Александр Тычинин и купе Toyota Corolla Levin на Нижегородском кольце

Фото: Антон Шишин

Аккурат перед выездом в Нижний Новгород на четвертый этап RHHCC я наконец-то приобрел две новые шины Hankook Ventus R-S3 225/45 R15 по цене 5500 рублей за штуку. Отыскать их было весьма непросто, поскольку официально такой типоразмер в Россию не поставляется, зато партию «запрещенки» привозят некоторые энтузиасты. Свежий Hankook я задумал приберечь до зачетных заездов, поэтому смонтировал его на колеса и убрал в багажник, а наше с другом недавнее приобретение — праворульное купе Toyota Corolla Levin — снарядил в дорогу и утром в пятницу отправился на Нижегородское кольцо.

Годы идут, а Горьковское шоссе почти не меняется. Участков с отбойником, отделяющим встречную полосу, стало больше, но полотно — все тот же грубоватый асфальт с множеством мелких шовчиков и заплаток. Стартовав в половину пятого утра, я чудом миновал пробку в Лакинске, где из-за ремонта моста трасса М7 превращается в одну разбитую полосу. Даже не хочется думать, что там творилось через пару часов. Кстати, более состоятельные гонщики предпочитают пользоваться услугами автовоза — доставка в Нижний Новгород и обратно обойдется в 7000 рублей. Добираться своим ходом на Левине примерно в три раза дешевле.

А Нижегородское кольцо преображается с каждым сезоном. Помню, как три года назад меня скромно встретили пустующий паддок да строящиеся боксы — глазу было не за что зацепиться. На следующий сезон боксы уже работали, а теперь из них получился великолепный пит-билдинг с трибунами и отличным ремонтом. Сейчас рабочие как раз заканчивают установку кресел. На въезде в паддок красуется новое здание управления гонкой с медцентром, помещением для прессы и большим придворным автосервисом. А еще — чистые туалеты и душевые. Да здесь даже уютнее, чем на Moscow Raceway!

Правда, уикэнд омрачил неприятный эпизод. Все пилоты собирались на пятничные тренировки с намерением покататься по буднему тарифу — 2000 рублей за неограниченное количество сессий. Но буквально за день до выезда администрация трассы почему-то объявила пятницу «местным» выходным, и цена на безлимитный билет подлетела аж до 6500 рублей.

В пятиэтажном здании с надписью «Нижегородское кольцо» расположены комментаторские кабины, пункт управления гонкой, медицинский центр и VIP-зона. Чуть левее, в двухэтажной пристройке, — сервис и пресс-центр, а на заднем плане — комплекс боксов с главной трибуной, в котором позднее появится гостиница на 40 мест

Все тренировки я отъездил на «лысом» Ханкуке с давлением на «горячую» от 2,2 до 2,5 атмосферы. Причем почти сразу удалось показать неплохое для стандартной машины время — 1.55,8. Сокомандник Георгий Романов на быстрой Королле — 1.52,2. А вечером я поставил на «морду» новые шины, однако после этого снова выйти из «пятидесяти шести» так и не удалось.

А что с уровнем масла? Я посмотрел на щуп и вздрогнул: необходимо долить почти литр, но в канистре осталось не больше трехсот грамм, а ведь впереди еще вечерние тренировки в субботу и зачетные заезды в воскресенье. Все-таки тойотовский BlackTop в боевых условиях обладает солидным масляным аппетитом и съедает около ста грамм за две—три сессии. И я тоже хорош: приехал на гонки без запаса ГСМ. Спасибо напарниками из TRTeam: у них оказалось масло нужной спецификации 5W-50, а в субботу две литровые канистры привез мой друг Андрей, приехавший прохватить пару заездов, — машину-то мы купили на двоих.

