Драма Ferrari и неожиданный дубль Мерседеса. Дайджест гонки Формулы-1 в Сочи
Еще после квалификации восходящая звезда Ferrari Шарль Леклер заявил, что он хоть и рад поулу, но лучше бы стартовал чуть подальше. Странное заявление, не правда ли? С одной стороны, да. С другой, учитывая специфичность стартовой прямой «Сочи Автодрома», вполне логичное. Ведь как такового первого поворота на трассе в Олимпийском парке нет — это скоростной излом, который проходится пилотами на скорости за 300 км/ч. А первая зона торможения после старта находится более чем через километр, перед вторым поворотом. Поэтому обладатель поула в Сочи априори оказывается в невыгодном положении: в отличие от конкурентов он не находится в «воздушном мешке» и, наоборот, помогает им. Эта история со слип-стримом во многом и предопределила драматичный главный сюжет шестого в истории Гран При России.
Леклер, как и опасался, не удержал лидерство перед входом во второй поворот, но отдал он первую позицию напарнику по Ferrari Себастьяну Феттелю, а не соседу по первому ряду Льюису Хэмилтону. Отдал, можно сказать, сам, поскольку помог слип-стримом четырехкратному чемпиону мира. Вскоре стало понятно, что это была отлично разыгранная тактика красных. Видимо, ее главная цель состояла в том, чтобы немец обогнал Хэмилтона. Ну а опережение Леклера стало своего рода побочным эффектом — как с ранним пит-стопом Феттеля неделю назад в Сингапуре.
Только если на азиатской гонке командному мостику Ferrari не хватило смелости произвести рокировку и восстановить статус-кво, то в Сочи такой приказ поступил Себастьяну уже на шестом круге. Но в ответ команда услышала от Феттеля: «Я бы все равно его обогнал. Дайте мне еще два круга, чтобы оторваться».
Несмотря на череду негодований Леклера в стиле «Я сделал все, как мы договаривались», команда отложила вопрос с рокировкой до лучших времен, благо Феттель отъехал от напарника на три—четыре секунды и не сдерживал его.
Искусственным ли образом или же естественным, но рокировка случилась на 26-м круге. За счет пит-стопа, проведенного на три круга раньше лидера гонки, Леклер опередил партнера по команде. А как развивалась бы ситуация между гонщиками Ferrari дальше, мы, увы, никогда не узнаем. Себ не доехал до конца даже круг выезда из боксов: из-за поломки мотора-генератора кинетической энергии он припарковался на обочине. Впервые с прошлогоднего Гран При Абу-Даби машина Ferrari сломалась в гонке.
И надо же такому случиться, что эта поломка напрямую ударила и по Леклеру! Режим виртуальной машины безопасности из-за остановки Феттеля позволил обоим гонщикам команды Mercedes провести «бесплатный» пит-стоп и вернуться на трассу впереди монегаска.
Один из главных вопросов: почему со сломанным блоком MGU-K Феттель припарковался на обочине и не доехал до боксов? Ведь до пит-лейна оставалось каких-то пару поворотов и преодолеть их было вполне возможно. На пресс-конференции после гонки в Ferrari объяснили, что из-за возникшего замыкания существовала угроза поражения электрическим током и Себастьян должен был остановиться как можно скорее. Так что помешал Феттель напарнику не нарочно. Хотя любителям теорий заговора тут, конечно, есть о чем порассуждать.
Как бы там ни было, но Шарлю легче от такого «подарка» не стало. В отсутствие дождя на «необгонной» трассе в Сочи он ничего не смог поделать даже с Боттасом в борьбе за второе место. Не помог Леклеру ни выезд автомобиля безопасности из-за аварии пилота команды Williams Джорджа Рассела на 31-м круге, ни преимущество в скорости (на тренировках и квалификации болиды Ferrari были быстрее машин Мерседеса в среднем на 0,2—0,3 секунды). Подобраться на дистанцию обгона никак не удавалось. Да и Боттас знает толк в том, как прикрывать тыл напарника и помогать ему уезжать вперед.
