Спорт против шоу: нужны ли Формуле-1 квалификационные гонки?

Фото: f1i.com | formula1.com

В 2020 году впервые в истории в рамках одного этапа Формулы-1 могут пройти сразу две гонки: коммерческие владельцы чемпионата мира предлагают проводить дополнительный заезд вместо квалификации. Хорошо это или плохо?

Вторая попытка

Впервые о замене квалификационных заездов мини-гонкой в Формуле-1 заговорили еще весной 2016 года. Как раз тогда FIA и предыдущие коммерческие владельцы чемпионата мира, CVC Capital Partners, во главе с Берни Экклстоуном (на фото) потерпели фиаско с форматом на выбывание по ходу сегментов и к третьему этапу сезона отмотали пленку назад. «Мы ищем новые варианты. К примеру, вместо квалификации можно проводить гонку», — заявил тогда Берни, в годы своего правления часто предлагавший радикальные идеи.

Дальше предложения, правда, тогда дело не пошло. А теперь идею квалификационной гонки подхватили новые хозяева чемпионата, Liberty Media. Для американцев нынешний формат вообще неприемлем по той простой причине, что в их понимании заезды на время никак не вяжутся с шоу. В близких им заокеанских сериях IndyCar и NASCAR в субботу трибуны пустуют. В Формуле-1, где распределение стартовых позиций имеет более важное значение, внимание к главному субботнему заезду выше, но все равно разница в цифрах достаточно большая. Взять хотя бы данные посещаемости Гран При России пару лет назад: 42 тысячи болельщиков на трибунах в субботу и 62 тысячи в воскресенье. Даже в Мексике, на одном из самых популярных этапов, эта разница в 2018-м составила 16 процентов — 113 тысяч человек в субботу и 135 тысяч в воскресенье. Разница в размере телевизионной аудитории достигает еще больших масштабов: на американском кабельном ESPN в этом году борьбу за поул в Бахрейне посмотрели 340 тысяч зрителей, а гонку — 711 тысяч.

Естественно, что сравнять аудиторию в субботу и воскресенье априори невозможно: главный день гоночного уик-энда всегда останется главным. Но поднять интерес к субботе можно, и в глазах промоутеров Формулы 1 мини-гонка — один из вариантов.

Эксперимент с прицелом на 2021-й

За что нужно отдать должное Liberty Media, так это за спокойное и взвешенное принятие решений. Они не рубят с плеча, как их предшественники с тем же неудачным форматом квалификации в 2016-м или с двойными очками в 2014-м. Пока американцы предложили лишь попробовать обкатать новую идею. «Речь идет об эксперименте. Хочу подчеркнуть слово «эксперимент». Базовый формат гонки достаточно хорош, но как узнать, будет ли интересной спринтерская гонка? Сделать это можно лишь на трассе. С учетом стабильного регламента 2020 год — идеальное время для такой проверки», — заявил спортивный директор Формулы-1 Росс Браун.

Как это будет выглядеть?

Экспериментальную гонку вместо квалификации предлагается провести на трассах, где есть проблемы с обгонами, но не слишком критичные: в Шанхае, Барселоне и Ле-Кастелле. Официальных подробностей самого формата нет. Но, согласно информации немецких инсайдеров, Liberty Media предлагает командам провести 100-километровый заезд. Это равно 30 кругам в Монако, 21 — в Барселоне, 17 — на «Сочи Автодроме» или 14 — в Спа.

При этом предлагается снять ограничения по расходу топлива и выбору состава шин. Но главной особенностью квалификационной гонки станет реверсивная стартовая решетка. По какому принципу предлагается формировать этот обратный порядок на старте? Приоритетная версия — за основу будет браться положение в чемпионате. Однако будет ли перевернута только первая десятка или весь пелотон, пока остается загадкой. Пожалуй, справедливее было бы переворачивать только первую десятку, а основываться, скажем, на результатах предыдущей гонки, как это было с порядком выезда в пятничной квалификации в 2003-м.

А пилоты — против!

Идея Liberty Media пришлась не по душе гонщикам, которые в один голос достаточно категорично высказываются о новом предложении.

Льюис Хэмилтон (Mercedes): «Кажется, авторы этого предложения сами не знают, что предлагают».

