Кому ничего не надо? Азарт и равнодушие на Гран При Бразилии

Фото: команды-участницы

Кому как, а мне накануне Гран При Бразилии (основные события которого мы отразили в нашем традиционном дайджесте) вспоминались довольно давние времена – самое начало двадцать первого века, когда доживала последние дни команда Arrows. Готовился какой-то мутный план по ее передаче из рук в руки. Ради благородной цели, разумеется, спасения от банкротства, которое уже нависало. Для осуществления плана почему-то было важно опустить цену на такой привлекательный актив, как команда Формулы-1. Поэтому на очередном Гран При ее гонщики принялись, если говорить прямо, валять дурака – на тренировках выехали один раз и тут же заехали обратно. Arrows это тогда не спасло. Но это поведение осталось в истории автогонок как пример пренебрежения спортом ради коммерческих интересов.

Не повторится ли похожая история на новом витке развития Формулы-1, но уже по другой причине? Ведь на заключительную часть сезона перед гонщиками команды Force India, если говорить прямо, стоит одна-единственная задача – набрать как можно меньше очков! А в идеальном случае – не набрать их вовсе. Так уж устроена экономика чемпионата мира, унаследованная новыми владельцами Формулы-1 от Берни Экклстоуна. Свою долю прибылей от рекламных и телевизионных доходов Формулы-1 команды получают, исходя из их места в Кубке конструкторов – выше доля у тех, кто выступил успешнее. А заявочные взносы для участия в следующем сезоне выплачивают пропорционально числу набранных очков. Force India уже обеспечила себе четвертое место в чемпионате. Учитывая скудные финансовые возможности команды, это самый настоящий подвиг. Смысла набирать дополнительные очки теперь нет. Чем их больше, тем выше заявочный взнос, который нужно будет вносить команде.

Вот так и решилась судьба гонки - на первых метрах дистанции, в первом повороте

Renault, Haas и Toro Rosso совершенно в иной ситуации – первым двум командам очки нужны, чтобы подняться в Кубке конструкторов, а бывший коллектив Квята мечтает, наоборот, удержать от их натиска свою шестую позицию. Еще недавно казалось, что Toro Rosso под силу замахнуться и на пятое место, потеснив Williams. Но с такой кадровой политикой и с нынешней готовностью техники эти надежды растаяли полностью. Как бы то ни было, гонщики этих трех соперничающих команд полностью мобилизованы на борьбу – а что будет с пилотами Force India? Что мы увидим в их исполнении – спорт или цирк?

То, как команда Виджая Мальи выступила на Интерлагосе, заставило уважать ее еще больше. Эстебан Окон, правда, из гонки выбыл быстро – но не по своей инициативе, его выпихнул Ромен Грожан. Серхио Перес, кстати, тоже мог оказаться на обочине почти сразу же, но после контакта с Алонсо остался в борьбе, хотя и пропустил вперед и его, и Массу. А как Перес боролся! Проехал на шинах SuperSoft (причем уже изношенных) больше, чем кто-либо другой, 35 кругов, практически половину дистанции. До последнего старался догнать Алонсо, чтобы попытаться атаковать его. А еще попробуйте ответить на вопрос – кто из множества гонщиков, обойденных Льюисом Хэмилтоном, хотя бы попытался оказать ему сопротивление? В большинстве случаев с пролетающим мимо Мерседесом никто и не думал соперничать – а вот Перес некоторое время упирался. В общем, поведение гонщика на трассе никак не назовешь «пассивностью» или «отбыванием номера». Он честно и с душой делал свою работу. И в итоге набрал два таких… ненужных команде очка! Значит, на брифинге в Force India к неспортивному поведению пилотов не призывали. И это здорово.

