Спасибо, Тони! Как бывший звездный гонщик WRC выручил наши Жигули на ралли Таллин
Чемпионат Эстонии по ралли не дает в этом году расслабиться участникам. Особенно нам — экипажу Клима Байкова и вашего покорного слуги, выступающему в нем на «классических» Жигулях. Если эстонцам до самой дальней гонки триста километров, то живущему в Кирове Климу — две тысячи с гаком! И потому «сдвоенные» этапы, которые проводятся с интервалом в две недели, превращаются для Байкова в настоящий марафон. Только Клим приехал домой с первой гонки и обнял любимую жену и дочек, как уже надо выезжать на вторую! Так было в начале лета с ралли Харью и Западная Эстония, так случилось и сейчас — с Южной Эстонией и ралли Таллин…
Спецучастки ралли Таллин не щадили любые колеса — от мала до велика!
Августовскую гонку в Выру, напомню, мы закончили на третьем месте в самом «массовом» 1600-кубовом национальном классе Е9, что вывело нас на вторую строчку в протоколе чемпионата. Но в Таллине классные трехмерные дороги сменились совсем другими спецучастками — «плоскими», узкими и куда более каменистыми. Впрочем, после майского ралли Харью, которое тоже проводилось в окрестностях столицы, мы уже были готовы к тому, что не все местные гонки одинаково хороши и полезны для «здоровья» спортивного автомобиля. Похоже, не случайно от старта в Таллине отказались все ведущие эстонские «полноприводники», без боя отдавшие победу в «абсолюте» лидерам чемпионата Латвии, очки которого также разыгрывались на этой гонке.
Наша стенограмма после ознакомления с трассой обогатилась новой позицией, поворотом «семь минус» — узкой шпилькой «под себя» почти на 180 градусов, прежде в природе не встречавшимся. Тут же я вспомнил про почти забытый термин «ямы», который настраивает пилота на существенную корректировку езды из-за глобальных неровностей дорожного покрытия — и таковые встречались сразу на двух спецучастках. А еще перед стартом наш «кошелек» облегчился на 300 евро.
Пожалуй, самый обидный сход в этой гонке случился у нашего давнего соперника Алари Силласте — в заправочной зоне механики по ошибке залили в бак его супер-Москвича не бензин, а дизельное топливо!
Две сотни Клим потратил на новый спортивный руль («разболтавшийся» старый забраковала техкомиссия) — зато мы теперь знаем, где в Таллине находится крупнейший магазин с гоночными ништяками и команда главного эстонского раллийного героя Маркко Мяртина. Ну а сто евро «промумил» я сам, не дочитав регламент в части ознакомления с городским супер-СУ. Оно было разрешено всего один раз, а я, увязавшись за местным экипажем, совершившим такую же ошибку, провел своего пилота по трассе дважды. Все это бесстрастно зафиксировала аппаратура GPS-слежения, обязательная как на ралли, так и на ознакомлении — и нам был торжественно выписан первый штраф за три года на гонках в Прибалтике…
Александр Горелов и Игорь Скуридин тоже попали на штраф во время ознакомления с трассой, заплатив 450 евро за превышение скорости. Однако в гонке москвичи стали лучшими среди россиян — восьмыми в «абсолюте» и первыми в «серийном» полноприводном зачете латвийского первенства
Несмотря на предстартовую нервотрепку, начало ралли сложилось просто отменно. Стенограмма билась на сто процентов, Клим взял отменный темп с первых метров дистанции, да и я вроде не слишком мешал ему. Так что после пятничного дня, состоявшего из двух проездов по гравийному допу вокруг бывшей военно-морской базы Палдиски и известной еще с советских времен ралли-кроссовой трассе Вазалемма, мы обнаружили себя на второй строчке класса Е9. Да, сошли оба героя ралли Южная Эстония, Герт-Каупо Кяхр (на его Хонде вышло из строя сцепление) и Стевен Виило (у заднеприводной Тойоты Starlet сломался дифференциал) — но мы-то, честное слово, к этому не причастны!
Наутро, заварив в дружественной команде OT Racing (это семейный коллектив Отта Тянака, выступающего в чемпионате мира) лопнувшую выпускную трубу, отправляемся закреплять успех. Пятый спецучасток — семикилометровый доп с одним-единственным крутым поворотом — стал для нас лучшим в этой гонке. Клим обожает узкие лесные дороги и умеет ездить по ним еще со времен уральского Малахита. Вот и тут Байков оказался быстрее ближайших соперников, лидера класса Таури Пихласа на переднеприводном Старлете и абсолютного чемпиона Эстонии 2014 года Тимму Кырге, ныне тоже выступающего на Жигулях. Но когда до первой позиции оставалось рукой подать, местные раллийные боги словно сказали нам: «Стоп-п, ранова-а-ато будет!».
На широком и «размашистом» СУ6 несколько виражей в нашей стенограмме оказались записаны слишком оптимистично — в чем мы тут же и убедились, соскользнув с трассы в канаву в левой «тройке», которая на поверку оказалась «четверкой». На счастье, в этом повороте оказалось несколько болельщиков, усилий которых оказалось достаточно, чтобы вынести Жигули обратно на трассу. И только через несколько дней мы с удивлением узнали, что своим спасением в числе прочих обязаны известному финскому раллисту Тони Гардемайстеру!
