Спасибо, Тони! Как бывший звездный гонщик WRC выручил наши Жигули на ралли Таллин

Фото: margusefotod.eu | Андрей Клещев | Марк Алексеев | Тимо Анис

Чемпионат Эстонии по ралли не дает в этом году расслабиться участникам. Особенно нам — экипажу Клима Байкова и вашего покорного слуги, выступающему в нем на «классических» Жигулях. Если эстонцам до самой дальней гонки триста километров, то живущему в Кирове Климу — две тысячи с гаком! И потому «сдвоенные» этапы, которые проводятся с интервалом в две недели, превращаются для Байкова в настоящий марафон. Только Клим приехал домой с первой гонки и обнял любимую жену и дочек, как уже надо выезжать на вторую! Так было в начале лета с ралли Харью и Западная Эстония, так случилось и сейчас — с Южной Эстонией и ралли Таллин…

Спецучастки ралли Таллин не щадили любые колеса — от мала до велика!

Августовскую гонку в Выру, напомню, мы закончили на третьем месте в самом «массовом» 1600-кубовом национальном классе Е9, что вывело нас на вторую строчку в протоколе чемпионата. Но в Таллине классные трехмерные дороги сменились совсем другими спецучастками — «плоскими», узкими и куда более каменистыми. Впрочем, после майского ралли Харью, которое тоже проводилось в окрестностях столицы, мы уже были готовы к тому, что не все местные гонки одинаково хороши и полезны для «здоровья» спортивного автомобиля. Похоже, не случайно от старта в Таллине отказались все ведущие эстонские «полноприводники», без боя отдавшие победу в «абсолюте» лидерам чемпионата Латвии, очки которого также разыгрывались на этой гонке.

Россияне вполне могли финишировать в Таллинне в пятерке «абсолюта». Но, увы, у хэтчбека Ford Fiesta R5 казанца Радика Шаймиева произошел пожар под капотом из-за лопнувшего выпускного коллектора...
…а Алексей Останин и Андрей Арефьев из Ижевска потеряли уйму времени на СУ9, меняя на допе пробитое колесо
0 / 0

Наша стенограмма после ознакомления с трассой обогатилась новой позицией, поворотом «семь минус» — узкой шпилькой «под себя» почти на 180 градусов, прежде в природе не встречавшимся. Тут же я вспомнил про почти забытый термин «ямы», который настраивает пилота на существенную корректировку езды из-за глобальных неровностей дорожного покрытия — и таковые встречались сразу на двух спецучастках. А еще перед стартом наш «кошелек» облегчился на 300 евро.

Пожалуй, самый обидный сход в этой гонке случился у нашего давнего соперника Алари Силласте — в заправочной зоне механики по ошибке залили в бак его супер-Москвича не бензин, а дизельное топливо!

Две сотни Клим потратил на новый спортивный руль («разболтавшийся» старый забраковала техкомиссия) — зато мы теперь знаем, где в Таллине находится крупнейший магазин с гоночными ништяками и команда главного эстонского раллийного героя Маркко Мяртина. Ну а сто евро «промумил» я сам, не дочитав регламент в части ознакомления с городским супер-СУ. Оно было разрешено всего один раз, а я, увязавшись за местным экипажем, совершившим такую же ошибку, провел своего пилота по трассе дважды. Все это бесстрастно зафиксировала аппаратура GPS-слежения, обязательная как на ралли, так и на ознакомлении — и нам был торжественно выписан первый штраф за три года на гонках в Прибалтике…

Александр Горелов и Игорь Скуридин тоже попали на штраф во время ознакомления с трассой, заплатив 450 евро за превышение скорости. Однако в гонке москвичи стали лучшими среди россиян — восьмыми в «абсолюте» и первыми в «серийном» полноприводном зачете латвийского первенства

Несмотря на предстартовую нервотрепку, начало ралли сложилось просто отменно. Стенограмма билась на сто процентов, Клим взял отменный темп с первых метров дистанции, да и я вроде не слишком мешал ему. Так что после пятничного дня, состоявшего из двух проездов по гравийному допу вокруг бывшей военно-морской базы Палдиски и известной еще с советских времен ралли-кроссовой трассе Вазалемма, мы обнаружили себя на второй строчке класса Е9. Да, сошли оба героя ралли Южная Эстония, Герт-Каупо Кяхр (на его Хонде вышло из строя сцепление) и Стевен Виило (у заднеприводной Тойоты Starlet сломался дифференциал) — но мы-то, честное слово, к этому не причастны!