Серхио Перес до последнего круга пытался настичь своих быстрых соперников - Массу и Алонсо

Mercedes тоже обеспечил себе свое место в Кубке конструкторов. Причем давно – и не какое-нибудь, а первое. И логика, по которой очки теперь команде не нужны и даже нежелательны, для него не действует – у подопечных Тото Вольффа нет трудностей с бюджетом. Вероятно, количество очков просто никого уже в Мерседесе не волнует. А вот победы команде нужны! Это статистика, это то, что будет записано в историю Формулы-1 навсегда. Да-да, те, кому по силам лишь зарабатывать очки, пишут историю сезона – а тот, кто побеждает, отмечается в истории автогонок. Почему Валттери Боттас хотя бы не попытался что-то сделать, чтобы поменять свое второе место на первое? Блестяще завоевав в квалификации поул-позицию, проиграл старт и... сразу опустил руки. Был же у него шанс, после того, как Феттель выехал с пит-стопа на непрогретых шинах! Судя по комментариям команды и самого пилота, он просто растерялся, рассчитывая за счет пит-стопа оказаться впереди. А тут бац! – и Ferrari выруливает с пит-лейна перед носом. Поневоле загрустишь кругов на десять-двадцать. Потом, правда, Боттас восстановил самообладание: «Я намеревался атаковать незадолго до финиша, но шины были уже изношены».

Что ж, причина уважительная. Кто же мог предсказать заранее такую странную ситуацию, правда? Эти шины могли бы и не изнашиваться совсем, на горячем бразильском асфальте. А они так вот неожиданно взяли и износились. Раз так, то и второе место вполне почетно. Так держать, Валттери!

Похоже, в Мерседесе уже воцарилось спокойствие и благодушная атмосфера – все цели достигнуты, можно завершать сезон на автопилоте. Никто не подстегивал Боттаса, не мотивировал его на то, чтобы прыгнуть выше головы. Да и не нужно это никому – кроме разве что зрителей, мечтающих о схватке за первое место. И самому Боттасу, вероятно, не нужно – контракт у него пока есть, в роли ассистента он всех устраивает.

Оперативно проведя пит-стоп, Ferrari не позволила Боттасу опередить Феттеля за счет более раннего заезда в боксы

Но вот вопрос – а что тогда в этой гонке нужно было Хэмилтону? Его-то кто настраивал, подстегивал, мобилизовывал? Или жажда борьбы у него изнутри идет, вне зависимости от внешних факторов? Может быть, это и есть та самая разница, которая отличает чемпиона от идеального ассистента? Потенциальный чемпион нацелен на борьбу всегда – как Фернандо Алонсо. Ни у кого ведь не возникает сомнений, что он еще сможет побороться за очередной титул, если машина будет подходящей. А Кими Райкконен? Большой вопрос. Он выкладывается, если это реально принесет успех. Кими и сегодня, я уверен, может побеждать. И, наверное, хочет – в смысле, он не против, если получится. Если стратегия не подкачает, шины не износятся. Но жаждет ли Кими побед, голоден ли он до них так же, как в молодости? Понятно, что Кими и Валттери интересно посоревноваться за звание самого быстрого финна, в прошлом мы видели, как они заводятся, борясь друг с другом. Но периоды азарта у них чередуются с апатией.

А вот тот, кто держит в голове высокие цели, тот сражается даже тогда, когда это не имеет особого смысла. Если так – то, наверное, это и есть разница между Фелипе Массой до тяжелой аварии и им же после нее. Прекрасный гонщик, который был к титулу ближе всех остальных «нечемпионов» за всю историю Формулы-1. Но после травмы и возвращения в гонки, восстановив практически все свои качества, немотивированную жажду борьбы до конца он все же утратил. И вот теперь уходит, так и не став чемпионом.

Льюис Хэмилтон провел одну из лучших гонок в своей жизни, хотя финишировал лишь четвертым

Прошлогоднюю сцену прощания с Массой повторить уже, конечно, было невозможно. Помните, он шел тогда с бразильским флагом, не скрывая слез, а механики на пит-лейне аплодировали ему? На этот раз вышло по-другому, но не менее трогательно. После официальной церемонии награждения призеров на подиум вышли Масса с сыновьями и другой знаменитый бразильский «нечемпион», Рубенс Баррикелло. И пока Фелипе приветствовал зрителей, мальчишки резвились на подиуме, а некое официальное лицо в строгом костюме пыталось их удалить или хотя бы призвать к порядку – без всякого результата. И это было то проявление бразильской безалаберности, которое (в отличие от того, что творится вокруг автодрома на улицах) даже выглядит симпатичным. Жаль, что теперь у такой гоночной нации своих представителей в Формуле-1 больше не осталось.

