Убитая интрига, или Товарищи Себастьяна Феттеля по несчастью

Убитая интрига, или Товарищи Себастьяна Феттеля по несчастью
Автоспорт | 19 октября 2017
Фото: espn.co.uk | f1fanatic.co.uk | команды-участницы | организаторы | Энтони Фош

Всего пару гонок назад Себастьян Феттель возглавлял чемпионат мира с семиочковым преимуществом перед Льюисом Хэмилтоном. Но теперь все изменилось: авария на старте в Сингапуре и неполадки двигателя в Малайзии и Японии фактически выбили немца из гонки за золотом. Хотя, конечно, Феттель далеко не первый пилот Формулы-1, на пути которого в борьбе за титул стеной встали проблемы с надежностью техники. Вот лишь самые яркие примеры из истории.

1966: Джон Сёртис

Начало чемпионата 1966 года не предвещало больших перемен в раскладе сил, несмотря на увеличение рабочего объема двигателей с полутора до трех литров. Темп в Монте-Карло и Спа, как и раньше, задавали пилоты команд Lotus, Ferrari, BRM и Cooper, однако на третьем этапе во французском Реймсе внезапно заявил о себе Джек Брэбхем на автомобиле Brabham. Австралиец не просто прервал шестилетнюю беспобедную серию, но и начал уверенное восхождение к третьему чемпионскому титулу. Выиграв после Реймса на Брэндс-Хэтче, в Зандворте и на Нюрбургринге, Черный Джек ушел в солидный отрыв.

К седьмому этапу в Монце его единственным соперником оставался чемпион 1964 года Джон Сёртис. При этом даже при победах британца во всех трех оставшихся гонках Брэбхему было достаточно финишировать третьим, чтобы гарантировать себе золото.

Почему так получилось? Удивительно, но факт: до того Сёртис лишь дважды — в Бельгии (победа) и Германии (второе место) — добирался до финиша. В Монако Джон сошел из-за поломки дифференциала, во Франции его подвел топливный насос, в Великобритании отказал задний мост, а в Голландии возникли неполадки с электрикой. Отчасти причина неудач скрывалась в смене команды: из-за разногласий в вопросе участия в Ле-Мане Сёртис покинул Ferrari после первого этапа и присоединился к коллективу Cooper, надежность техники у которого была несопоставима со Скудерией. Если в шести первых гонках Ferrari 312 сломалась лишь трижды на троих пилотов, то на пяти болидах Cooper T81 технические неполадки возникли в общей сложности 11 раз!

Подтвердилась эта тенденция и в Монце. Ferrari завоевала в домашней гонке дубль, тогда как Сёртис остановился на обочине на 27-м круге: из-за утечки в баке кончилось топливо. Джек Брэбхем сошел в самом начале заезда, но это уже ничего не решало: чемпионство досрочно досталось австралийскому гонщику.

1971: Жаки Икс

Отказавшись от неконкурентоспособного шасси March после провала в 1970 году, команда Tyrrell сделала ставку на машину собственного производства. И она сработала: Джеки Стюарт финишировал вторым на старте сезона на Кьялами и выиграл два следующих этапа. Дважды вместе с ним на подиум поднимался гонщик Ferrari Жаки Икс: он был вторым в Испании и третьим в Монако. После следующего Гран При Нидерландов, который завершился победой бельгийца, эта пара далеко оторвалась от соперников: на счету Стюарта было 24 очка, у Икса — 19, тогда как у ближайших преследователей — только по девять баллов. Борьба за титул, казалось, сведется к дуэли лидеров, но вышло иначе: до конца сезона на счету Икса так и остались эти 19 очков…

Начиная с Поль-Рикара, на бельгийца посыпались технические проблемы: пять раз в семи оставшихся Гран При он сходил из-за поломок! Чего здесь только не было: отказы двигателя во Франции, Великобритании и Италии, неполадки в системе зажигания в Австрии и проблемы с генератором на финише сезона в США. При этом со скоростью у Жаки все было в порядке: он трижды стартовал с первого ряда и вообще лишь раз квалифицировался ниже седьмой позиции.

