Калина — Спорт, или Гоночные хроники Владимира Мельникова

Фото: vk.com/autofetish33 | vk.com/fotobylesya | Алексей Ларин | Дмитрий Питерский | Павел Карин

Зимний сезон закончен, а я почти ничего не рассказал о том, как мы с Павлом Кариным гоняли в спринтах на нашей Ладе Калине Спорт. Исправляюсь.

Расстались мы с вами после самой тяжелой по последствиям гонки — первого этапа зимнего чемпионата от STI-клуба. Вылет на подмосковной трассе Кранкино закончился помятой рамкой радиатора и погнутой осью наружного ШРУСа. Рамку мы поправили с помощью лебедки моего Mitsubishi Pajero — привязали корму Калины к дереву и потянули. В итоге оба радиатора встали на свои места, как на конвейере, а углы установки колес вернулись к исходным значениям. Зимой мы делаем развал минус градус и кастор 2,5 градуса. Отдав за детали и работы внушительные по меркам Калины шесть тысяч рублей, мы снова поехали в ярославский Ростов на второй этап Кубка по ралли-спринтам Медведь.

К тому моменту зима по-настоящему началась и покрытие было идеальным. Правда, смутили всего лишь два спецучастка, пусть даже и по 12 километров: все же, если и тратить весь день на покатушки, хочется гонять больше.

Григорий Лебедевич из Ярославля начал сезон за рулем Калины NFR, но в моноприводе высоких результатов не показал. Продал Ладу, купил Lancer Evo — и сразу вернулся в призовую тройку

Этап прошел для нас идеально: с ходу взяли хороший темп, впереди был только Евгений Матвеев на вазовской «восьмерке». Костромич и едет отлично, и автомобиль у него посерьезнее, поэтому при прочих равных бороться с ним не получается. Но на втором спецучастке у Жени развалилась главная пара, и мы стали победителями гонки, а заодно создали солидный задел в общем зачете. Теперь нам достаточно было финишировать пятыми на последнем этапе, чтобы выиграть весь чемпионат.

Заслуженная «восьмерка» Евгения Матвеева уже по ходу сезона получила этот яркий красный цвет, но довольно часто хандрила на этапах. Только технические проблемы помешали Евгению выиграть чемпионат ралли-спринтов Медведь

На этом этапе запомнился пугающий сейв после длинного прямика и ходового правого изгиба. В стенограмме я записал «трамплин на правый два», однако это оказалось ошибкой. Я начал ставить Калину в поворот еще до гребня, а выскочив сильно поперек дороги, понял, что поворот дальше и мы едем просто в кусты! Быстро распрямляюсь, но тут же надо ставиться снова — помог ручник, вызванный им глубокий занос и рыхлый снег у края дороги. В остальном промчали штатно.

И через неделю снова приехали в Ростов — уже на этап чемпионата от STI-клуба. В этом году турнирных задач здесь мы себе не ставили, сосредоточившись на Медведе, но грех было еще разок не промчать по классным дорожкам. Проблемы начались по пути на ознакомление: видевшие нашу машину со стороны показывали страшные жесты. Оказалось, у нас сильнейшая восьмерка на переднем правом колесе! Ставим его назад, хотя покрышка здесь явно позлее. И едем на первый спецучасток. Всего их было пять, но мы борьбу закончили сразу — разбортировались в шпильке, хотя я и старался везде ехать без упора. Увы, если в прошлом году нам везло со штампованными колесами и бескамерной ездой, то более тяжелая и быстрая Калина с ходу согнула три колеса, а теперь еще и «разборт». Запаску поставили за четыре минуты и в тренировочном режиме доехали оставшиеся допы.

