Александр Тычинин и купе Toyota Corolla Levin на Нижегородском кольце
Аккурат перед выездом в Нижний Новгород на четвертый этап RHHCC я наконец-то приобрел две новые шины Hankook Ventus R-S3 225/45 R15 по цене 5500 рублей за штуку. Отыскать их было весьма непросто, поскольку официально такой типоразмер в Россию не поставляется, зато партию «запрещенки» привозят некоторые энтузиасты. Свежий Hankook я задумал приберечь до зачетных заездов, поэтому смонтировал его на колеса и убрал в багажник, а наше с другом недавнее приобретение — праворульное купе Toyota Corolla Levin — снарядил в дорогу и утром в пятницу отправился на Нижегородское кольцо.
Годы идут, а Горьковское шоссе почти не меняется. Участков с отбойником, отделяющим встречную полосу, стало больше, но полотно — все тот же грубоватый асфальт с множеством мелких шовчиков и заплаток. Стартовав в половину пятого утра, я чудом миновал пробку в Лакинске, где из-за ремонта моста трасса М7 превращается в одну разбитую полосу. Даже не хочется думать, что там творилось через пару часов. Кстати, более состоятельные гонщики предпочитают пользоваться услугами автовоза — доставка в Нижний Новгород и обратно обойдется в 7000 рублей. Добираться своим ходом на Левине примерно в три раза дешевле.
А Нижегородское кольцо преображается с каждым сезоном. Помню, как три года назад меня скромно встретили пустующий паддок да строящиеся боксы — глазу было не за что зацепиться. На следующий сезон боксы уже работали, а теперь из них получился великолепный пит-билдинг с трибунами и отличным ремонтом. Сейчас рабочие как раз заканчивают установку кресел. На въезде в паддок красуется новое здание управления гонкой с медцентром, помещением для прессы и большим придворным автосервисом. А еще — чистые туалеты и душевые. Да здесь даже уютнее, чем на Moscow Raceway!
Правда, уикэнд омрачил неприятный эпизод. Все пилоты собирались на пятничные тренировки с намерением покататься по буднему тарифу — 2000 рублей за неограниченное количество сессий. Но буквально за день до выезда администрация трассы почему-то объявила пятницу «местным» выходным, и цена на безлимитный билет подлетела аж до 6500 рублей.
Все тренировки я отъездил на «лысом» Ханкуке с давлением на «горячую» от 2,2 до 2,5 атмосферы. Причем почти сразу удалось показать неплохое для стандартной машины время — 1.55,8. Сокомандник Георгий Романов на быстрой Королле — 1.52,2. А вечером я поставил на «морду» новые шины, однако после этого снова выйти из «пятидесяти шести» так и не удалось.
А что с уровнем масла? Я посмотрел на щуп и вздрогнул: необходимо долить почти литр, но в канистре осталось не больше трехсот грамм, а ведь впереди еще вечерние тренировки в субботу и зачетные заезды в воскресенье. Все-таки тойотовский BlackTop в боевых условиях обладает солидным масляным аппетитом и съедает около ста грамм за две—три сессии. И я тоже хорош: приехал на гонки без запаса ГСМ. Спасибо напарниками из TRTeam: у них оказалось масло нужной спецификации 5W-50, а в субботу две литровые канистры привез мой друг Андрей, приехавший прохватить пару заездов, — машину-то мы купили на двоих.
Какой же, черт возьми, великолепный трек! Не зря его обожают все участники RHHCC. Здесь сравнительно небольшие скорости и всего пара жестких торможений, зато мягкие поребрики и множество поворотов, которым порадуется даже искушенный пилот. Причем интересны и медленные виражи: некоторые из них довольно «длинные», если говорить языком раллийного штурмана, с несколькими вариантами траекторий, поэтому успеваешь и подумать, и насладиться. А этот двойной левый поворот… На Левине влетаешь в его первую часть на 130 км/ч почти без торможения, в легком скольжении машину выносит на правую сторону — и в этот момент нужно успеть затормозить, переключиться на пониженную и довернуть во вторую часть. На одном дыхании! Кто был здесь, тот поймет, а кто еще нет — крайне рекомендую. Кстати, эта техничная трасса — одно из лучших мест для обучения спортивному вождению.