А мы будем ждать завершения сезона, которое состоится через две недели в Абу-Даби. И схватки тех гонщиков, которые борются за победу всегда, вне зависимости от турнирных раскладов и возможностей собственных машин.

Гран При Бразилии. Автодром Интерлагос, 12 ноября

Место Гонщик Страна Команда Время/Причина схода Пит-стопы
1 Себастьян Феттель Германия Ferrari 1:31:26.262 1
2 Валттери Боттас Финляндия Mercedes +2.762 1
3 Кими Райкконен Финляндия Ferrari +4.600 1
4 Льюис Хэмилтон Великобритания Mercedes +5.468 1
5 Макс Ферстаппен Нидерланды Red Bull +32.940 2
6 Даниэль Риккьярдо Австралия Red Bull +48.691 2
7 Фелипе Масса Бразилия Williams +68.882 1
8 Фернандо Алонсо Испания МсLaren +69.363 1
9 Серхио Перес Мексика Force India +69.500 1
10 Нико Хюлкенберг Германия Renault + 1 круг 1
11 Карлос Сайнс-мл. Испания Renault + 1 круг 1
12 Пьер Гасли Франция Toro Rosso + 1 круг 1
13 Маркус Эриксон Швеция Sauber + 1 круг 1
14 Паскаль Верляйн Германия Sauber + 1 круг 1
15 Ромен .Грожан Франция Haas + 2 круга 2
16 Лэнс Стролл Канада Williams + 2 круга 2
Сход Брендон Хартли Новая Зеландия Toro Rosso мотор  
Сход Эстебан Окон Франция Force India последствия столкновения  
Сход Стоффель Вандорн Бельгия McLaren авария  
Сход Кевин Магнуссен Дания Haas авария  

Чемпионат мира

Место Гонщик Страна Команда Очки
1 Льюис Хэмилтон Великобритания Mercedes 345
2 Себастьян Феттель Германия Ferrari 302
3 Валттери Боттас Финляндия Mercedes 280
4 Даниэль Риккьярдо Австралия Red Bull 200
5 Кими Райкконен Финляндия Ferrari 193
6 Макс Ферстаппен Нидерланды Red Bull 158
7 Серхио Перес Мексика Force India 94
8 Эстебан Окон Франция Force India 83
9 Карлос Сайнс-мл. Испания Toro Rosso/Renault 54
10 Фелипе Масса Бразилия Williams 42
11 Лэнс Стролл Канада Williams 40
12 Нико Хюлкенберг Германия Renault 35
13 Ромен .Грожан Франция Haas 28
14 Кевин Магнуссен Дания Haas 19
15 Фернандо Алонсо Испания МсLaren 15
16 Стоффель Вандорн Бельгия McLaren 13
17 Джолион Палмер Великобритания Renault 8
18 Паскаль Верляйн Германия Sauber 5
19 Даниил Квят Россия Toro Rosso 5

Кубок конструкторов

Место Команда Мотор Очки
1 Mercedes AMG Petronas F1 Team Mercedes 625
2 Scuderia Ferrari Ferrari 495
3 Red Bull Racing TAG Heuer (Renault) 358
4 Sahara Force India F1 Team Mercedes 177
5 Williams Martini Racing Mercedes 82
6 Scuderia Toro Rosso Renault 53
7 Renault Sport Formula 1 Team Renault 49
8 Haas F1 Team Ferrari 47
9 McLaren Honda Formula 1 Team Honda 28
10 Sauber F1 Team Ferrari 5

Рекомендованные статьи