Интервью с Михаилом Уховым

Интервью с Михаилом Уховым
Автоспорт | АР №7 2004

Договориться о встрече с Михаилом Уховым — дважды  чемпионом России в классе Туринг, первым в истории обладателем Кубка Восточной Европы по кольцевым гонкам и нынешним руководителем официальной команды BMW в России, Автодом Рейсинг, — было непросто. «Через пару дней лечу в Германию за двигателями, времени в обрез. Поэтому извините, но говорить нам придется в машине…»

— Как вы пришли в автоспорт — случайно или...

— Можно сказать, что случайно: в детстве я, как и многие мальчишки, мечтал стать шофером, летчиком или космонавтом, а в секцию картинга при Дворце пионеров пришел вслед за моим другом. Но потом неожиданно для себя стал чемпионом Москвы среди юношей и понял, что хотел бы заниматься гонками и дальше. Для этого было нужно попасть в картинговую сборную СССР: «сборников» знала вся страна, они получали возможность участвовать в Кубке Дружбы соцстран… В сборную я попал в 1978 году — сразу после того, как стал вице-чемпионом в союзном классе. И до 1985 года картинг был моей профессией.

1972 год. Как и большинство чемпионов, свой гоночный путь Михаил Ухов начинал в картинге

— То есть вы в советское время занимались гонками профессионально?

— Да, параллельно с учебой в институте я занимался спортом и получал за это зарплату, официально занимая должность инструктора ДОСААФ по спорту. Зимой готовился к сезону, а с весны до осени участвовал в соревнованиях. Дважды был вице-чемпионом Кубка Дружбы социалистических стран, дважды — чемпионом СССР, три раза — чемпионом Российской Федерации...

— После этого наступила многолетняя пауза.

— Да, потом был 14-летний перерыв. В какой-то момент я просто понял, что картинг — это не то, чем нужно заниматься в жизни дальше. Хотя бы потому, что, кроме Кубка Дружбы социалистических стран, у советских картингистов не было почти никаких выездов за рубеж. Поэтому я устроился работать в команду Лада-ралли, которая входила в состав сборной команды СССР по ралли. Готовил машины и работал инженером у великолепных гонщиков Вячеслава Данилова и Владислава Штыкова. Владислав при этом два раза становился чемпионом Союза... Именно инженерный опыт вкупе с пилотскими навыками дал мне очень много в понимании работы двигателя, трансмиссии и автомобиля в целом.

1983 год. Этап Кубка Дружбы соцстран в Киеве. Ухов под «традиционным» 65-м номером стартует с первой линии

— В гонках вы тогда не участвовали?

— В то время бытовало мнение, что картинг — это скорее развлечение, нежели воспитание гоночного таланта. Кроме того, я считался неперспективным пилотом: было несколько неудачных попыток участвовать в ипподромных гонках на стадионе технических видов спорта в Крылатском. Однажды я даже сделал «крышу»... В общем, я перешел на инженерную работу. О чем не жалею.

— А что приносит вам победы сейчас — инженерное или все-таки гоночное мастерство?

— Сложный вопрос. Во мне нет отдельно инженера и отдельно гонщика — все это работает только в комплексе.

— О вас говорят как об очень жестком человеке.

— Так и есть. Гонщик, как и любой спортсмен, обязан быть лидером или, по крайней мере, стремиться им быть. Ведь спорт по сути своей подразумевает лидерство — желание выигрывать или быть первым. Поэтому-то все чемпионы — очень целеустремленные люди с сильным характером. Они не терпят разгильдяйства и безделья вокруг себя. Я уверен, что феномен Шумахера как раз в этом — он приходит в команду и своей работой, своим жестким и требовательным отношением к людям создает чемпионский коллектив. Те, кому не нравится, — уходят. А остаются те, кто готов работать и делить с ним победы.

1999 год. Международная гонка в Санкт-Петербурге. Первый выезд Ухова в кольце. Пилотируя BMW 320i E36 (слева), москвич стал десятым

— За два года вы сменили две чемпионские команды — МТС Эй-Си Рейсинг и Корус Моторспорт. Почему? Ваши амбиции не совпадали с целями «конюшен»?

— И команда, и гонщик всегда хотят одного — победы. Противоречия возникали в другом — в понимании, что именно нужно для того, чтобы быть первыми. Что изменить в автомобиле, какие именно компоненты и у кого приобрести... Мы смотрели на это по-разному. Организатором команды должен быть тот, кто знает, как это делать. Я — знаю. По этому поводу у меня было много конфликтов с механиками. Я говорю им, что с машиной нужно работать постоянно — и даже если нет видимых неисправностей, ее все равно надо регулярно разбирать и собирать. А механик должен беспрекословно слушаться руководителя — иначе ему надо быть не механиком, а менеджером! В пользу своего жесткого подхода могу сказать, что за последние годы у меня не было сходов по техническим причинам. Только на последнем этапе 2002 года, когда я выступал за команду МТС Эй-Си Рейсинг, у меня открутилась гайка на рычаге подвески. Но тогда уже было известно о моем уходе, и в команде работали спустя рукава.