Удивительно, что почти две трети сезона Икс продолжал удерживать вторую строчку в чемпионате. Фактически пилот Ferrari оказался последним, кто лишился шансов на титул, когда в Австрии, на восьмом из 12 этапов, Стюарт стал чемпионом.

1980: Нельсон Пике

Семь первых гонок сезона-1980 выиграли пять пилотов из четырех команд: Алан Джонс (Williams), Рене Арну (Renault), Нельсон Пике (Brabham), Дидье Пирони (Ligier) и Карлос Рейтеманн (Williams). В чемпионате эту группу разделяли 12 очков, причем первая четверка была в пределах пяти баллов.

Но едва турнир перевалил за свой экватор, как этот квинтет начал распадаться. Арну и Пирони в нескольких гонках не заработали очков, а приезжавшему на подиум Рейтеманну очень дорого обошелся недобор баллов в начале сезона, когда аргентинец трижды сошел из-за технических проблем. В списке претендентов на победу в чемпионате остались только Пике и Джонс, а за два этапа до конца сезона бразильца и австралийца разделял всего один балл!

Напряжение между двумя соискателями золота вылилось в столкновение на старте в Монреале, которое привело к массовому завалу. Но если машина Джонса осталась целой и невредимой, то болид Пике получил серьезные повреждения. На счастье бразильца, гонка была остановлена, и он смог пересесть за руль запасной машины.

Повторный старт прошел без инцидентов, а Пике после борьбы с Джонсом и Пирони закрепился во главе пелотона. Но, видимо, от судьбы не уйдешь: на 23-м круге из машины Brabham BT49 повалил дым. После схода бразильцу оставалось надеяться лишь на проблемы у вышедшего в лидеры Джонса. Австралиец был впереди следующие 20 кругов, а затем все же пропустил к победе Пирони. При таком раскладе судьба титула должна была решиться через неделю в Уоткинс-Глене, но последние надежды Пике похоронило решение стюардов: Дидье был наказан штрафом за фальстарт и в итоге откатился на третье место. Победителем гонки был признан Джонс, а дополнительные три балла в копилку гонщика команды Williams означали, что чемпион 1980 года определен досрочно.

1985: Микеле Альборето

По своему масштабу катастрофа Ferrari во время нынешнего азиатского турне сравнима разве что с провалом Скудерии в 1985 году.

Две трети сезона итальянец Микеле Альборето, проводивший свой второй сезон в команде из Маранелло, не просто претендовал на титул, но и лидировал в общем зачете. В 11 первых Гран При гонщик из Милана одержал две победы и еще шесть раз поднялся на подиум. А на этап в Монце Альборето приехал с отставанием три очка от гонщика команды McLaren Алена Проста, с которым он еще перед предыдущим Гран При в Нидерландах делил первую строчку в личном зачете.

Однако домашняя гонка стала для Альборето холодным душем: весь заезд он пребывал за пределами зачетной первой шестерки, тогда как Прост уверенно лидировал. Но одной лишь нехваткой скорости дело не ограничилось — и за шесть кругов до финиша на Ferrari отказал двигатель! А ведь до этого Микеле сошел всего однажды — в начале сезона на Гран При Сан-Марино, когда возникли неполадки с электрикой…

Еще один удар гонщик Ferrari получил через неделю в Спа: на третьем круге сгорело сцепление. На следующем этапе на Брэндс-Хэтче у итальянца был шанс отыграться: Прост после столкновения с Кеке Росбергом на старте откатился на 14-е место. Но вместо этого Альборето сначала был вынужден отправиться на внеплановый пит-стоп из-за прокола, а еще через два круга сошел из-за отказа турбины…

По той же причине он выбыл из борьбы на следующем этапе в ЮАР, а на финальной гонке в Аделаиде Микеле подвела коробка передач. Впрочем, к вопросу о чемпионстве это уже не имело никакого отношения: Прост завоевал золото еще на Брэндс-Хэтче, прорвавшись на четвертое место после происшествия на старте.