Широкий пит-лейн и просторные боксы уже радуют участников соревнований, а чуть позже оценить гостеприимство смогут и зрители: на крытой главной трибуне сейчас заканчивают установку кресел

Какой же, черт возьми, великолепный трек! Не зря его обожают все участники RHHCC. Здесь сравнительно небольшие скорости и всего пара жестких торможений, зато мягкие поребрики и множество поворотов, которым порадуется даже искушенный пилот. Причем интересны и медленные виражи: некоторые из них довольно «длинные», если говорить языком раллийного штурмана, с несколькими вариантами траекторий, поэтому успеваешь и подумать, и насладиться. А этот двойной левый поворот… На Левине влетаешь в его первую часть на 130 км/ч почти без торможения, в легком скольжении машину выносит на правую сторону — и в этот момент нужно успеть затормозить, переключиться на пониженную и довернуть во вторую часть. На одном дыхании! Кто был здесь, тот поймет, а кто еще нет — крайне рекомендую. Кстати, эта техничная трасса — одно из лучших мест для обучения спортивному вождению.

В один бокс запросто помещаются шесть автомобилей, множество колес, канистр с топливом, запчастей, инструментов и прочей гоночной утвари
В один бокс запросто помещаются шесть автомобилей, множество колес, канистр с топливом, запчастей, инструментов и прочей гоночной утвари
В один бокс запросто помещаются шесть автомобилей, множество колес, канистр с топливом, запчастей, инструментов и прочей гоночной утвари
В один бокс запросто помещаются шесть автомобилей, множество колес, канистр с топливом, запчастей, инструментов и прочей гоночной утвари
1 / 2

В субботу Levin заехал на весы технической комиссии, и вместе со мной и баком, заполненным чуть больше чем наполовину, получилось 1117 кг. Хотя регламент позволяет снижать массу до 1060 кг, а сэкономленные 30—40 кг на Нижегородском кольце позволяют сбросить примерно секунду с круга. Я сразу же вытащил запаску и разобрал задний диван, но переднее пассажирское кресло оставил: нужно было помочь Андрею с траекториями. Результат — 1100 кг. 

Длина Нижегородского кольца в полной конфигурации — 3222 м, а ширина — от 12 до 16 м. Трасса регулярно принимает у себя РСКГ, национальный чемпионат по дрифту, мотогонки и любительские серии RHHCC и MaxPowerCars, а зимой здесь разыгрываются локальные кубки

Первая зачетная попытка в воскресенье прошла в дождь, и после нее оставалось только посыпать голову пеплом. Много скользил, не проехал ни одного чистого круга, и в итоге — последний в заезде из восьми человек. Зато к следующему выезду подсохло, и я как минимум планировал повторить пятничный результат, но добился лишь 1.57,2. До времени 1.55,8 почти полторы секунды — честно говоря, это провал. Отчаявшись, я решил вернуть на переднюю ось стертый Hankook, и… В третьей попытке проехал подряд два круга со временем 1.55,18 и 1.55,17. Получается, сильно изношенная шина привезла свежей целых две секунды! Фантастика? Вовсе нет, что постфактум подтвердил и наш эксперт Олег Растегаев. Ведь, стершись, гражданская шина, по сути, превратилась в слик и стала быстрее. Однако эту закономерность нельзя применить ко всем покрышкам — она проявляется только у ограниченного количества моделей и зависит от множества факторов, в том числе и от свойств асфальта.

Обе шины — Hankook Ventus R-S3 размерности 225/45 R15. Думаете, быстрее тот, что справа? А вот и нет: на Нижегородском кольце стертые покрышки привезли свежим две секунды!

Ну а я так и не смог ускориться в двух оставшихся попытках, но стабильно проезжал круги за 1.55,2—1.55,6. Причем настолько увлекся, что даже забыл снять пассажирское кресло, — глядишь, и вышел бы из «пятидесяти пяти». Был, разумеется, запас и в самой рулежке. Телеметрия моего смартфона вычислила теоретический идеальный круг, собранный из трех быстрейших секторов, и он получился 1.53,5. Конечно, в реальных условиях его не повторить, но чем не ориентир?

В итоге я занял двенадцатое место в классе Warm-street из тридцати двух участников. А победил на Нижегородском кольце Тигран Гаспарян, показавший за рулем чипованного хот-хэтча Mini Cooper JCW GP невероятное время 1.50,781. Лидер чемпионата Николай Виханский, выступающий на Subaru BRZ, с результатом 1.51,009 завоевал серебро.

