Moscow Classic Grand Prix: яркий финал кольцевого ретро-сезона

Фото: Moscow Classic Grand Prix | Андрей Клещев

В минувшие выходные я вспомнил молодость: в ночь с субботы на воскресенье махнул на машине со Псковщины, где прошел финал Кубка России по ралли, на гонки в Подмосковье. И ничуть не пожалел о недосыпе: соревнования из серии Moscow Classic Grand Prix (MCGP), ради которых я преодолел 650 километров, быстро подзарядили меня позитивом. Точно так же, как они зажигают сегодня блеск в глазах участников гонок на «классике», снявших шлем с гвоздя после многолетнего перерыва.

Финал трехэтапной серии Moscow Classic Grand Prix собрал на трассе близ Волоколамска около сотни спортсменов — больше было только на старте сезона в июне. Но и осенью интернационал получился знатный: компанию гонщикам из разных уголков России составили пилоты из Германии, Латвии, Беларуси и Украины. Были среди них и весьма амбициозные новички. Например, москвич Виталий Ларионов: призер Российской серии кольцевых гонок впервые оседлал советскую формулу Эстония-21, которая оказалась старше его на восемь лет! Другой известный столичный пилот, Иван Самарин, решил попробовать свои силы за рулем Волги. Звезда питерского ралли Илона Накутис, ныне выступающая под флагом Армении, оказалась за баранкой Москвича-408 — ровесника петербурженки. Ну а одним из самых ожидаемых дебютантов стал 68-летний киевлянин Алексей Варавин — чемпион СССР по кольцевым гонкам, которому и сейчас мало равных в соревнованиях на формулах на Украине.

Петербурженка Илона Накутис (на переднем плане) и рижанин Андрис Дьяченко
Еще одним дебютантом Moscow Classic Grand Prix стал тольяттинский ветеран Александр Нуждин, выкативший на старт «копейку» в фирменной расцветке вазовской команды советских времен
Самой мощной дружиной в ретро-гонках можно смело считать столичную «сборную» УГМК, в составе которой выступают спортсмены из России, Латвии и Украины. Кстати, на этом фото — далеко не все автомобили команды
0 / 0

В России Алексей Тихонович сел за руль Эстонии-21, с которой на предыдущих этапах лихо управлялся москвич Андрей Бойко. А основными соперниками украинца в 1300-кубовом классе Формула-Восток стали уже упоминавшийся Ларионов и еще один ветеран — 81-летний (!) москвич Эдгард Линдгрен, с которым Варавин сражался еще в советские времена. Виталий уверенно выиграл первый заезд, но во втором заезжал в боксы для замены пробитого колеса — и осечкой юниора тут же воспользовался Линдгрен. Однако Эдгард Львович сам испытал горечь схода в стартовой гонке дня, так что по сумме двух заездов победителем этапа стал дважды финишировавший вторым Варавин. Не в обиде остался и поделившийся с ним машиной Бойко: ведь зачет в серии Moscow Classic Grand Prix, в отличие от современных гонок, ведется не по пилотам, а по автомобилям! И вот вам результат: совместными усилиями Варавин с Бойко опередили-таки в итоговом протоколе Формулы-Восток «одиночку» Линдгрена.

Алексей Варавин (№ 42) показывает правильную траекторию самому южному участнику соревнований, Максиму Трошину из Туапсе

А вот в 1600-кубовой Формуле-Мондиаль (это название, как и предыдущее, взято из гонок советских времен) интриги в споре за золото по итогам сезона почти не было. Москвич Александр Нестеров, вернувшийся в гонки после многолетнего перерыва, сделал это явно не для того, чтобы «пасти задних». За шесть заездов на трех этапах москвич, выступавший на Эстонии-25, лишь дважды позволил соперникам оттеснить себя с первой строчки на вторую. Второй раз это произошло в минувшие выходные, но вторая гонка, проходившая под дождем, уже ничего не решала для Нестерова — победителем Moscow Classic Grand Prix Александр стал досрочно.

