Выборгская ракета и Торпеда атакуют. За что россияне получали наказания в Формуле-1

Выборгская ракета и Торпеда атакуют. За что россияне получали наказания в Формуле-1
Автоспорт | 25 апреля 2019
Фото: formula1.com | soymotor.com

Столкновение Даниила Квята с пилотами команды McLaren на Гран При Китая активно обсуждалось в кулуарах Формулы-1 в перерыве между шанхайским и бакинским этапами. Большинство экспертов сошлись во мнении, что россиянин виноват в аварии на первом круге, но не заслуживал штрафного проезда по пит-лейну. Впрочем, нашим соотечественникам не привыкать: за восемь лет участия в Гран При они часто получали суровые наказания. Иногда по делу, а иногда и нет…

Промахи Выборгской ракеты

В Формуле-1 Виталий Петров с ходу доказал, что его не зря прозвали Выборгской ракетой. В дебютном сезоне-2010 российский пилот отыграл 42 позиции на первом круге. Только два гонщика за последние десять лет смогли добиться на старте большего: 47 обгонов за сезон было у Тимо Глока в 2012-м и 43 — у Фернандо Алонсо в 2016-м.

Чего стоил хотя бы прорыв Петрова с 18-го на десятое место в дождевом Гран При Австралии! Но дважды Выборгская ракета все же дала осечку. В Сузуке Петров провел самую короткую гонку в карьере: на четвертой секунде после старта пилот Renault столкнулся с Нико Хюлькенбергом.

Началось все с того, что в сторону Виталия сместился Ник Хайдфельд. Петрову ничего не оставалось, кроме как повернуть влево, чтобы избежать контакта, но там оказался Хюлькенберг. Типичная «коробочка» на старте. Однако стюарды посчитали иначе и наказали Петрова потерей пяти мест в следующей гонке. При этом они простили Фелипе Массу, который заскользил на поребрике в первом повороте и выбил из гонки ни в чем не повинного Витантонио Лиуцци.

Где Петров действительно сплоховал, так это в Монреале четырьмя месяцами ранее. За семь секунд россиянин схлопотал сразу два штрафных проезда по пит-лейну. И непоследовательность стюардов тут ни при чем. Сначала Виталий совершил фальстарт, а затем он заехал на траву, потерял контроль над машиной и врезался в Педро де ла Росу. Так что сверхреакция на старте не всегда оборачивается успехом…

Выбить Шумахера? Легко

Российских гонщиков Формулы-1 так и тянет к чемпионам мира словно магнитом. Или, если угодно, чемпионов мира — к нашим пилотам. Сергей Сироткин на старте в Баку-2018 не поделил трассу с Фернандо Алонсо, а в квалификации в Интерлагосе-2018 чудом разминулся с Льюисом Хэмилтоном. У Даниила Квята были стычки с Себастьяном Феттелем в Шанхае и в Сочи в 2016-м. А Виталий Петров трижды в 2011 году сталкивался с великим и ужасным Михаэлем Шумахером.

Эпизоды на втором круге в Стамбуле и после первых пит-стопов в Валенсии были на совести семикратного чемпиона мира. Оба раза Шумахер цеплял машину россиянина на торможении и ломал себе переднее антикрыло. Михаэль открыто признавал вину и извинялся — на закате карьеры с этим у него не было проблем. Но в конце сезона извиняться пришлось уже Петрову.

На Гран При Кореи Виталий увлекся борьбой с Фернандо Алонсо и в конце 1,2-километрового прямика пропустил точку торможения, пролетев по прямой. И все бы ничего, если бы на траектории не оказался Шумахер. Немец уже входил в 180-градусный поворот и не видел машину Lotus с заблокированными колесами, поэтому шансов отрулить у него не было. Петров снес переднее крыло себе и заднее — гонщику Мерседеса…

Виталий извинился за этот инцидент, но штрафа не избежал: стюарды наказали его потерей пяти мест на стартовой решетке следующей гонки.

Без права на ошибку

На Гран При России — 2016 карьера Даниила Квята в Формуле-1 разделилась на до и после. И дело не только в том, что после этой гонки коллектив Red Bull перевел его обратно из своей старшей в младшую команду.