Главное — в пылу борьбы не забывать проверять уровень масла, которое в гоночных условиях расходуется весьма интенсивно, иначе… можно остаться без мотора
Главное — в пылу борьбы не забывать проверять уровень масла, которое в гоночных условиях расходуется весьма интенсивно, иначе… можно остаться без мотора
Главное — в пылу борьбы не забывать проверять уровень масла, которое в гоночных условиях расходуется весьма интенсивно, иначе… можно остаться без мотора
Главное — в пылу борьбы не забывать проверять уровень масла, которое в гоночных условиях расходуется весьма интенсивно, иначе… можно остаться без мотора
1 / 2

А почему такие гигантские отрывы? В одном классе пятнадцатое место от первого отделяют пять секунд — пропасть! Потому что лидеры выступают на серьезно доработанных автомобилях. Например, на BRZ Виханского установлены винтовая подвеска, спортивные стабилизаторы, иные задние рычаги, тюнинговые тормоза, изменены впуск и выпуск, а также сделан чип-тюнинг двигателя. То есть на усовершенствования потрачено свыше полумиллиона рублей. Война бюджетов идет даже в RHHCC…

Кто-то скажет, что это плохо. С одной стороны, да, однако с другой — отстающим никто не запрещает доработать собственную машину. Да, дорого, но когда автоспорт был дешев? К тому же какой смысл бороться с кренами стокового автомобиля, цепляясь за руль, и остужать тормоза раз в два круга, вместо того чтобы сосредоточиться на траектории. Гораздо полезнее поставить «винты», ковш и прочие запчасти и получать удовольствие от настоящей спортивной езды. К этому российский time-attack пришел уже давно.

Заметные клевки на торможениях, большие крены в поворотах — к сожалению, на стандартной подвеске невозможно претендовать на высокие места. Да что там: конкуренция в классе Warm-street настолько высока, что мне удалось показать лишь двенадцатый результат по итогам этапа
Заметные клевки на торможениях, большие крены в поворотах — к сожалению, на стандартной подвеске невозможно претендовать на высокие места. Да что там: конкуренция в классе Warm-street настолько высока, что мне удалось показать лишь двенадцатый результат по итогам этапа
Заметные клевки на торможениях, большие крены в поворотах — к сожалению, на стандартной подвеске невозможно претендовать на высокие места. Да что там: конкуренция в классе Warm-street настолько высока, что мне удалось показать лишь двенадцатый результат по итогам этапа
Заметные клевки на торможениях, большие крены в поворотах — к сожалению, на стандартной подвеске невозможно претендовать на высокие места. Да что там: конкуренция в классе Warm-street настолько высока, что мне удалось показать лишь двенадцатый результат по итогам этапа
1 / 2

Надеюсь, придем и мы с Левином. В ближайших планах — покупка подержанной винтовой подвески. На Нижегородском кольце она помогает сбросить примерно две секунды. А если вспомнить теоретический идеальный круг, то, по-моему, потенциал у Левина неплохой. Попробуем его раскрыть.

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий
  • Здравствуйте. Прошлые выходные на Казаньринге не вы были?

  • Мне одно непонятно. Бюджет был 300 т.р. Неужели было сложно найти еще по 25 т.р. и приобрести уже подготовленную машину, ведь был же вариант? Смысл сейчас кататься на стоке, занимая последние места и тратя впустую деньги? В чем смысл? В чем кайф? Все равно придется покупать и подвеску, и дифф, и тормоза. Спортивный руль и ковш с хорошими ремнями тоже были бы нелишними. Т.е. эти траты все равно будут, но к тому времени уже могут потребоваться новые вложения в поддержание аппарата в живом состоянии, ибо условия эксплуатации тяжелые. А может и мотор накроется раньше, или, не дай бог, авария случится.

    • Смысл в том, что нужно понять и ощутить, что именно дает каждый этап усовершенствования. С каждой новой деталью ты сможешь понять какую прибавку дает каждый элемент. Можно конечно почитать литературу, посоветоваться с теми у кого больше опыта, но весь этот процесс не только для того чтобы показывать быстрое время, а для того чтобы разобраться что нужно делать, чтобы его показать.