Александр Нестеров привычно ведет за собой формульный пелотон

Последнюю гонку в Формуле-Мондиаль выиграл ветеран сборной СССР Александр Потехин, который выступал на редкой по нынешним временам Эстонии-20. Но, увы, этого успеха оказалось мало, чтобы сместить со второй строчки по итогам сезона Кирилла Будовского — представитель новой волны столичных спортсменов создал себе хороший задел на июльском этапе MCGP, который Потехин пропустил из-за поломки коробки передач.

Кирилл Будовский (№ 25) сражается за позицию с другим москвичом, Сергеем Горшеневым
Александр Потехин и его изящная Эстония-20
0 / 0

Заезды Москвичей в этот раз были объединены с гонками Волг — и прошли они весьма задорно. Отчасти потому, что несколько сильных «волгарей» присоединились к соперникам только в воскресенье — в субботу они выступали на финальном этапе серии NLS в Нижнем Новгороде. В результате пилотам «барж» пришлось стартовать с последних рядов и затем обгонять весь пелотон.

Старт первой гонки. Москвичи пока впереди…
…но уже через круг пелотон возглавляет Иван Самарин на Волге
0 / 0

В первом, «сухом» заезде быстрейшим среди пилотов Волг оказался уже упоминавшийся Иван Самарин. Однако дождевая гонка для москвича не заладилась с самого начала — и уже через несколько кругов он свернул в боксы. На мокрой трассе был неудержим пилот из Ачинска Денис Самсонов, однако в итоговом протоколе представитель Красноярского края так и не смог опередить более стабильного нижегородца Андрея Чеснокова. Ведь в зачет участникам MCGP идут результаты всех шести гонок, и даже проблемы в одной из них критичны. Самсонов сошел в самом первом заезде сезона — и вот вам результат…

На октябрьском этапе Moscow Classic Grand Prix хватало острых моментов
На октябрьском этапе Moscow Classic Grand Prix хватало острых моментов
На октябрьском этапе Moscow Classic Grand Prix хватало острых моментов
0 / 0

Помимо геройства пилотов Волг (а во втором заезде из хвоста пришлось прорываться развернувшемуся на первом круге нижегородскому ветерану Николаю Черному), совместные гонки запомнились дуэлью между двумя москвичами на Москвичах, Максимом Базильером и главным «зачинщиком» серии Moscow Classic Grand Prix, Александром Смирновым. Несмотря на то, что они выступали в разных зачетах (первый — в Москвич+, второй — в Москвич 2000), столичные гонщики следовали друг за другом, как приклеенные, в обоих заездах! При этом ни один раритет не пострадал (контактная борьба в ретро-гонках под запретом), а довольными горячей борьбой остались оба пилота, выигравшие каждый в своем классе.

В гонках на Волгах участвует и стар, и млад. Второй слева — победитель Moscow Classic Grand Prix Андрей Чесноков
Александр Смирнов в очередной раз атакует Максима Базильера
0 / 0

Самыми массовыми на финальном этапе оказались объединенные заезды «разнокалиберных» Жигулей и иномарок, в которых участвовало под три десятка машин. Несмотря на то, что поул-позиция осталась за немцем Даниэлем ам Энде, выступавшим на мощном и легком купе Fiat X1/9, жигулисты быстро оттеснили гостя из Лейпцига на вторые роли. Первая гонка запомнилась прорывом из задних рядов на первое место экс-чемпиона страны по ралли Евгения Вертунова, выступавшего на ВАЗ-2105. А вот под дождем картина изменилась: от всех соперников в точку уехал другой столичный представитель «свободной» категории Жигули+, Михаил Засадыч на «копейке». Однако после финиша его результат был аннулирован, и Вертунов взял золото — как на этапе, так и по итогам всего сезона.