За 43 предыдущих Гран При Даня собрал шесть дисциплинарных штрафов. Но это были мелочи, такие как денежное наказание за превышение скорости на пит-лейне или десять секунд за обгон вне границ трассы. Спорные моменты были: в квалификации Малайзии-2014 он не поделил трассу с Фернандо Алонсо, в Испании-2015 столкнулся с Карлом Сайнсом, а в первом повороте в Шанхае-2016 был так агрессивен, что получил от Себастьяна Феттеля прозвище Торпеда. Но второй российский пилот Формулы-1 ни разу не становился виновником аварии до домашней гонки того же сезона в Сочи.

Что стало спусковым крючком? Переживал Даня за место в команде или переволновался перед родными трибунами? Точный ответ знает только сам Квят. Нам известны лишь итог и последствия. На торможении перед вторым поворотом после старта Даниил заблокировал задние колеса и врезался в Себастьяна Феттеля. Еще раз он протаранил четырехкратного чемпиона мира в скоростной дуге третьего поворота. А в первом эпизоде досталось и напарнику Квята Даниэлю Риккьярдо, на которого отбросило Феттеля. За такую заварушку на первом круге россиянин получил десятисекундный штраф Stop&Go. Но главные последствия были впереди. Через пять дней Red Bull объявила о том, что с Гран При Испании место Квята в Red Bull Racing займет Макс Ферстаппен, а сам россиянин вернется в Toro Rosso. Первая серьезная осечка в топ-команде стала для Даниила последней.

Торпедная атака

Руководство Red Bull рассчитывало, что при меньшем прессинге в Toro Rosso Даниил Квят соберется и избежит репутации человека-аварии. «Инцидент в Сочи — следствие прессинга, который исходил от самого Даниила, а не от команды. Ромен Грожан был в схожей ситуации в 2012-м и постоянно попадал в аварии. Мы хотели этого избежать», — объяснил тогда куратор «Красных быков» Хельмут Марко.

Перевод в Toro Rosso не помог. Следующие полтора года Квят пребывал в том же состоянии, что и до рокировки с Максом Ферстаппеном: был нестабилен, агрессивен, невнимателен. За 31 гонку он заработал штрафных баллов больше, чем очков в чемпионате: 12 против девяти! Аварии и пенализации стали нормой: три места на старте за столкновение с Магнуссеном в Монако, десять секунд за инцидент с Пересом в Остине, проезд по пит-лейну после контакта с Сайнсом в Сильверстоуне и еще три места за блокировку Палмера на Хунгароринге.

Низшей точкой в бесконечной череде аварий стало дежавю в австрийском Шпильберге летом 2017-го. Как и в Сочи, Даниил ошибся на торможении после старта, заблокировал колеса и выбил чемпиона мира, которого отбросило на пилота Red Bull. Только вместо Феттеля и Риккьярдо под раздачу попали Алонсо и Ферстаппен. А стюарды присудили Квяту вместо десятисекундного Stop&Go штрафной проезд по пит-лейну.

Без вины виноватый

Сергей Сироткин — наиболее корректный из трех российских пилотов Формулы-1. В отличие от Петрова и Квята, он не таранил соперников и не становился зачинщиком завалов на старте. Да, Сергей провел всего 21 гонку и боролся в основном в конце пелотона с напарником. Но за весь год пилот команды Williams лишь дважды разбил машину — в третьей тренировке и гонке в Баку. Там же, в Азербайджане, Сироткин заработал самый крупный дисциплинарный штраф в дебютном для себя сезоне.

Судьи наказали Сергея не за аварию с Фернандо Алонсо и Нико Хюлькенбергом на первом круге, в которой он сломал переднюю подвеску. А за то, что за поворот до этого россиянин поддел болид Серхио Переса. Вот только контакт этот прошел бесследно для обоих. «Мы ничего не потеряли, наши машины остались целы», — прокомментировал Сироткин инцидент.

Последующая авария и сход россиянина не имели отношения к этому контакту. А Перес не то что не потерял позиции — через один час и 43 минуты он финишировал на подиуме! Тем не менее стюарды наказали Сергея потерей трех мест на старте Гран При Испании и выписали два штрафных балла в суперлицензию. «Мы с командой тысячу раз пересмотрели повтор, но так и не поняли, за что я получил штраф», — удивлялся Сироткин.

Такой же штраф через две недели в Барселоне получил Ромен Грожан. Но француз никого не подталкивал на первом круге. При развороте в скоростном третьем повороте он нажал на газ, выехал навстречу пелотону и столкнулся с Нико Хюлькенбергом и Пьером Гасли. Такое вот непоследовательное судейство бывает в Формуле-1. Стоит ли удивляться излишне жесткому наказанию Даниила Квята в Шанхае…

Рекомендованные статьи