2000: Мика Хаккинен

Сезон 2000 года состоял для Михаэля Шумахера и Мики Хаккинена из взлетов и падений. Только в десяти из 17 гонок заклятые соперники финишировали вместе, а в семи других Гран При сходил то немец, то финн. Но это никак не отразилось на их статусе главных претендентов на титул, так как у вторых пилотов команд McLaren и Ferrari, Дэвида Култхарда и Рубенса Баррикелло, потерь очков тоже было предостаточно.

Начался сезон с отказов мотора на машине Хаккинена в Австралии и Бразилии, причем оба раза двукратный чемпион мира лидировал! Счет набранным очкам Мика открыл лишь на третьем этапе, финишировав вторым на Гран При Сан-Марино. Его отставание от Шумахера, который выиграл три первые гонки, на тот момент составляло уже гигантские 24 балла.

До середины чемпионата отрыв оставался статичным. Даже поломка подвески на машине Шумахера в Монако не сильно помогла Хаккинену, поскольку сам финн из-за проблем с тормозами и потери шестой и седьмой передач завершил гонку только шестым. Но все изменилось в середине лета во Франции, Австрии и Германии. Мика дважды финишировал вторым и выиграл в Шпильберге, тогда как Михаэль ни разу не увидел клетчатого флага! В Маньи-Куре пилот Ferrari выбыл из-за отказа мотора, а в двух следующих гонках он попал в передряги на старте. Все это позволило Хаккинену нивелировать отрыв до двух очков.

Три дальнейших заезда свелись к дуэлям между немцем и финном, а на 14-й этап в Индианаполис Хаккинен приехал с преимуществом два балла перед Шумахером. Начало гонки оказалось за немцем, однако после первой волны пит-стопов инициатива перешла в руки финна: Мика стремительно догонял своего визави, отыгрывая по полсекунды на круге. Но, увы, мотор Mercedes на машине McLaren не выдержал сумасшедший погони и загорелся: дала о себе знать нагрузка на длинной прямой «Старой кирпичницы», прохождение которой занимало у гонщиков около 25 секунд.

Вкупе с победой Шумахера в «Инди» этот сход фактически поставил точку в споре за титул. При преимуществе восемь очков Михаэлю было достаточно финишировать вторым в двух оставшихся гонках, чтобы наконец выиграть чемпионат за рулем Ferrari. Но уже на следующем этапе в Японии немец окончательно закрыл «золотой» вопрос, опередив Хаккинена в напряженном и честном поединке.

2005: Кими Райкконен

«Легче сделать быструю машину надежной, чем ненадежную — быстрой». Эту гоночную мудрость команда McLaren в 2005 году опровергла на корню: насколько болид MP4-20 был быстрым, настолько и «хрупким». На двоих Кими Райкконен и Хуан-Пабло Монтойя в том сезоне выиграли десять из 19 гонок, восемнадцать раз поднявшись на подиум. Но в реальной борьбе за чемпионский титул подопечные Рона Денниса поучаствовать так и не смогли! Виновники этого — низкая надежность техники и соперники из Renault.

На Гран При Сан-Марино и Европы Райкконен сошел, будучи лидером. В первом случае финна подкосила проблема с приводом, а во втором — поломка подвески на последнем круге! Во Франции, Великобритании и Италии Кими стартовал из глубины пелотона после штрафов за замену двигателя. В результате в лидеры серии выбился Фернандо Алонсо из Renault, а весь сезон для Райкконена свелся к бесконечной игре в догонялки.

Едва Кими удавалось что-то отыграть, как на следующем Гран При он снова терял очки, а стабильный Алонсо каждый раз извлекал выгоду из неудач финна. Динамика отрыва с европейской части сезона выглядела так: 22 очка после побед Райкконена в Испании и Монако, 32 — после схода на Нюрбургринге и триумфа Алонсо, снова 22 — после Канады, где Кими выиграл, а Фернандо сошел после удара о стену. 26 баллов после штрафов Райкконена во Франции и Великобритании. Сход финна и победа испанца в Хоккенхайме — 36 очков. В Венгрии Алонсо оказался за пределами топ-10 после поломки переднего антикрыла на старте, а Райкконен выиграл — опять 26 баллов.