За зиму мы поменяли колеса на Калине более двадцати раз. Многие используют гайковерты, но мы с Пашей делаем это обычным крестообразным баллонным ключом — по чистым шпилькам гайки закручиваются без усилий. Прошлогоднюю теорию о пользе высокого давления в шинах на льду опровергли наши тесты — при 1,8 бар Калина едет быстрее, чем с 2,6 бар

К следующему Медведю Калина щеголяла коваными колесами, а в покрышках Continental ContiIceContact стояли камеры. В перерыве между этапами Паша промчал в Подмосковье пару спринтов серии MaxPowerIce — один на ипподроме в Раменском, а второй на Дмитровском полигоне. Впечатление от хорошего хода на ипподромных дугах портила убитая и затычная секция, нарезанная внутри овала, а в Дмитрове дорога была просто слишком сильно раскатана. Но главное — нет конкуренции! Фактически за победу боролся Вадим Гагарин, Паша и еще пара наших знакомых, в том числе известный вам Александр Тычинин. Если в Ярославле на этап может приехать до полусотни человек в моноприводном классе и еще 20—30 полноприводных автомобилей, то в окрестностях Москвы уже лет пять катаются одни и те же. Причем быстрые так и остались быстрыми. Куда хуже, что не очень заметен прогресс у медленных…

Мы с Вадимом Гагариным из auto.mail.ru продолжаем верить в идею любительских гонок на стандартных автомобилях — его Калина Спорт отличается от новой только блокировкой дифференциала и мощной защитой поддона картера. Но конкуренция становится все сильнее, и даже в зачете Стандарт многие привозят свои машины на подкатах. Боюсь, что к следующему сезону без доработок нам не обойтись

Финальный этап Медведя выпал на день рекордных снегопадов: завалило трассу, сервис-парк и расписание гонки. В полдень должен был стартовать первый экипаж, но мы только начали ознакомление! Дело в том, что накануне местного тракториста уволили за пьянство и организаторам пришлось срочно искать другую технику. Вместо трактора с отвалом приехала махина с ковшом. Она нагребала огромные кучи снега и сдвигала их в сторону, поэтому гоночный канал запустили в одном направлении, чтобы в случае вылета с трассы не было возможности врезаться в стену из снега.

Здорово, Кострома, — вслед за быстрым Евгением Матвеевым на выездные этапы потянулись и его земляки. С Романом Суратовым (на снимке) мы в этом году боролись за победу в серии Медведь

За сезон я уже выучил ростовские допы, но сейчас их было не узнать. Узкий бобслейный желоб, ограниченный полутораметровыми снежными отвалами, и очень скользко. Снежная каша поверх льда — покрытие, на котором ненаправленный рисунок шин Continental уступает елочке Pirelli Ice Zero. Таких трудностей с удержанием автомобиля на дороге у меня еще не было никогда!

Постоянная работа рулем, огромное напряжение плюс практически нулевая видимость. Щетки мгновенно обмерзали — и, пока стекло не обдуло, ехать приходилось на ощупь. В результате за четыре спецучастка мы ни разу не показали время в первой тройке! Дважды были четвертыми, один раз исполнили полный оборот и пару раз полным ходом атаковали брустверы. Но итоговое четвертое место на этапе нас полностью устроило, ведь главный соперник в чемпионате, Роман Суратов, оказался позади.

Цель на сезон выполнена, однако зима не уходит и хочется гонять. А значит, едем во Владимир — на еще одно настоящее мини-ралли от STI-клуба. По онбордам предыдущих лет дорога должна быть ровной и ходовой, но на месте проявились нюансы. Абсолютно убитая рейдовая секция в лесу, длинный участок с постоянными подбросами. Да, он интересный, однако не для стандартной подвески, которая начинала складываться уже на втором колебании. В общем, большого удовольствия мы не получили — пару спецучастков старались еще более-менее атаковать и удивились, что разрывы в первой пятерке минимальны. Первым был все тот же Матвеев, в трех секундах от него Гагарин, затем мы. Обидно за Ивана Кабанова, который сошел уже на первом СУ из-за развалившейся трансмиссии. Потенциально у него была самая быстрая машина для этих условий — каркашеная «восьмерка» с подвеской АБТехник.

Глядя на то, как ярославцы Максим Савельев с Александром Золотниковым атакуют самую разбитую часть мини-ралли Золотые ворота, в очередной раз удивляешься запасу прочности стандартного седана Mitsubishi Lancer Evo VIII, а попутно и безбашенности Макса

Но после регруппинга, когда канал поехал в обратную сторону, думаю, что не справилась бы и она. Трасса оказалась совсем убитой, и мы приняли решение сойти, чтобы не ломать автомобиль. Он и так получил слишком много ударов: руль стоял криво, погасла стряхнувшаяся лампа ближнего света, зарычал выпуск…. Тем не менее мы без проблем вернулись в Москву, а в сервисе нашли люфт в шаровой опоре и раскрутившиеся гайки на соединении выпускного коллектора со средней частью глушителя. Ну и поправили убежавшее схождение.