Как призер пяти этапов чемпионата мира оказался в окрестностях Таллина? Да очень просто — возглавляемая Тони команда TGS Worldwide привезла в Эстонию два хэтчбека Skoda Fabia R5. Один из которых, под управлением 15-летнего финна Калле Рованперы, и выиграл гонку! Реактивный юниор, по специальному разрешению выступающий в чемпионате Латвии, уступил конкурентам победу лишь на двух первых спецучастках, а затем начал штамповать лучшие времена с регулярностью швейцарского хронометра. Ну а единственным пилотом, кто смог хотя бы поначалу усложнить задачу Рованпере, оказался латыш Янис Воробьевс на «прототипе» Mitrsubishi Mirage с двухлитровым турбодвигателем и полноприводной трансмиссией от Лансера — он и занял в итоге второе место в «абсолюте».
С 34-миллиметровым рестриктором на впуске двухлитровый турбомотор Mitsubishi Яниса Воробьевса должен развивать никак не меньше 350 «лошадей». Однако за 280-сильной Фабией R5 Калле Рованперы рижанин угнаться так и не смог
Ну а нас, тем временем, судьба продолжала испытывать на прочность. Седьмой доп — «минус» левое заднее колесо, спустившее на разбитом участке дороги. Ну а на следующем спецучастке в быстром правом повороте Клим «нашел» нехилый камень, который загнул и рулевую тягу, и ось нижнего правого рычага! Рулевое управление на ближайшем сервисе «победить» удалось, а вот погнутую ось, из-за которой правое переднее колесо ощутимо сместилось в арке, менять было не на что — она идет с рычагом в сборе. Вот и пришлось нам всю последнюю секцию из пяти допов ехать сверхаккуратно — иначе был риск добить «подраненную» машину.
В результате мы финишировали четвертыми в классе — после упоминавшегося Пихласа, Кермо Лауса на Ниссане Sunny и Янара Тянака, который оказался лучшим среди трех «жигулистов». К слову, двоюродный брат Отта только к концу этой гонки разобрался с техническими проблемами, мучившими его «пятерку» еще с майских ралли — почти 200-сильная машина нормально работала только первые семь километров спецучастка, а потом «скисала». Несколько раз перебрав весь автомобиль, семейство Тянаков грешило на слишком нестабильный биоэтанол Е85, который они из-за дешевизны использовали в качестве топлива. Однако на поверку дело все же оказалось в плохом контакте одного из датчиков, «завязанных» на работу многодроссельного впрыска…
Что такое не везет и как с этим бороться? Янар Тянак (слева) на очередном семейном техническом совете
Несмотря на все проблемы по ходу летнего сезона, Янар еще не потерял шансов на чемпионство в классе Е9. Не теряем надежд сохранить призовую позицию по итогам сезона и мы — после ралли Таллин наш экипаж сохранил вторую строчку в 1600-кубовом протоколе, причем отставание от лидера, Герта-Каупо Кяхра, сократилось до семи очков. Правда, конкуренты сзади тоже подтянулись. Так что на двух оставшихся этапах, сентябрьской гонке в Тарту и октябрьском ралли Сааремаа, будет жарко.
Ну а в завершение этого материала предлагаю вам оценить в движении самое экстравагантное «блюдо» эстонской раллийной кухни – грузовики ГАЗ-51, для которых в здешнем чемпионате существует отдельный класс. В Таллине стартовало восемь пилотов на «газонах», и большинство из них ехали очень эффектно!
Ралли Таллин
Кейла - Таллин (Эстония), 26-27 августа
Чемпионат Эстонии, 5-й этап
Чемпионат Латвии, 5-й этап
Стартовало 67 экипажей, классифицирован 51
Абсолютный зачет:
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | К.Рованпера/Р.Пиетилайнен | Финляндия | Skoda Fabia R5 | 54.07,9 |
2 | Я.Воробьевс/А.Малниекс | Латвия | Mitsubishi Mirage RS Proto | +1.18,5 |
3 | Р.Бундсен/Р.Лощеников | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo VIII | +2.05,6 |
4 | А.Вецвагарс/А.Жейбе | Латвия | Mitsubishi Mirage RS Proto | +3.25,2 |
5 | М.Ниинемяэ/М.Вальтер | Эстония | Peugeot 208 R2 | +3.50,7 |
6 | П.Койк/У.Хелдна | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo VIII | +3.51,6 |
7 | А.Айгро/К.Кяртманн | Эстония | Mitsubishi Lancer Evo VI | +4.04,5 |
8 | А.Горелов/И.Скуридин | Россия | Mitsubishi Lancer Evo X | +4.17,5 |
9 | М.Рингенберг/А.Хейна | Эстония | BMW M3 | +4.18,7 |
10 | Г.Лиелкайис/В.Микельсонс | Латвия | Mitsubishi Lancer Evo IX | +4.28,5 |
… | ||||
12 | А.Михайлов/Н.Кокинс | Россия | Mitsubishi Lancer Evo X | +4.45,1 |
34 | А.Останин/А.Арефьев | Россия | Mitsubishi Lancer Evo X | +11.41,1 |
35 | К.Байков/А.Клещев | Россия | ВАЗ-2105 | +11.46,7 |
37 | А.Кудрявцев/С.Ларенс | Россия | Peugeot 208 R2 | +14.10,0 |
44 | В.Кузнецов/Р.Капустин | Россия | Mitsubishi Lancer Evo VIII | +19.18,8 |