В лес, да без каркаса! Как Владимир Мельников пережил главное гоночное приключение этого года

Фото: Александр Зайцев | Дмитрий Лебедик

Ралли Ростов Великий? Помню-помню: песчаная колея по колено, оборванные приводы, пыль столбом. На летнем этапе Кубка Volkswagen Polo оно мне не понравилось, но оказывается, что зимой в ярославском Ростове настоящий раллийный рай: это, пожалуй, ближайшее к столице место, где можно погонять по таким классным дорожкам. Например, в рамках второго этапа чемпионата Millers Oils STi-Club Winter Cup.

Турнир этот считается любительским, но среди его участников, к примеру, экс-чемпион России по ралли Алексей Ковальчук, а большинство экипажей стартует на по-настоящему гоночных машинах с каркасами. Разве что шины допускаются только дорожные. Когда я с Павлом Кариным покупал вазовскую «восьмерку» для зимних покатушек, то скорее ориентировался на спринтовые трассы в Мячково, Кранкино и Троицком — ехать по настоящим раллийным допам в планах не было. Поэтому-то и автомобиль у нас по сути обычный, а уже на «прописи» в Ростове я понял, что местами очень хочу каркас и пятиточечные ремни. С одной стороны, по краям дороги высоченные снежные брустверы, а с другой — даже на узкой части скорость нередко подбирается к «сотне»!

Для своей гонки организаторы из STi-клуба использовали знаменитый спецучасток Семенково, разбив его на две примерно равные части. Общая «боевая» дистанция ралли перевалила за 55 километров: еще немного — и получится этап Кубка России! Приятно, что не остались без внимания просьбы участников упорядочить техническую инспекцию: на первой гонке серии в Кранкино судей нужно было вылавливать, а теперь для ТИ отвели специальную зону и время. Вообще, график соревнований не сдвинулся ни на минуту: «канал» из 43 машин проехал восемь спецучастков без единой задержки. Уже традиционно для STi-клуба ждать итоговых результатов почти не пришлось: через полчаса после финиша прошло награждение. И мы с Пашей тоже выходили за кубками!

Иван Кабанов и Антон Кошечкин ехали эффектно, особенно запомнился их разворот в торможении перед шпилькой. Но в конце концов желтый Lancer Evo IX все же повис на сугробе

Первый спецучасток как-то не задался: много мазал, мешала вылетающая вторая передача, в одном из поворотов я даже попробовал воткнуть заднюю вместо первой. В общем, позор! Проиграли соперникам по «моноприводу» довольно много, пришлось отыгрываться. «Восьмерка» радовала отзывчивостью, но стала ощутима нехватка мощности, а точнее — крутящего момента. Восьмиклапанный мотор очень вяло набирал скорость на третьей передаче — и мне постоянно хотелось ехать быстрее! Хотя, когда ты мчишь поперек дороги ходом под «сотню» на обычной машине, о нехватке мощности думаешь в последнюю очередь…

Так или иначе, но первую половину гонки мы проехали в очень плотной борьбе с Денисом Першиным на Peugeot 306 и Вадимом Гагариным на Калине Спорт. Достаточно сказать, что к перерыву нас с Вадиком разделяла одна десятая секунды!

Самым необычным автомобилем на этом этапе оказалась полноприводная Audi 80, этакий STI по-немецки. Александр Сергеев и Евгений Шмелев финишировали одиннадцатыми в своем классе

В полноприводном зачете настолько острой борьбы не вышло. Более-менее плотно, в 30 секундах, ехала первая четверка. Причем лидером на вторую секцию ушел вовсе не Александр Русанов или Максим Елизаров: традиционные фавориты уступили быстрому Максиму Шачневу на немолодом купе Subaru Impreza STI в кузове GC.

Максим Елизаров и Ксения Турок остаются верными Лансеру шестой эволюции

В перерыве большинство участников проверяло и настраивало дополнительные фары: последние спецучастки предстояло ехать в темноте. Причем дорога к этому моменту была раскатана в зеркало! Правда, дополнительный свет в итоге не пригодился: пошел снег, и яркие прожекторы только ухудшали видимость, создавая перед капотом сплошную белую стену.