Евгений Вертунов ехал за золотом в классе Жигули+ с огоньком
0 / 0

В зачете Жигули 1600, где стартуют автомобили с минимальными переделками, перчатку лидерам собирался бросить корреспондент Авторевю Владимир Мельников, который до того уже попробовал свои силы в Moscow Classic Grand Prix за рулем Москвича и Волги. Но, увы, на новенькой «копейке», построенной в команде Next Motorsport, уже в квалификации вышел из строя двигатель. А значит, очную встречу с примами класса Жигули 1600, москвичом Андреем Козловым, петербуржцем Михаилом Фроловым и орловцем Владимиром Череванем, Мельникову пришлось отложить до следующего сезона…

Что объединяет этих трех гонщиков? То, что латыш Матисс Межакс (№ 71), петербуржец Михаил Фролов (№ 8) и Владимир Черевань (№ 17) из Орла когда-то успешно занимались ралли!
Тройка призеров сезона в самом массовом классе Жигули 1600 (слева — направо): Михаил Фролов, Андрей Козлов и Владимир Черевань
0 / 0

То, что он будет не менее ярким и насыщенным, понятно уже сейчас. Помимо проведения трехэтапного турнира Moscow Classic Grand Prix на трассе под Волоколамском, Александр Смирнов сотоварищи рассчитывают расширить географию ретро-соревнований, подключив к ним автодромы в Смоленске и Нижнем Новгороде. Ну а Кубок Дружбы, который был впервые разыгран в этом сезоне на двух гонках в России и Латвии, может подрасти аж до четырех этапов!

Кольцевые гонки Moscow Classic Grand Prix
Итоговое положение в серии:
Класс Формула Восток

Место Гонщики Город Автомобиль Год выпуска Очки
1 Андрей Бойко/Алексей Варавин Москва/Киев Эстония-21 1984 245
2 Эдгард Линдгрен Москва Эстония-21 1989 212,5
3 Вячеслав Шумилов Москва Эстония-25 1991 197

Класс Формула Мондиаль

Место Гонщики Город Автомобиль Год выпуска Очки
1 Александр Нестеров Москва Эстония-25 1992 340
2 Кирилл Будовский Москва Эстония-21-10 1986 208
3 Александр Потехин Москва Эстония-20 1982 200

Класс Москвич 2000

Место Гонщики Город Автомобиль Год выпуска Очки
1 Александр Смирнов Москва Иж-412 1973 345
2 Михаил Савинич Москва АЗЛК-408 1969 181
3 Сергей Сапаров Москва АЗЛК-412 1984 140

Класс Жигули 1600

Место Гонщики Город Автомобиль Год выпуска Очки
1 Андрей Козлов Москва ВАЗ-2107 1987 350
2 Михаил Фролов Санкт-Петербург ВАЗ-2101 1972 262
3 Владимир Черевань Орел ВАЗ-2101 2000 237

Класс Жигули+

Место Гонщики Город Автомобиль Год выпуска Очки
1 Евгений Вертунов Москва ВАЗ-2105 1978 330
2 Михаил Засадыч Москва ВАЗ-21013 1987 280
3 Сергей Вавилов Москва ВАЗ-2107 2000 236

Класс Волга

Место Гонщики Город Автомобиль Год выпуска Очки
1 Андрей Чесноков Нижний Новгород ГАЗ-24 1983 274
2 Денис Самсонов Ачинск ГАЗ-24 1990 266
3 Лев Могилевский Москва ГАЗ-24 1973 201

Класс Волга 406

Место Гонщики Город Автомобиль Год выпуска Очки
1 Иван Коновалов Москва ГАЗ-24-10 1989 267,5
2 Вадим Ястребов Красногорск ГАЗ-24-10 1990 221
3 Василий Романенков/Нормундс Добумс Москва/Рига ГАЗ-24-10 1989 194

Класс Youngtimer-1

Место Гонщики Город Автомобиль Год выпуска Очки
1 Даниэль ам Энде Лейпциг Fiat X1/9 1980 135
2 Данила Шамалов Москва Austin Mini 1.4 1974 132,5
3 Михаил Тюрин Москва Porsche 911 1971 82,5

Рекомендованные статьи