Пенобетон: с чем Владимир Мельников вернулся с самого сурового этапа чемпионата STI-клуба?

Фото: Владимир Мельников | Денис Кузнецов | Илья Федоров | Павел Карин

Стрелка на панели приборов вплотную подобралась к 130, а узкая дорога мечется среди смешанного леса. Ралли Пено, знаменитый доп Корено! Вот только смотрю я не на спидометр, а на указатель температуры двигателя — потому что на этом Корено колея по колено и от постоянных ударов моей «восьмерке» явно нехорошо. Еще и рычаг коробки передач уехал куда-то вперед, пора останавливаться…

За неделю до выезда в Тверскую область мы с Павлом Кариным, еще раз съездили в ярославский Ростов, на финальный этап ралли-спринтовой серии Медведь, гонки которой проходят по кубковым спецучасткам. Это был настоящий раллийный праздник. Дорога даже лучше, чем на этапе чемпионата STI-Club Winter Cup, в котором мы участвуем по полной программе. Отличный «держак», почти тридцать автомобилей в моноприводном зачете Стандарт. Мы оказались третьими, уступив второе место из-за нескольких ошибок в начале гонки.

Но бороться за победу у нас бы все равно не вышло — ярославец Максим Савельев ехал быстрее. Причем не только в этот раз, но и на двух предыдущих этапах Медведя. Чемпионство со стопроцентным результатом! Причем перед стартом я прокатился за рулем «восьмерки» Максима, и знаете — снаружи она выглядит куда лучше, чем есть на самом деле! Ни один прибор не работает, вместо рычага переключения передач к кулисе приварена арматура, обмотанная изолентой — настоящий хардкор! Конечно, «шестнадцатиклапанник» едет весело, но это точно не «самовоз».

Максим Савельев и Александр Золотников

После этого неделя до отъезда в сторону Пено, где нам предстояло стартовать после участников чемпионата России, казалась очень нудной — как же круто должно быть там, если даже в Ростове зимой так хорошо.

Наконец, пятница. Почти четыреста километров до Осташкова наша «восьмерка» проехала без проблем, несмотря на метель и упадническое состояние дороги после Ржева. Заселились с Пашей в гостинице Ашхен и отправились в одноименный ресторан ждать приезда друзей-соперников — Вадима Гагарина на Калине Спорт — под оглушительное авторское исполнение популярных песен. Суббота встретила солнцем и небольшой плюсовой температурой: едем из Осташкова в Пено на регистрацию. Кажется, что времени вагон: документы начинают принимать с 9:30, а ознакомление с первым спецучастком открывается только через час. Но дистанция ралли по дорожной книге — 148 километров и, чтобы успеть проверить первый СУ, ее нужно проехать дважды!

Знакомые шутили, что этот ранний Москвич-2140 — мой тренировочный автомобиль, и я искатал эти дороги задолго до этапа. Надо будет по весне проведать старичка

Дороги так себе — дырявый асфальт еще полбеды, но бесконечная гребенка на грейдере безжалостна. Спереди у нашей «восьмерки» амортизаторы и пружины Асоми: они отлично работают на волнах, но острые неровности не любят. Тряска уже достала, надеемся, что на самом допе дорога лучше, но как только Корено уходит в лес, быстро становится понятно, что эта гонка вообще не про стандарт. Чтобы ехать здесь быстро, нужна настоящая боевая подвеска и проваренный кузов! Передняя панель прыгает вверх-вниз сантиметров на пять, крышка багажника вот-вот выскочит из проема — самым популярным обозначением в стенограмме стало ХД. Не подумайте, что это означает «хорошая дорога».

Выехали из этого ужаса на прекрасный широкий грейдер с интересным рельефом. Но для участников из STI-клуба это не спецучасток, а перегон, тогда как боевой канал поедет здесь на все деньги. Мчим и завидуем, по сути единственный ровный отрезок. Стиснув зубы и внутренние органы, спешим проверить запись. Еще час выматывающей тряски, торопимся, не жалея машину, и подлетаем к пункту контроля времени за две минуты до конца ознакомления. Местами корректируем «стенку» в сторону еще большей «хадэшности». Из головы вытрясены всем мысли кроме одной — пора обедать. В селе Ворошилово сельский магазинчик в избе. Дверь закрыта, женщина на другой стороне дороги говорит, что никого нет — обеденный перерыв. Спрашиваю, есть ли магазин без перерыва, оказывается нет.