Наутро, заварив в дружественной команде OT Racing (это семейный коллектив Отта Тянака, выступающего в чемпионате мира) лопнувшую выпускную трубу, отправляемся закреплять успех. Пятый спецучасток — семикилометровый доп с одним-единственным крутым поворотом — стал для нас лучшим в этой гонке. Клим обожает узкие лесные дороги и умеет ездить по ним еще со времен уральского Малахита. Вот и тут Байков оказался быстрее ближайших соперников, лидера класса Таури Пихласа на переднеприводном Старлете и абсолютного чемпиона Эстонии 2014 года Тимму Кырге, ныне тоже выступающего на Жигулях. Но когда до первой позиции оставалось рукой подать, местные раллийные боги словно сказали нам: «Стоп-п, ранова-а-ато будет!».

 

На широком и «размашистом» СУ6 несколько виражей в нашей стенограмме оказались записаны слишком оптимистично — в чем мы тут же и убедились, соскользнув с трассы в канаву в левой «тройке», которая на поверку оказалась «четверкой». На счастье, в этом повороте оказалось несколько болельщиков, усилий которых оказалось достаточно, чтобы вынести Жигули обратно на трассу. И только через несколько дней мы с удивлением узнали, что своим спасением в числе прочих обязаны известному финскому раллисту Тони Гардемайстеру!

Калле Рованпера и Ристо Пиетилайнен выиграли в этом году четыре из пяти этапов чемпионата Латвии
Калле Рованпера идет по стопам своего отца Харри (справа), выступавшего в составе заводских команд в чемпионате мира
0 / 0

Как призер пяти этапов чемпионата мира оказался в окрестностях Таллина? Да очень просто — возглавляемая Тони команда TGS Worldwide привезла в Эстонию два хэтчбека Skoda Fabia R5. Один из которых, под управлением 15-летнего финна Калле Рованперы, и выиграл гонку! Реактивный юниор, по специальному разрешению выступающий в чемпионате Латвии, уступил конкурентам победу лишь на двух первых спецучастках, а затем начал штамповать лучшие времена с регулярностью швейцарского хронометра. Ну а единственным пилотом, кто смог хотя бы поначалу усложнить задачу Рованпере, оказался латыш Янис Воробьевс на «прототипе» Mitrsubishi Mirage с двухлитровым турбодвигателем и полноприводной трансмиссией от Лансера — он и занял в итоге второе место в «абсолюте».

С 34-миллиметровым рестриктором на впуске двухлитровый турбомотор Mitsubishi Яниса Воробьевса должен развивать никак не меньше 350 «лошадей». Однако за 280-сильной Фабией R5 Калле Рованперы рижанин угнаться так и не смог

Ну а нас, тем временем, судьба продолжала испытывать на прочность. Седьмой доп — «минус» левое заднее колесо, спустившее на разбитом участке дороги. Ну а на следующем спецучастке в быстром правом повороте Клим «нашел» нехилый камень, который загнул и рулевую тягу, и ось нижнего правого рычага! Рулевое управление на ближайшем сервисе «победить» удалось, а вот погнутую ось, из-за которой правое переднее колесо ощутимо сместилось в арке, менять было не на что — она идет с рычагом в сборе. Вот и пришлось нам всю последнюю секцию из пяти допов ехать сверхаккуратно — иначе был риск добить «подраненную» машину.

