Отт всесезонный. Как эстонец выиграл ралли Швеция и возглавил погоню за титулом в WRC

Фото: Red Bull | команды-участницы

Перед стартом шведского этапа чемпионата мира соперники уверенно называли фаворитами пилотов команды Toyota. Причина такого единодушия крылась в расположении штаб-квартиры коллектива Томми Мякинена. Дело в том, что каждый производитель в WRC имеет в стране своей дислокации постоянный тестовый полигон, на котором может испытывать технику неограниченное количество времени. При этом только одна команда чемпионата — Toyota — базируется на севере Европы. Таким образом, летом подопечные Мякинена сколь угодно долго могут готовиться к домашнему для команды финскому этапу WRC, а зимой — к ралли Швеция. И все это — не «распечатывая» установленную правилами квоту 42 тестовых дня за год! Нужно ли говорить, что такое положение вещей заранее ставит соперников в невыгодное положение?

«Они и так делают с нами что хотят в Финляндии, а теперь это произойдет и в Швеции!» — возмущался перед стартом Тьерри Невилль... который сперва показал лучшее время на шейкдауне, а затем захватил лидерство в гонке, выиграв вечерний зрительский спецучасток в Карлстаде.

В Швеции Яри-Матти Латвала стал обладателем рекордного числа стартов на этапах WRC — 197! До финна «самым-самым» был легендарный испанец Карлос Сайнс

Правда, в пятницу от преимущества бельгийца не осталось и следа. Два допа утренней секции из трех выиграл Отт Тянак, обеспечив себе лидерство в гонке и отрыв от ближайшего соперника 5,5 секунды. А соперником этим неожиданно стал Теему Сунинен из «фордовской» дружины M-Sport: финский пилот умело распорядился своей невысокой стартовой позицией, одержал победу на СУ3 и вышел на второе место.

К дневной секции на спецучастках появилась глубокая колея, и Тянак сбросил темп, пропустив вперед и Сунинена, и перехватившего лидерство Яри-Матти Латвалу. Надолго финского гонщика Тойоты, впрочем, не хватило: на СУ6 Сунинен пополнил список своих побед на мировых спецучастках и вырвался вперед. В попытке догнать соотечественника Латвала допустил ошибку в темноте на заключительном допе дня, засадив свой 380-сильный Yaris WRC в сугроб и сойдя с дистанции. Там же не повезло и Сунинену: на его Фиесте сорвало с капота «люстру», и Теему был вынужден доезжать спецучасток почти вслепую, из-за чего его преимущество перед Тянаком сократилось до двух секунд.

Тьерри Невиллю не удалось повторить свой прошлогодний скандинавский успех

А еще пятница неожиданно вывела из борьбы Себастьена Ожье. Победитель ралли Монте-Карло уходил на спецучастки первым и терял время из-за дорожных условий: при плюсовой температуре на допах было очень скользко. Ну а на СУ6 француз все же оступился и вылетел с трассы, зарыв свой C3 WRC в снег. Болельщиков поблизости не оказалось (экипажу удалось разыскать помощников только в километре от этого места), и на возвращение машины на дорогу понадобилось слишком много времени. В итоге Себ сошел с дистанции. А вот его партнеру по команде Citroen Эсапекке Лаппи в схожей ситуации по-настоящему повезло: на СУ5 он перебрал со скоростью на входе в поворот и почти перевернул свой автомобиль. К счастью для финна, «цэ-третий» встал обратно на колеса, и Эсапекка продолжил путь, отделавшись потерей времени и переднего сплиттера.

Сошел с дистанции в пятницу и двукратный чемпион мира Маркус Гронхольм, вернувшийся за руль для того, чтобы отметить свой полувековой юбилей. Пятикратный победитель ралли Швеция, стартовавший на хэтчбеке Toyota Yaris WRC, начал гонку с того, что повредил рулевое управление на СУ1, — и, несмотря на это, показал восьмое время! Затем финн развернул машину и вывалился за пределы зачетной десятки, на СУ3 потерял еще больше времени из-за визита в сугроб, а завершил пятничный «перформанс» аварией на четвертом спецучастке. Ожидавшейся многими борьбы Гронхольма с выступающим тут же в составе команды Hyundai Себастьеном Лёбом не вышло: француз ехал не слишком уверенно, но тем не менее закончил первый день на шестом месте.