— А вам что собственно надо? – уточняет женщина и идет открывать дверь.

В Пено приятно съездить просто ради перезагрузки — жизнь здесь совсем другая
В Пено приятно съездить просто ради перезагрузки — жизнь здесь совсем другая
В Пено приятно съездить просто ради перезагрузки — жизнь здесь совсем другая
0 / 0

Дальше дела пошли в гору, второй СУ Motul оказался куда ровнее и очень быстрым. 18 километров «нулей» и «единиц» с парой медленных связок. А потом снова Корено, но уже в обратную сторону. Сил уже ни у кого не осталось, подумываем вообще не стартовать, потому что это не езда. Только Алексей Ковальчук в своей стихии. На вопрос, как его боевая «двенашка» едет по этим ямам, экс-чемпион станы отвечает: «Каким ямам? Это ровно». По дороге к допу уходит в кювет Lancer Evo VIII одного из участников нашего кубка. На самом спецучастке еще одни «уши» — подтаявший на дневном солнце снег схватился морозцем и дорога превратилась в каток. Грустные события выводят из общего состояния отупения — к тому моменту мы уже тряслись более пятисот километров. А дальше была роковая для нашей «восьмерки» техническая инспекция…

Саму проверку прошли без проблем, но выезд из ангара оказался крутоват. Торчащий металлический профиль уперся в резонатор, потянул его назад и пробил в «банке» дыру. Пришлось ехать в сервис со сваркой, где уже зависала на подъемнике «восьмерка» Савельева — у него лопнула рамка радиатора.

Сервис «У Расула» в дни гонки пользовался высокой популярностью

Утром гоночного дня замечаю, что немного ушел антифриз. На вид все сухо, доливаю тосол и по пути к сервис-парку все время смотрю на показания бортового компьютера — температура стабильна. Для нас расчистили отдельную поляну рядом с боевыми техничками, быстро меняем колеса, выкидываем все из машины и на старт. Перед нами уходит в гонку Гагарин, позади… Стоп, а где Савельев? Машину ему подлатали, но к старту первого СУ он так и не добрался — подвел модуль зажигания. А мы стартовали! «120 правый два через подброс, 40 левый три с половиной». По сути эти 160 метров были всей нашей гоночной дистанцией на ралли Пено. Дальше дорога ушла в лес с глубокой колеей и смысла в стенограмме больше не было. Нужно было просто терпеть удары и ехать на защите. Сразу начала подниматься температура: 95, 98, 101, 103. Понимаю, что до финиша в бодром темпе не доедем, сбрасываю ход, включаю на всю печку, но из дефлекторов дует ледяным воздухом — нет антифриза. Еще немного и мотор нагрелся до 109…

Останавливаемся, пропускаем оставшийся гоночный канал и потихоньку докатываем к финишу спецучастка, где сдаем контрольную карту. Ну а выиграл Корено Максим Шачнев на купе Subaru Impreza WRX STI — москвич очень быстр именно на раллийных этапах. Сразу семь секунд уступил ему Максим Елизаров на злом седане Mitsubishi Lancer Evo VI. И довольно ожидаемо очень высоко забрался Алексей Ковальчук на своем ВАЗ-2112 — шестое время в абсолюте при том, что Леша жаловался на бензонасос, из-за которого мотор не набирал обороты.

Максим Шачнев снова доказал, что на классических раллийных дорогах он самый быстрый среди «полноприводных» участников STI-чемпионата

А для нас с Пашей теперь оставался один спецучасток — успеть выехать на открытые дороги до прохода боевого канала. У нас было 25 минут на 15 километров и мы не успели. Мотор грелся, мы останавливались и в итоге встретили на последней трети пути УАЗ-«открывашку», который и прогнал нас за ленты ограждения. Теперь мы настоящие овощи, как принято называть зрителей на ралли.