Себастьян Феттель (Ferrari): «Какой-то бред. Если мы хотим улучшить зрелищность, то надо думать, как сократить разрывы между командами, а не менять пилотов местами на стартовом поле. Не знаю, какому гению пришла в голову эта идея».

Макс Ферстаппен (Red Bull Racing): «Я считаю, что с нынешним форматом все нормально. Не знаю, как можно проводить квалификацию иначе».

Даниэль Риккьярдо (Renault): «Не думаю, что сейчас нам это нужно. Если изменения правил в 2021-м сработают и разрывы между командами сократятся, то нет смысла менять формат квалификации».

Кевин Магнуссен (Haas): «Не думаю, что формат квалификации нуждается в изменении. В изменении нуждаются машины и статьи расходов команд».

Карлос Сайнс (McLaren): «Сначала Формуле-1 надо разобраться с двумя важными моментами: большими разрывами между командами и проблемой с обгонами. Возможно, тогда и не понадобится гонка с реверсивным стартовым полем, потому что и без этого будет интересно».

Лэнс Стролл (Racing Point): «Мне кажется, что такая гонка будет очень скучной. Сейчас многое решает стратегия, которой на дистанции 25 кругов попросту не будет. Пелотон просто будет ехать паровозиком от старта до финиша».

Даниил Квят (Toro Rosso): «Это заплатка, а не решение проблемы! Нужно повысить уровень конкуренции в пелотоне, и тогда не придется придумывать спринтерские гонки и тому подобное».

Кими Райкконен (Alfa Romeo): «Все зависит от того, как будет реализована эта идея. Но лично мне кажется, что квалификация интереснее мини-гонки».

Джордж Рассел (Williams): «Не очень хорошая идея. Прежде всего, в Формуле-1 надо уменьшить разницу в скорости между машинами разных команд и уже потом искать способы повышения зрелищности».

Пилоты всех десяти команд на удивление высказываются в похожем тоне. В Сочи ветеран формульной журналистики Дитер Ренкен даже заподозрил их в коллективном сговоре. Южноафриканец, конечно, любит искать черную кошку в темной комнате, но, возможно, его подозрения в данном случае оправданны. Тут речь может идти о политической игре команд, не в интересах которых проведение гонки в субботу. На кону дополнительные расходы и более высокая нагрузка на механиков, ведь количество аварий в субботу наверняка возрастет. А это значит, что потребуется и больше запчастей.

Отклонить предложение с экспериментом в 2020-м проблем нет: для его претворения в жизнь Liberty Media нужно единодушное одобрение всех десяти команд. Но регламент 2021-го американские владельцы Формулы-1 могут составлять так, как им заблагорассудится, учитывая отсутствие Договора согласия с участниками. Так что в интересах команд выставить на публике неудобное им предложение в максимально невыгодном свете. В политической борьбе, как известно, все средства хороши…

Попытка не пытка?

Понятно, что при новом формате субботних заездов на трассе должно быть больше борьбы и экшена. Да и сама по себе идея квалификационной гонки не нова для авто- и мотоспорта. Почти четыре десятка лет по результатам боевого заезда определяется стартовая решетка в престижном Гран При Макао Формулы-3. В «Дайтоне 500», главном этапе серии NASCAR, квалификационные гонки проходят аж с 1959 года. А с этого сезона в чемпионате мира по Супербайку организуют спринт, в котором определяется порядок старта во второй гонке.

Вопрос в случае с Формулой-1 в другом. Надо ли при успешности эксперимента отказываться от квалификации и на всех этапах проводить гонку? А что тогда делать со всей статистикой поулов? Рекорд Льюиса Хэмилтона можно тогда увековечивать. В прошлое уйдет целый соревновательный сегмент Формулы-1 со своим героями и легендами. Это как если бы организаторы веломарафона «Тур де Франс» взяли да и отказались от индивидуальной гонки с раздельным стартом. «Квалификация — это спринт, который значительно отличается от гонки. На один быстрый круг пилот выходит с другим настроем, преследуя только одну цель — выжать максимум из машины и себя», — говорил трехкратный чемпион мира Айртон Сенна, которому не было равных в квалификации.

Так что тут вопрос даже не в сохранении традиций, а в будущем целой спортивной дисциплины в Формуле-1. Не станет ли отказ от привычной квалификации слишком дорогой платой за шоу в субботу днем?

 

Рекомендованные статьи