы Льюиса Хэмилтона более универсальны. Он не просто выигрывал титул в составе двух команд, что за всю историю удалось только десяти из 33 чемпионов мира, но и сделал это при разных правилах. Первую победу он одержал вместе с коллективом McLaren, когда в Формуле-1 еще были атмосферные двигатели V8 и шины с канавками вместо сликов. Второй и третий титулы пришлись на первые годы после перехода на гибридные турбомоторы V6, а четвертая чемпионская корона была завоевана Льюисом после введения новых требований к аэродинамике. Силу коллектива Mercedes и британского гонщика подчеркивает тот факт, что исторически ни одной команде не удавалось сохранять преимущество после кардинальной смены технического регламента.

Счет — 5:3 в пользу Хэмилтона

Внутрикомандная борьба

Все свои чемпионские титулы Себастьян Феттель выиграл при одном напарнике — Марке Уэббере, которого немец громил по всем статьям. В 2010-м австралиец еще пытался бороться с молодым партнером, но затем напрочь затерялся на его фоне. Понятно, что в Red Bull Racing делали ставку на Себа, но разгромный счет в квалификациях (56:21) и гонках (58:18) вряд ли можно объяснить только этим. «Чего именно мне не хватало? Я просто был недостаточно быстр!» — признал сам Уэббер пару лет назад.

У Хэмилтона за четыре чемпионских сезона было три товарища по команде. Валттери Боттас, как и его соотечественник Хейкки Ковалайнен в 2008-м, не представлял большой угрозы для Льюиса. А вот Нико Росберг добавил Хэмилтону головной боли и в 2016-м даже отобрал звание чемпиона мира, после чего, посчитав свою миссию выполненной, ушел из Формулы-1. Но если смотреть на вещи объективно, Льюис был гораздо быстрее немца и в удачный для себя день был просто вне досягаемости.

Это доказывает его статистика в гонках против Росберга, которая в чемпионских сезонах ничем не отличается от счета с Ковалайненом и Боттасом: 12:7 в 2014-м и 2015-м против 12:6 с одним финном в 2008-м и 12:7 с другим в 2017-м. В сумме получается 46:27 (с учетом двойных сходов), а в квалификациях — 46:29. Счет, безусловно, не такой разгромный, как был у Феттеля с Уэббером. Однако Льюис доказал, что готов одолеть любого напарника, чего не удалось сделать Себу после прихода в команду Даниэля Риккьярдо, которому он уступил как в квалификациях, так и в гонках.

Счет — 6:3 в пользу Хэмилтона

Личное противостояние

Так вышло, что за десять лет и почти две сотни совместных гонок в Формуле-1 Хэмилтон и Феттель постоянно оказывались на разных эшелонах борьбы. Лишь один раз, в 2010-м, они вместе претендовали на чемпионство до финальной гонки сезона, но шансы британца были настолько малы, что о его притязаниях на титул сейчас никто и помнит.

Однако это не значит, что между Себом и Льюисом никогда не было дуэлей на трассе. На последних кругах Гран При Бразилии 2008 года именно Феттель отобрал у Хэмилтона заветное пятое место, которое было необходимо британцу для победы в чемпионате, — и если бы не потерявший скорость Тимо Глок, то чемпионом стал бы Фелипе Масса.

В общей сложности они 33 раза финишировали на смежных позициях, в том числе в 18 гонках занимали два первых места — как в Шанхае-2011 и Остине-2012, когда Хэмилтон в реальной борьбе обогнал немца. В таких дублях Льюис оказывался впереди десять раз, Себ — восемь. В остальных финишах друг за другом ведет тоже Хэмилтон — 10:5.

Счет — 7:3 в пользу Хэмилтона

Выходит, Хэмилтон лучше Феттеля?

Статистика на стороне Льюиса, но утверждать, что он однозначно лучший гонщик в современной Формуле-1, было бы слишком опрометчиво. Да, британец чуть универсальнее, успешнее и результативнее, но автоспорт все-таки не точная наука, где можно оценить превосходство гонщиков друг над другом только с помощью «голов», очков и секунд.

Проблема еще в том, что за последние десять лет мы практически не видели Хэмилтона и Феттеля на равной технике. Да, на двоих они выиграли 109 из 197 гонок, взяв восемь чемпионских титулов из 11 возможных. Но доминирующая машина, словно переходящий кубок, была то у одного, то у другого, и золотая середина, несмотря на все надежды в сезоне-2017, до сих пор не достигнута…

Рекомендованные статьи