Самая оригинальная комбинация дополнительных фар. Но из-за повалившего в сумерках снега, пользоваться мощными люстрами оказалось невозможно

Это был мой первый раллийный спецучасток в темноте, и ночная езда оказалась особенным удовольствием. Штатные фары, конечно, слабоваты — особенно когда они освещают елки за бруствером, а дорога прячется где-то в темноте правого бокового стекла. Но ты точно знаешь, что она там есть. Паша к этому времени уже приноровился придерживать вторую передачу и перед медленными секциями успевал говорить «держу», чтобы я был уверен в тяге. Ведь остаться в повороте без помощи двигателя означало одно: тут же прилипнуть к брустверу. Но пару ошибок на последних СУ я все же допустил: в медленных шпильках проезжал прямо и сдавал задним ходом. Обидно. Но еще досаднее было Вадиму Гагарину, который за два спецучастка до конца шел вторым в двух секундах от лидирующего Дениса Першина. Мой коллега на пешеходной скорости залез на бруствер и только благодаря отчаянной помощи зрителей смог выбраться оттуда — но лишь спустя минуту с небольшим!

На первом этапе под Зеленоградом Максим Шачнев держался в лидирующей группе вплоть до своего вылета. А на этот раз выиграл пять из восьми спецучастков и заслуженно победил

Ну а мы с Пашей перед финальным СУ оказались вторыми в «моноприводе» — в полусекунде от экипажа на Peugeot 306. Представляете, почти полсотни боевых километров позади, а отрыв меньше секунды! В полном приводе к этому моменту Александр Русанов уже выбыл из борьбы, вылетев с трассы, а Максим Шачнев вез своему тезке Елизарову более 20 секунд. Иван Загузин на полноприводной Королле держался третьим, но он проигрывал лидеру уже полторы минуты.

Эта немолодая полноприводная Toyota Corolla все еще вполне бодра — и Иван Загузин традиционно борется на ней за место на подиуме. В этот раз ему досталась третья ступень

Заключительный, восьмой спецучасток мне нужно было просто ехать в своем темпе, что я и делал. Но подвела лень: когда после широкого грейдера, где даже наша «восьмерка» набрала 120 км/ч, нужно было нырять в узкую шпильку, не хватило «ручника», чтобы заправить машину в поворот. А не хватило его, потому что перед гонкой я не стал крепить оболочку троса и он «хватал» лишь одно колесо. В той ситуации этого было мало. Опять задний ход! И потеря около пяти секунд, которых нам как раз и не хватило до экипажа Першина на финише. Мы — вторые, а третьим стал Семен Бучин на Калине.

Победители в моноприводном зачете, Денис Першин и Иван Кутузов-Раевский на двухлитровом Peugeot 306

К слову, такую интересную борьбу за победу нам подарил Алексей Ковальчук. Экс-чемпион страны уже на первом спецучастке пробил на своей «двенашке» колесо и потерял кучу времени. А потом Ковальчук схватил пару минут штрафа и дальше ехал уже ради удовольствия. Причем в основном зрительского, щедро атакуя брустверы. Леша, спасибо!

Для экс-чемпиона России по кольцевым гонкам Владимира Лабазова это был дебют в ралли. Отсюда и штраф за раннюю отметку на пункте контроля времени, и сложности со стенограммой. Тем не менее, Владимир довел свой Renault Logan до финиша и «снова полюбил гоночки». Ждем продолжения!

Ну а я до сих пор прокручиваю в памяти самые яркие моменты: «левый два за горкой» с большого хода, неожиданный занос в левой «единичке» в темноте. Отличная гонка и красивая борьба! И я теперь другими глазами смотрю на любительские соревнования.

Следующий по-настоящему раллийный этап STi-Club Winter Cup состоится в тверском Пено 18—19 февраля. Но в ближайшие выходные на ипподроме в подмосковном Раменском пройдет скорее спринтовая гонка — то, ради чего мы изначально и купили эту «восьмерку». А значит, надо ехать!

Рекомендованные статьи