Поскольку мы приехали в Таллин всего с одним помощником, Александром Черепановым из Перми (слева), во время сервиса Климу тоже пришлось переодеваться в комбинезон механика
Супруга и штурман Дмитрия Никончука Елена прилаживает новые наклейки на семейный BMW M3 после переворота в первый день. Увы, петербуржцам, выигравшим два спецучастка в классе Е11, не повезло и в субботу — сход из-за поломки трансмиссии
0 / 0

В результате мы финишировали четвертыми в классе — после упоминавшегося Пихласа, Кермо Лауса на Ниссане Sunny и Янара Тянака, который оказался лучшим среди трех «жигулистов». К слову, двоюродный брат Отта только к концу этой гонки разобрался с техническими проблемами, мучившими его «пятерку» еще с майских ралли — почти 200-сильная машина нормально работала только первые семь километров спецучастка, а потом «скисала». Несколько раз перебрав весь автомобиль, семейство Тянаков грешило на слишком нестабильный биоэтанол Е85, который они из-за дешевизны использовали в качестве топлива. Однако на поверку дело все же оказалось в плохом контакте одного из датчиков, «завязанных» на работу многодроссельного впрыска…

Что такое не везет и как с этим бороться? Янар Тянак (слева) на очередном семейном техническом совете

Несмотря на все проблемы по ходу летнего сезона, Янар еще не потерял шансов на чемпионство в классе Е9. Не теряем надежд сохранить призовую позицию по итогам сезона и мы — после ралли Таллин наш экипаж сохранил вторую строчку в 1600-кубовом протоколе, причем отставание от лидера, Герта-Каупо Кяхра, сократилось до семи очков. Правда, конкуренты сзади тоже подтянулись. Так что на двух оставшихся этапах, сентябрьской гонке в Тарту и октябрьском ралли Сааремаа, будет жарко.

Победители гонки в нашем классе Е9, Таури Пихлас и Отт Киил
Несмотря на наши проблемы, Тимму Кырге все же финишировал позади. Вылетев с трассы на одном из спецучастков, эстонец случайно выключил «массу» и потерял на поиски неисправности пару драгоценных минут
0 / 0

Ну а в завершение этого материала предлагаю вам оценить в движении самое экстравагантное «блюдо» эстонской раллийной кухни – грузовики ГАЗ-51, для которых в здешнем чемпионате существует отдельный класс. В Таллине стартовало восемь пилотов на «газонах», и большинство из них ехали очень эффектно!

Ралли Таллин
Кейла - Таллин (Эстония), 26-27 августа
Чемпионат Эстонии, 5-й этап
Чемпионат Латвии, 5-й этап
Стартовало 67 экипажей, классифицирован 51
Абсолютный зачет:

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 К.Рованпера/Р.Пиетилайнен Финляндия Skoda Fabia R5 54.07,9
2 Я.Воробьевс/А.Малниекс Латвия Mitsubishi Mirage RS Proto +1.18,5
3 Р.Бундсен/Р.Лощеников Эстония Mitsubishi Lancer Evo VIII +2.05,6
4 А.Вецвагарс/А.Жейбе Латвия Mitsubishi Mirage RS Proto +3.25,2
5 М.Ниинемяэ/М.Вальтер Эстония Peugeot 208 R2 +3.50,7
6 П.Койк/У.Хелдна Эстония Mitsubishi Lancer Evo VIII +3.51,6
7 А.Айгро/К.Кяртманн Эстония Mitsubishi Lancer Evo VI +4.04,5
8 А.Горелов/И.Скуридин Россия Mitsubishi Lancer Evo X +4.17,5
9 М.Рингенберг/А.Хейна Эстония BMW M3 +4.18,7
10 Г.Лиелкайис/В.Микельсонс Латвия Mitsubishi Lancer Evo IX +4.28,5
       
12 А.Михайлов/Н.Кокинс Россия Mitsubishi Lancer Evo X +4.45,1
34 А.Останин/А.Арефьев Россия Mitsubishi Lancer Evo X +11.41,1
35 К.Байков/А.Клещев Россия ВАЗ-2105 +11.46,7
37 А.Кудрявцев/С.Ларенс Россия Peugeot 208 R2 +14.10,0
44 В.Кузнецов/Р.Капустин Россия Mitsubishi Lancer Evo VIII +19.18,8

Рекомендованные статьи