В субботу Levin заехал на весы технической комиссии, и вместе со мной и баком, заполненным чуть больше чем наполовину, получилось 1117 кг. Хотя регламент позволяет снижать массу до 1060 кг, а сэкономленные 30—40 кг на Нижегородском кольце позволяют сбросить примерно секунду с круга. Я сразу же вытащил запаску и разобрал задний диван, но переднее пассажирское кресло оставил: нужно было помочь Андрею с траекториями. Результат — 1100 кг.
Первая зачетная попытка в воскресенье прошла в дождь, и после нее оставалось только посыпать голову пеплом. Много скользил, не проехал ни одного чистого круга, и в итоге — последний в заезде из восьми человек. Зато к следующему выезду подсохло, и я как минимум планировал повторить пятничный результат, но добился лишь 1.57,2. До времени 1.55,8 почти полторы секунды — честно говоря, это провал. Отчаявшись, я решил вернуть на переднюю ось стертый Hankook, и… В третьей попытке проехал подряд два круга со временем 1.55,18 и 1.55,17. Получается, сильно изношенная шина привезла свежей целых две секунды! Фантастика? Вовсе нет, что постфактум подтвердил и наш эксперт Олег Растегаев. Ведь, стершись, гражданская шина, по сути, превратилась в слик и стала быстрее. Однако эту закономерность нельзя применить ко всем покрышкам — она проявляется только у ограниченного количества моделей и зависит от множества факторов, в том числе и от свойств асфальта.
Ну а я так и не смог ускориться в двух оставшихся попытках, но стабильно проезжал круги за 1.55,2—1.55,6. Причем настолько увлекся, что даже забыл снять пассажирское кресло, — глядишь, и вышел бы из «пятидесяти пяти». Был, разумеется, запас и в самой рулежке. Телеметрия моего смартфона вычислила теоретический идеальный круг, собранный из трех быстрейших секторов, и он получился 1.53,5. Конечно, в реальных условиях его не повторить, но чем не ориентир?
В итоге я занял двенадцатое место в классе Warm-street из тридцати двух участников. А победил на Нижегородском кольце Тигран Гаспарян, показавший за рулем чипованного хот-хэтча Mini Cooper JCW GP невероятное время 1.50,781. Лидер чемпионата Николай Виханский, выступающий на Subaru BRZ, с результатом 1.51,009 завоевал серебро.
А почему такие гигантские отрывы? В одном классе пятнадцатое место от первого отделяют пять секунд — пропасть! Потому что лидеры выступают на серьезно доработанных автомобилях. Например, на BRZ Виханского установлены винтовая подвеска, спортивные стабилизаторы, иные задние рычаги, тюнинговые тормоза, изменены впуск и выпуск, а также сделан чип-тюнинг двигателя. То есть на усовершенствования потрачено свыше полумиллиона рублей. Война бюджетов идет даже в RHHCC…
Кто-то скажет, что это плохо. С одной стороны, да, однако с другой — отстающим никто не запрещает доработать собственную машину. Да, дорого, но когда автоспорт был дешев? К тому же какой смысл бороться с кренами стокового автомобиля, цепляясь за руль, и остужать тормоза раз в два круга, вместо того чтобы сосредоточиться на траектории. Гораздо полезнее поставить «винты», ковш и прочие запчасти и получать удовольствие от настоящей спортивной езды. К этому российский time-attack пришел уже давно.
Надеюсь, придем и мы с Левином. В ближайших планах — покупка подержанной винтовой подвески. На Нижегородском кольце она помогает сбросить примерно две секунды. А если вспомнить теоретический идеальный круг, то, по-моему, потенциал у Левина неплохой. Попробуем его раскрыть.