Трофи-рейд «Весенняя распутица»: по болотам с огоньком!

Фото: Мария Панкова

Трофи-рейды в Тверской области, которые проводит джип-клуб Лебёдушка, стоят особняком в календарях спортсменов. Одни этих гонок боятся, другие специально для них готовят машины, третьи — с нетерпением ждут дня старта. Причин для такого отношения много: колоссальный опыт Евгения Павлова как спортсмена и организатора позволяет находить нетривиальные решения для постановки контрольных точек, а обилие болот и разнообразие рельефа местности позволяет добавить немало «огонька» в жизнь участников.

На старт традиционной апрельской гонки под названием «Весенняя распутица» вышло почти полсотни экипажей. К сожалению, тенденция нового сезона после изменения технических требований к спортивным автомобилям сохранилась: в классе ТР-2 был заявлен лишь один экипаж, а суммарно на «старшие» категории приходилось менее трети заявок. Но даже такое распределение сил не сделало гонку менее зрелищной и динамичной: двухдневные соревнования позволяли показать все лучшие качества автомобилей и характеров.

Тверские гонки всегда были проверкой на прочность прежде всего для самих экипажей

В первый день участникам предстояло пройти спецучасток GPS-ориентирования недалеко от деревни Большое Гришкино. Изюминкой этого района является озеро Старковское, окаймленное мягким ковровым болотом, которое становится все более тонким и «желеобразным» по мере приближения к открытой водной глади. Будь организаторы чуть гуманнее, участникам было бы предложено взять точки только в его окрестностях: перемещение по мягким ковровым болотам всегда зажигает искорки в глазах пилотов и штурманов. Еще бы: одно неверное движение или секунды промедления в действиях — и ковер может быть порван! А это, в свою очередь, может вызвать немало трудностей по вызволению автомобиля из болотного плена: деревьев для лебежения в этом месте практически нет…

Важную роль при перемещениях по таким болотам играет вес автомобиля: чем он легче, тем меньше шансов порвать ковер. Для уменьшения такого риска зачастую даже пилот идет рядом с машиной, управляя ею из-за пределов кабины

Первый день не был ограничен только болотом: кроме этого, участникам предстояло найти несколько точек в лесу, передвижение по которому серьезно осложняла черная жижа под колесами, перемешанная с ветками и бревнами. Перемещение по этой субстанции вызывало немало трудностей у спортсменов: пробраться по таким просекам без использования лебедок было практически невозможно, а вот покалечить технику — наоборот, легко. Так, несколько экипажей остались на этом участке без блокировок из-за повреждения магистралей и могли продвигаться вперед лишь посредством лебежения.

Оставшаяся часть точек первого дня позволяла спортсменам вдоволь насладиться скоростными колеями и несложным бродом, да и ценность их взятия на этом «кольце» была ниже остальных. Однако даже кажущийся столь легким участок трассы оказался весьма коварен: именно тут прекратил борьбу один из «стандартных» экипажей. В то же время лидерам категории Профи (старший кузовной класс, объединенный с автомобилями свободной конструкции) понадобилось менее часа на преодоление этого участка.

Многим экипажам пришлось ремонтировать свои автомобили прямо на трассе

Столь сложный и насыщенный день ощутимо проредил ряды участников: восемь экипажей не уложились в контрольное время. Лидерами же по итогам первой половины гонки стали Максим Игнатьев и Алексей Вихарев (категория Профи), Андрей Ежов и Сабуров Евгений (Туризм), Андрей Ясеновский и Антон Ткаченко (Тверской стандарт), Владимир Никошин и Павел Ляменков (ТР-1), Михаил Амосов и Андрей Каблуков (ТР-2), а также Андрей Пономарев и Сергей Иванов, отличившиеся в Абсолюте.

Максим Игнатьев и Алексей Вихарев на выходе с болотистой части маршрута

На второй день организаторы подготовили динамичный спецучасток на радость зрителям. Спортсменам предстояло преодолеть десять кругов, состоящих из, казалось бы, несложной заболоченной низины (длиной не более тридцати метров) и подъема на крутой склон оврага, испещренного колеями. В промежутке между препятствиями — ходовые прямики. Но не всё так просто, как кажется: низина стала камнем преткновения практически для всех экипажей, а склон — проверкой на терпение и умение искать новые траектории.

Казавшаяся столь безобидной заболоченная низина оврага стала серьезной проблемой для многих

Первыми на старт вышли «младшие» категории — Туризм и ТР-1. Лидеры последней, Владимир Никошин и Павел Ляменков, задали высокий темп: экипаж преодолел заболоченный участок, словно не заметив его, в то время как основная часть пелотона разматывала лебедки и доставала якоря. Подъем на крутой склон через овраг также не доставил им сложностей, а вот последующие экипажи тратили драгоценное время, в ожидании открытия удобных траекторий. С каждым пройденным кругом трасса становилась всё сложнее, а к моменту выхода на старт «старших» экипажей низина и вовсе превратилась в самое настоящее грязевое болото.

Старшие категории проходили грязевую низину без особых проблем

Однако практически все участники в категориях Профи и Абсолют преодолели сложное место ходом: нужно было только не бросать газ и стараться не менять траекторию, маневрируя между застрявшими «туристами». С появлением на трассе «старших» категорий в гонке добавилось динамики и зрелищности: мощные моторы позволяли преодолевать болото своим ходом, а отчаянные головы — искать новые траектории на склоне. В то же время крутой подъем с боковым уклоном, завершавшийся поперечной колеей, был несколько сложнее, чем заезд на склон «в лоб».  В итоге именно на этой траектории произошло два переворота.

Этот экипаж после переворота не только продолжил гонку, но и преодолел все десять зачетных кругов!

Но самая увлекательная борьба началась на трассе в тот момент, когда на старт вышли представители Тверского стандарта. На «гражданских» машинах, на обычных колесах, без лебедок и якорей этим отчаянным спортсменам предстояло преодолеть не менее двух кругов по раскисшей низине — а ведь ее уже «распахали» спортивные автомобили на «злых» шинах! К тому времени даже отрезок между низиной и оврагом перестал быть динамичным прямиком: отполированный практически до блеска, он превратился в каток с боковым уклоном, на котором машины сносило вниз…

Те, кто не решался на эксперименты, ждали своей очереди на траектории «в лоб»

Там, где «старшим» категориям требовалось несколько минут и помощь лебедки, «стандартники» теряли кучу времени, продвигаясь буквально по нескольку сантиметров с каждым перекладыванием траков. Три часа зачетного времени уже не казались чрезмерными: лидер категории преодолел всего лишь три круга, один из которых — по простому коридору в обход заболоченного места. А один из сильнейших экипажей, Алексей Титов и Иван Калинин, и вовсе запросили эвакуацию: на втором круге спортсмены уже не могли самостоятельно выбраться из раскисшей низины.

Борьба «стандартных» экипажей стала настоящим украшением гонки

«Весенняя распутица» завершилась, став одной из самых ярких гонок российской внедорожной весны. Победителями в категории Профи стали Максим Игнатьев и Алексей Вихарев, в Туризме — Рустам Курмаев и Сергей Тереничев, в Стандарте — Андрей Ясеновский и Антон Ткаченко, в классе Googyear — Анастасия Павлова и Геннадий Лебедев. А вот в официальном зачете РАФ на финише дождались только представителей двух категорий: в Абсолюте быстрейшими стали Николай Успенский и Олег Некрасов, а в ТР-1 — Владимир Никошин и Павел Ляменков.

Рекомендованные статьи