Место интересное — перегиб, из-за которого машины вылетают полным ходом, короткая зона торможения и правая «двойка». К тому моменту в зачете оставалось свыше сорока экипажей. Громкий треск над тверскими лесами, хлопки, снова треск, затем вой мотора — из-за перегиба ходом хорошо за 150 вылетает синяя Subaru Успенского. В «двойку» он вкатывает с небольшим сносом и под грохот антилага уносится вдаль. И еще с полминуты слышно канонаду выхлопа.

Вторым показался Станислав Травников, которому ассистировал Алексей Лукьянюк. Но что-то у Стаса не клеилось: раннее торможение, низкая скорость в повороте — на одной этой дуге визуально он отдал Успенскому секунды полторы. Быстро и поперек дороги промчал Игорь Буланцев, бодро промелькнула желтая атмосферная Impreza Григория Трегубова, а из оставшихся четырех десятков автомобилей приятно было смотреть разве что на Калины Воронова, Суховенко и Ростилова, да Peugeot 208 Мячина. Честно говоря, с позиции овоща я ожидал большего. Зато, пользуясь невысокой зрелищностью мероприятия, я нашел все наши поломки — оборвало патрубок обратки отопителя, срезало болт опоры коробки передач и открутилась продольная растяжка подвески. Напомню, в боевом режиме мы проехали 160 метров.

Наконец, боевой канал прошел и мы поспешили добраться до цивилизации. Только я залез под машину, чтобы открутить подающий патрубок печки, как мимо начали ехать участники нашего чемпионата. Для них гонка тоже была закончена — третий спецучасток отменили из-за аварии, поэтому зачет в STI-клубе был всего лишь по двум допам. Лежа под машиной под дождиком из смеси воды и антифриза, я быстро оставил попытки вслепую снять хомут и просто обрезал патрубок. К тому моменту мы с Пашей проторчали в холоде уже больше трех часов и было не до эстетства. Заглушили печку и завели двигатель — так хотя бы можно добраться до сервиса, где подъемник и тепло. Чтобы согреться, пришлось ехать быстрее разрешенного — к счастью, начавшаяся метель засыпала дорогу до Осташкова.

Кажется, что маститый Алексей Ковальчук участвует в чемпионате STI-клуба исключительно ради Пено — здесь он отрывается на все сто. Безоговорочная победа в моноприводе и пятое место в «абсолюте»! Более того, Алексей на своей «двенашке» с дорожными шинами Continental ContiIceContact на СУ Корено показал время, которое позволило бы ему и в боевом канале быть далеко не последним

А пока мы скользили по разбитым поворотам, финишировавшие участники проезжали через финишную рамку. Приятная деталь гонки в Пено — общее награждение, и такие же, как у боевого канала, кубки. Среди полноприводников уверенно выиграл Максим Шачнев, опередивший соперников на более серьезной технике. Вторым стал Андрей Старостин, а третьим — Максим Елизаров.

Новгородские братья Старостины на атмосферной Импрезе смогли объехать куда более энерговооруженные автомобили — только они составили конкуренцию Максиму Шачневу на скоростном допе Motul

Не вышло интриги и в моноприводе — Алексей Ковальчук почти на две минуты уехал от никуда не спешившего Вадима Гагарина и стал пятым в абсолюте. А это значит, что теперь по итогам четырех этапов STI-Club Winter Cup нас с Алексеем разделяет всего одно очко и судьба чемпионства решится на финальном этапе в Конаково 4 марта. Главное, чтобы зима продержалась еще десяток дней — «восьмерка» после быстрого ремонта в сервисе «У Расула» готова и без проблем вернулась в Москву. Да, за этот выезд мы проехали более полутора тысяч километров из которых боевых было сто шестьдесят. Метров. Зато есть что вспомнить, тем более, что вряд ли мы поедем на гонку в Пено в следующем году: стандарту здесь не место.

Рекомендованные статьи