      К примеру мой стоковый врыкс едет нее медленнее чем около стоковые СТИ, Койлами, резиной, тормозами еще нужно научиться пользоваться и это лучше делать на своем опыте.

    • "Смысл сейчас кататься на стоке, занимая последние места и тратя впустую деньги?"
      Потратив эти деньги, все равно до подготовленной BRZ не дотянешься. Ну, и процесс совершенствования достаточно увлекателен.

      • Ну, хотя бы не в хвосте быть, а быть в числе первых среди равных.
        А процесс? Согласен, но если в итоге будет установлено то же самое, но через пару лет, тогда в чем фокус? Другое дело, если на самом деле это будет стоить не 350-270=80, а тысяч 50, тогда вроде как ради экономии. Но тогда та машина за 350 продается по явно завышенной цене. Тогда мотив покупки нужно было указывать не "выходила за рамки бюджета", а сделать тюнинг и привести сток в состояние такого тюнинга самим будет гораздо дешевле. В общем, за Александра и его друга рад, каждый развлекается как может, но если к следующему сезону машина останется в стоке или переделки будут минимальными, то будет очень грустно. Если цель - покататься в удовольствие, то можно и на своей обычной машине приехать попищать шинами за деньги. Я повидал уже несколько проектов гораздо более интересных и обеспеченных (полноприводная восьмерка, среднемоторная Ока, дрэгстер из горбатого, раскаченный Реногор), но в гонках участвовал только Реногор, не показывая сколь-либо значимых результатов. Из всего мной виденного успешным стал только турбокорч-дрэгстер из десятки, который едет на уровне СТИхи. Но там молодой парень, который "живет" в гараже и работает "на машину".
        Так что удачи Александру, в любом случае это интересно.

  • думаю бывший владелец говорил вам, куда стоит заглядывать за "ништяками"? :) на форуме сейчас за вполне сносные суммы продаются различные тюнячки

  • Не пойму, как цитировать, поэтому так напишу:
    "К тому же какой смысл бороться с кренами стокового автомобиля, цепляясь за руль, и остужать тормоза раз в два круга, вместо того чтобы сосредоточиться на траектории. Гораздо полезнее поставить «винты», ковш и прочие запчасти и получать удовольствие от настоящей спортивной езды"

    с концептуальной точки зрения категорически не согласен с данной мыслью.

    • Вы бы раскрыли в чём именно, а так...

      • Да без проблем, если интересно :)

        Просто я считаю, что интересно именно что "бороться с кренами.." и далее по тексту именно твоей машины, именно преодолевая эти неудобства добиваться совершенства (как-то очень пафосно звучит, согласен) вместе с ней. Именно это я понимаю под чисто любительским спортом, от которого получаешь удовольствие.

        Безусловно, поставить в машину полу проф и проф. детали (облегчив себе, тем самым, процесс управления) - это тоже нормально, но это уже не совсем то удовольствие, о котором изначально шла речь (если я, конечно, вообще правильно понял, о чём шла речь).

        Т.е. цель - получать удовольствие от спортивной езды на машине? Или именно соревновательное удовольствие от борьбы за время круга и т.д.?

        Если первое - то зачем почти сразу пытаться улучшить автомобиль?
        Если второе, то зачем покупать сток и тут же в него вкладывать?

        Немного сумбурно объяснил, прошу прощения :)

        • С концептуальной точки зрения зачем вообще гоняться на стоке, чтобы все время приходить последним? Так это какой-то антиспорт. Тут скорее дело в финансовой составляющей, видимо сразу нужной суммы не было и автор решил, что возьмет сток, а потом уже доработает. Но в итоге, конечно, выйдет дороже.

          • А я вообще не понимаю такого класса гонок, где настолько широкий критерий допуска. Разделили бы его на 2-3 класса по силе автомобилей, было бы интереснее. А то пока не вложишь пол стоимости машины гоняться с лучшими и смысла нет, как ни крути.