Так «Серебряные стрелы» и устремились к четвертому дублю на Гран При России, который после квалификации предсказать было крайне сложно. Даже после старта предпосылок к такому результату не было, ведь на первых кругах Боттас застрял за Карлосом Сайнсом на Макларене, а перед пит-стопом проигрывал Леклеру около десяти секунд. Тем не менее пилоты Мерседеса стали сильнейшими на Гран При России шестой год подряд, одержав, пожалуй, одну из самых неожиданных двойных побед в своей новейшей истории. «Эта гонка стала наглядным примером того, что очки присуждаются в воскресенье, а не в субботу и почему сдаваться никогда нельзя», — прокомментировал успех своих подопечных босс Mercedes Motorsport Тото Вольфф.
Леклер в девятый раз в сезоне доехал до пьедестала почета, но после финиша на монегаске лица не было: по независящим от него причинам Шарль упустил победу, которая была почти что в руках…
Четвертым в гордом одиночестве финишировал Макс Ферстаппен, гонку которого разнообразил только прорыв с девятого места на первых 20 кругах. А пятым клетчатый флаг увидел партнер голландца по Red Bull Racing Алекс Албон, сполна восстановивший свою репутацию после аварии в квалификации накануне и старта с пит-лейна.
Из остальных результатов нельзя не отметить первые очки Карлоса Сайнса после летнего перерыва. После сходов в Спа и Монце и 12-го места в Сингапуре испанец финишировал на высокой шестой позиции. А оставшиеся баллы разыграли между собой Серхио Перес, Ландо Норрис, оштрафованный пятью секундами за нарушение границ трассы Кевин Магнуссен и Нико Хюлькенберг.
Одним из немногих, кто на Гран При России боролся всю дорогу — обгонял и оборонялся, — стал Даниил Квят. Стартовавший 19-м россиянин дважды сходился борт в борт с напарником по Toro Rosso Пьером Гасли в первом повороте и провел максимально длинный первый отрезок на жестких шинах, проехав на них 27 кругов. По словам Дани, он выжал из машины максимум. Но для получения зачетных очков этого оказалось мало: до обладателя десятого места Нико Хюлькенберга гонщику Toro Rosso не хватило двух позиций и двух с половиной секунд. Тем не менее после финиша российский гонщик заявил, что он доволен своим выступлением.
Всего же клетчатый флаг на шестом в истории Гран При России увидели 15 из 20 стартовавших пилотов. Компанию Себастьяну Феттелю и Джорджу Расcелу в списке сошедших составили разбивший машину на первом круге Ромен Грожан и остановившиеся из-за технических проблем Даниэль Риккьярдо и Роберт Кубица.
Следующий, 17-й этап сезона пройдет через две недели на японской трассе Сузука. С чемпионством Льюису Хэмилтону придется подождать как минимум до Мексики, потому что даже при сходе Валттери Боттаса он не обеспечит достаточный для этого отрыв 100 очков. Но если в Японии Mercedes отыграет у Ferrari 14 баллов, то Кубок конструкторов будет у них в кармане. Так что в Брэкли уже могут готовить победные футболки в честь шестого подряд титула в командном зачете.
Место | Гонщик | Страна | Команда |
---|---|---|---|
1 | Льюис Хэмилтон* | Великобритания | Mercedes |
2 | Валттери Боттас | Финляндия | Mercedes |
3 | Шарль Леклер | Монако | Ferrari |
4 | Макс Ферстаппен | Нидерланды | Red Bull |
5 | Алекс Албон | Таиланд | Red Bull |
6 | Карлос Сайнс-мл. | Испания | МсLaren |
7 | Серхио Перес | Мексика | Racing Point |
8 | Ландо Норрис | Великобритания | McLaren |
9 | Кевин Магнуссен | Дания | Haas |
10 | Нико Хюлькенберг | Германия | Renault |
11 | Лэнс Стролл | Канада | Racing Point |
12 | Даниил Квят | Россия | Toro Rosso |
13 | Кими Райкконен | Финляндия | Alfa Romeo |
14 | Пьер Гасли | Франция | Toro Rosso |
15 | Антонио Джовинацци | Италия | Alfa Romeo |
Сход | Роберт Кубица | Польша | Williams |
Сход | Джордж Рассел | Великобритания | Williams |
Сход | Себастьян Феттель | Германия | Ferrari |
Сход | Даниэль Риккьярдо | Австралия | Renault |
Сход | Ромен Грожан | Франция | Haas |
* Лучший круг |