Александр Русанов и Кристина Ланковскис в этом году были организаторами турнира от STI-клуба, а попутно и победителями двух этапов. К слову, Саша впервые сел за руль гоночного автомобиля после жесткой аварии на ралли Псков-2017

На этом сезон мини-ралли закончился, мы попробовали поездить на ледовой трассе в карьере недалеко от автодрома Moscow Raceway, но она оказалась слишком медленной и затычной — максимальная скорость не превышала 80 км/ч. Даже на моем BMW 325 в кузове Е36 было скучновато. Возможно, нам не повезло с состоянием льда и он был слишком скользким, но в очередной раз приходится признавать — в радиусе 150 километров от Москвы интересных трасс нет. Разве что Кранкино, если у вас хорошая подвеска. И это одна из причин, почему в спринтах рядом со столицей так мало новых и быстрых участников.

Поэтому завершать сезон мы с Пашей поехали опять в Ярославль. На Климовские карьеры, где трассу сделал наш прошлогодний друг-соперник Максим Савельев. В этом сезоне он пересел с «зубила» на Mitsubishi Lancer Evo VIII и с ходу чуть не выиграл чемпионат STI-клуба. В итоге стал вторым, а заслуженную победу завоевал москвич Михаил Макаревич на Evo IX.

Прорыв сезона — это, конечно, Михаил Макаревич. Да, у москвича были ошибки, но каждый раз желтый Evo прошивал брустверы и возвращался на трассу. В итоге — заслуженная победа в чемпионате от STI-клуба

Вообще, окрестности Ярославля — это центр зимних автомобильных видов спорта. Шестикилометровая трасса на замерзшем карьере, где и стандартная Калина Спорт в двух местах выкручивает до 6500 об/мин третью передачу! Ходовые перекладки, интересные торможения. Даже на переднем приводе получаешь удовольствие от процесса управления. И от результата: впервые в сезоне удалось в борьбе опередить Матвеева. Причем перед последним СУ между нами было всего две секунды, но затем я уехал еще на четыре.

И главное — в Ярославле всегда отличная атмосфера и никаких секретов друг от друга. Меня попросили поездить на вазовской «пятерке» и сказать свое мнение, поэтому удалось три круга промчать на заднем приводе. Потом я взял у Макса Савельева его Evolution — где еще вы сможете в таких условиях погонять на всем? Более того, эта трасса в открытом доступе — и здесь каждый вечер собираются местные энтузиасты! В Москве же нет даже скромной доступной площадки для того, чтобы научиться управлять автомобилем. Поэтому нет и новых участников, нет конкуренции, нет борьбы. А без этого вскоре может не быть и самих спринтов. Вариться в собственном соку быстро надоедает, уровень участников уже ясен, а ведь удовольствие от езды на переднем приводе именно в борьбе. Во всех остальных ситуациях задний привод интереснее, не говоря уже о полном.

В общем, из обязательного на следующий сезон мне пока видится только Медведь. Причем, возможно, мы с Пашей поменяемся местами в автомобиле. В том же самом автомобиле. Калина ни разу нас не подвела, а все поломки были вызваны ударами и вылетами. Летом гонять на ней мы не планируем — зато есть мысли по доработкам к следующей зиме. Хочется увеличить мощность, поменяв распредвалы, и сменить слишком мягкую для спринтов штатную подвеску.

Кстати, моя прошлогодняя работа по усовершенствованию кузова с помощью растяжек полностью себя оправдала: Калина с двумя выбранными мной распорками радовала правильным балансом поворачиваемости. Более того, на другой машине мы поменяли треугольные рычаги подвески на штатные, сняли заднюю растяжку-крест — и она тоже поехала лучше! Поэтому следующие этапы тюнинга можно попробовать сделать в подобном формате и вывести формулу идеальной Калины на каждый день, которая при этом способна бороться за победы в зимних спринтах. Лада — Спорт!

 

Рекомендованные статьи