  • Свои 5 копеек насчет быстрой старой резины - полностью согласен с утверждением в статье, что все зависит от множества факторов, в том числе свойств асфальта, но думаю не последнюю роль здесь сыграл меньший диаметр колеса + конфигурация трассы. Известен феномен, когда одна и та же машина воспринимается динамичнее на колесах меньшего диаметра и тому есть простое объяснение. На "затычной" трассе, как эта, где много разгонов, думаю выигрышь во времени мог быть именно на разгонах. Если у вас будет время\возможность\желание и главное останется протектор на новой резине ;) - можете попробовать сравнить колеса на быстром, ходовом треке - разница должна быть как минимум меньше или уйти вообще. Но чтобы это утверждать - неплохо бы посмотреть на внешнюю скоростную характеристику мотора вашей машины (фактическую, не нового мотора) + передаточные числа и все это приложить к трассе - на высоких передачах мотор может не успевать выходить на "момент" и тертые шины опять таки будут быстрее. Если на момент мотор выходит быстро может быть обратная ситуация. Опять таки к-во воды и грязи на треке - если псевдо-слики с этим не справятся новые покрышки поедут быстрее (но это очевидно). Ну и опять таки известно, что покрышки одного производителя и одной модели, выпущенные в разные годы, иногда показывают очень даже разные результаты...
    В общем факторов действительно много, но на медленных, чистых и сухих трассах я бы ставил а-ля слики и диаметром поменьше ;)

    • Более маленькие колеса тупо легче ). Так что то, что зачастую с ним быстрее машина разгоняется, это не феномен, а банальность ).

      Но в статье написано, что размерность одинаковая у старого и нового колеса.

      • Что я больше всего люблю, так это подобные вдумчивые замечания. Из пред. статьи очевидно, что новые колеса одинаковой размерности со старыми. Речь идет о том, что две новые покрышки неизношенны, в отличие от старых.

        • То, что вы написали, не может дать разницу в семь десяток с километра даже близко. А вот разница в весе резины может дать больше, но тоже недостаточно - примерно около пяти соток с км.

          • При всем уважении и из собственного опыта могу сказать, что не то что 7 десяток... на километре можно без проблем пару секунд, а то и больше найти просто поработав над траекторией на незнакомом треке, не говоря уже про изменения в "железе". Но дискуссию здесь открывать не буду.

  • Опять же, одинаковые ли были условия резины... 2.2 и 2.5 - это всё-таки большая разница, на температуру влияет, а она на "липкость" шины... ну и пятно контакта у перекачанной шины меньше.

    Просто мучает =)) меня вопрос, правомерен ли вывод в статье.

  • Александр, а вы сравнивали по телеметрии круги с новой и старой резиной?

    Я всё о шинах... Две секунды, это не просто огромнейшая разница, это пропасть, по сути это разница между гражданскими шинами и полусликами (которые держат за счет того, что липкие) или гражданской подвеской и боевой... Тяжело поверить, что такую огромную разницу может дать только стирание протектора. Наложением друг на друга кругов телеметрии было бы очень точно видно (если конечно приёмник нормальный, а не телефонный встроенный), действительно ли дело только в шинах, или вы просто может по-другому поехали в каком-нибудь месте, а скорее и в двух-тех (потому что в повороте ну полсекунды можно потерять за счет траектории)... Опять же, две секунды разницы между реальным кругом и идеальным, то бишь суммой лучших секторов с разных кругов, явно говорит об этом, т.к. обычно такой идеальный круг от реального отличается на десятку-две.

  • Такие приятные лестные отзывы о NRing... Нужно уже реализовать давнее желание опробовать асфальт "домашней" трассы)

  • Все-таки тойотовский BlackTop в боевых условиях обладает солидным масляным аппетитом и съедает около ста грамм за две—три сессии

    Мда... Вопрос для новой загадки "Авторевю" - как скоро отрыгнет этот мотор. =) Хотя может просто так собрали, такое тоже бывает.

    • у меня такой мотор проехал после покупки машины около 15000 км
      с расходом масла около 2 литров на 1000 при повседневном режиме
      и он все еще не стучит.

      причем при покупке одометр показывал 197000 и через пару месяцев при сбросе суточнеого пробега его заклинило (одометр).

Рекомендованные статьи