2001 год. Ухов пересаживается на BMW 320i E46 и становится вице-чемпионом, уступив только петербуржцу Александру Львову (на заднем плане)

— Уход из команды МТС стал для вас самым большим разочарованием в жизни?

— Да, с этой командой у меня было связано очень многое. Не было бы меня — не было бы, возможно, и ее. Но сейчас я смотрю на вещи иначе. Даже благодарю Бога за то, что все сложилось именно так. Потому что с тех пор у меня коренным образом изменилось представление о том, как надо делать команду.

2003 год стал лучшим в карьере Ухова. Едва придя в команду Корус, он во второй раз стал чемпионом Туринга и выиграл Кубок Восточной Европы

— В наступающем сезоне вы будете выступать за Автодом Рейсинг. Вы владелец этой команды — или наемный работник?

— Я не бизнесмен, не миллионер, иметь команду мне не по карману. Но в ее  создании я принимаю самое непосредственное участие. Первые контакты с Автодомом у меня были еще в середине девяностых — тогда я работал в техцентре Люблино, на базе которого пытался сделать приличный техсервис. Мы выбрали одну из самых дорогих, престижных марок — BMW. Завязали  сотрудничество с Автодомом, который был официальным дилером немецкой марки в России. А когда я начал выступать в кольцевом спорте, фирма BMW стала моим спонсором. За эти годы я доказал людям в BMW, что я — профессионал. Как гонщик, как организатор, как технический руководитель. У нас хорошие личные контакты. Кстати, за эти годы я участвовал во многих акциях BMW: демонстрировал возможности машин на презентациях, на тест-драйвах. Именно поэтому для организации первой заводской гоночной команды в России баварцы выбрали меня, а не кого-то другого.

— Сколько человек нужно иметь в команде, чтобы выигрывать гонки? Десять? Двадцать?

— Достаточно двух механиков на каждую машину, одного гоночного менеджера и нескольких администраторов. А вообще, сейчас я доказываю, что могу сделать все один — при помощи лишь пары механиков. И постараюсь опять выиграть чемпионат.

— А если в этом году не удастся выиграть, вы уйдете?

— Я думаю о завершении карьеры. Но перед этим хочу создать чемпионскую команду, которая будет побеждать и после моего ухода. В принципе, я уже сейчас знаю, кого можно посадить в машину, чтобы он выигрывал для меня гонки. И таких людей несколько…

— Кто, например?

— Не хочу называть конкретных имен.

— У нас все время муссируются слухи об участии России в Формуле-1. Может быть, нам сначала поправить дела в национальном спорте, а потом уже думать о чемпионате мира?

— Понимаете, это замкнутый круг. Российский автоспорт не развивается, потому что нет финансирования. Спонсоры не идут, потому что национальные гонки практически не освещаются в СМИ. И пока не появятся люди, которые согласятся вложить деньги и «закрутить» этот процесс, ничего не получится. Потенциальные рекламодатели уже не раз подчеркивали, что дали бы деньги, если бы национальные гонки показывали по телевидению…

2004 год. Купленная в Германии BMW к старту почти готова. Ухов рассчитывает стать трехкратным чемпионом России

— Вы очень занятой человек. Работаете по 25 часов в сутки?

— Нет, у меня семья. Как правило, в восемь или девять часов я уже дома.

— Вы ездите на BMW 330i. Это рекламные обязательства перед немецким концерном?

— Нет, мне просто очень нравится BMW. И к счастью, в гонках я тоже работаю с любимой маркой.

Родился: 22 июля 1958 года в Москве
Семейное положение: женат, трое детей
Образование: высшее, МАДИ (факультет автомобильного транспорта, специализация «Автоспорт»)
Мастер спорта международного класса
1978—1985: член сборной СССР по картингу
Чемпион СССР по картингу (1981, 1982)
Вице-чемпион Кубка Дружбы социалистических стран (1982, 1983)
1984: 12-е место на чемпионате Европы по картингу
1986—1992: инженер в команде Лада-ралли
Победитель Кубка Volkswagen Polo (2001)
Чемпион России по кольцевым гонкам в классе Туринг (2000, 2003)
Обладатель Кубка Восточной Европы по кольцевым гонкам (2003)

Рекомендованные статьи