Этот «пинг-понг» продолжался вплоть до Гран При Бразилии, когда с отрывом 23 очка и за два этапа до конца сезона Алонсо оказался недосягаем в чемпионате.

2006: Михаэль Шумахер

В сезоне-2006 семикратный чемпион мира Михаэль Шумахер смог сделать то, что не удалось годом ранее Кими Райкконену. А именно — догнать Фернандо Алонсо, хотя отрыв испанца на экваторе серии снова был в пределах 25 очков. Гонщик Renault доминировал в первой половине сезона, одержав шесть побед, — против двух у Шумахера. Но, начиная с этапа в Индианаполисе, баланс сил между Renault и Ferrari резко изменился. Во многом это было связано с запретом хитрого решения французской команды — так называемого демпфера масс. Фактически это был свинцовый груз в передней части машины, который помогал гасить вертикальные колебания шасси при прохождении неровностей, способствуя улучшению сцепления с трассой и стабильности в поворотах.

Если Шумахер выиграл четыре из шести следующих гонок, то Алонсо больше ни разу не был на вершине пьедестала почета. Окончательно позиции испанца в чемпионате пошатнулась после сгоревшего двигателя в Монце: вновь победивший Шумахер сократил свое отставание до двух очков. Ну а обставив гонщиков Renault в дождевом Гран При Китая, Красный барон сравнялся с Алонсо: за два этапа до конца сезона у обоих было по 116 баллов. К тому времени Михаэль уже объявил о планах по завершению карьеры, поэтому попытка выиграть восьмой титул расценивалась тогда как последняя для легендарного спортсмена.

В предпоследней гонке на Сузуке Шумахер стартовал вторым, но уже к третьему кругу вышел в лидеры, опередив своего напарника Фелипе Массу. К первому пит-стопу Михаэль оторвался уже на шесть секунд и в дальнейшем спокойно поддерживал этот отрыв: поднявшийся на второе место Алонсо не приближался. Казалось, все идет к очередной победе Шумахера и тому, что на финальный этап в Бразилии немец приедет с преимуществом два очка.

Но когда до финиша оставалось всего 17 кругов, машина Михаэля задымилась! Исход чемпионата был почти предрешен: одержав первую викторию с июньского этапа в Канаде, Алонсо разом оторвался от своего визави на десять очков. В Бразилии Фернандо для завоевания золота, даже при условии победы Шумахера, было достаточно финишировать восьмым. Впрочем, поломка топливного насоса в квалификации на Интерлагосе и прокол колеса в гонке не позволили Михаэлю даже подняться на подиум. Так что второе место в такой ситуации стало просто вишенкой на торте для нового двукратного чемпиона мира.

2017: ждать ли проблем у Льюиса Хэмилтона?

За четыре года эры гибридных турбодвигателей в Формуле-1 технические проблемы в решающей стадии сезона у одного из претендентов на титул стали нормой. Но никогда это не было таким серьезным ударом по интриге, как сейчас. В 2016 году сход Льюиса Хэмилтона в Малайзии, наоборот, добавил интереса его противостоянию с Нико Росбергом и подарил захватывающий финал в Абу-Даби. Годом раньше, еще до поломки машины в Сочи, Росберг уступал напарнику целых 48 очков. А в 2014-м, несмотря на пять сходов на двоих, Хэмилтон и Росберг сражались за титул до финальной гонки, которая, правда, была омрачена неполадками c силовой установкой на машине Нико.

В ситуации с провалом Ferrari и Себастьяна Феттеля, которые до середины чемпионата считались едва не ли главными фаворитами, все иначе. А хуже всего, что технические проблемы испортили сезон, в котором впервые за несколько лет хоть кто-то смог навязать реальную борьбу команде Mercedes. Да, математические шансы на золото у Феттеля еще есть. Но удастся ли отыграть 59 очков (эквивалент двух побед и одного пятого места) в оставшихся гонках лидеру Скудерии? Будем реалистами: в этом Себастьяну может помочь только тотальное невезение Льюиса Хэмилтона. Но, как показывает история, не везет обычно кому-то одному…

Рекомендованные статьи