Гонка в Карлстаде оказалась для 51-летнего Маркуса Гронхольма насыщенной событиями... и теперь уже точно последней в карьере

События субботы предрешили исход гонки в части, касающейся победителя: на первом же спецучастке Отт Тянак отобрал у Теему Сунинена лидерство и первой позиции из рук больше не выпустил. Что же до финского пилота команды M-Sport, то он практически сразу же выбыл из борьбы за высокий результат, потеряв время из-за вылета в сугроб, а на дневной секции врезался в дерево, повредил каркас безопасности и сошел.

В отсутствие Сунинена ближайшие соперники Тянака сосредоточились на борьбе за серебро. Лучше остальных в этом деле проявил себя Лаппи: пилот Ситроена, едва не «разложивший» свой автомобиль в пятницу, в субботу действовал не в пример эффективнее и регулярно привозил на спецучастках результат в тройке лучших. В итоге финну удалось сократить отставание от лидера, выбравшись на вторую позицию, которую он перед стартом финального дня делил с Андреасом Миккельсеном из Hyundai. Ну а утром воскресенья Эсапекка оторвался от «соседа», защитив серебро и от атак норвежца, и от нападок выбравшегося затем на третью строчку Невилля.

Эсапекка Лаппи полностью реабилитировался после баранки на ралли Монте-Карло, поднявшись на вторую ступень пьедестала

Тянак же уверенно довел дело до конца и одержал первую победу на снежном этапе чемпионата мира. Причем гонку 31-летний эстонец завершил с чемпионским размахом, выиграв финальный PowerStage и заработав максимальное количество баллов. Второе время на этом допе досталось Невиллю, а оставшиеся бонусные очки поделили между собой Элфин Эванс, Ожье и Лаппи.

После гонки в Швеции Отт Тянак впервые возглавил чемпионат мира. А еще эстонец теперь может похвастать победами на всех типах покрытия — асфальте, гравии и снегу!

К слову, именно Эванс стал в итоге самым успешным пилотом команды M-Sport в Швеции. Подобно Сунинену, в первый день ралли валлиец выиграл два спецучастка, добавив к этому победу на предпоследнем допе, — и в результате остановился в шаге от подиума. Ну а выступление Сунинена, несмотря на субботний сход и последующий доезд до финиша по системе Rally 2, позволило команде заработать 16 очков в зачете производителей и немного воспрянуть духом: похоже, в британском коллективе после ухода Ожье все же нашелся пилот, способный бороться за победы...

Теему Сунинен стал первым после Себастьена Ожье пилотом команды M-Sport, сумевшим возглавить гонку — пусть и всего на три спецучастка

Вторую гонку подряд почти никак не напоминал о себе Себастьен Лёб. С самого старта француз расположился в хвосте зачетной десятки, эпизодически жалуясь на слишком медленную стенограмму. Ну а последние два дня гонки Себ провел в безуспешной борьбе с тойотовцем Крисом Миком, который без видимых усилий уехал от девятикратного чемпиона мира, оставив того на седьмом месте. «С этим постоянным изучением онбордов современные пилоты заучивают спецучастки наизусть, — признался после гонки Лёб. — Ралли таким образом превращается в кольцо, места для импровизации не остается — а я так работать не привык...»

Себастьен Лёб пока не очень-то помогает своему новому коллективу: француз финишировал только седьмым

В немногочисленном зачете WRC 2 Pro первенствовал Мадс Остберг. Быть может, норвежский раллист, пересевший в этом году на Citroen C3 R5 (найти с которым общий язык Мадс так пока и не сумел), был не самым быстрым среди «профессионалов» на 280-сильной технике, но точно оказался самым надежным. Его основные соперники — финские представители заводской Шкоды Калле Рованпера и Эрик Пиетаринен — закопали свои Фабии в снегу на СУ3 (причем Калле повторил этот номер и в субботу!), ну а уехать от британского пилота M-Sport Гаса Гринсмита опытному Остбергу труда не составило. Итог — победа с трехминутным преимуществом перед Рованперой.

Второй этап подряд Крис Мик выступает на удивление стабильно. В Карлстаде уроженец Северной Ирландии получил традиционную награду за самый длинный прыжок с трамплина Colin's Crest — 41 метр!

Российские же болельщики в этот раз с интересом наблюдали за событиями в «частном» зачете WRC 2, ведь в Швеции на этапе чемпионата мира дебютировал победитель юниорского первенства Европы Николай Грязин. В новых для себя условиях россиянин старался не рисковать, но даже в «спокойном» темпе он с ходу обосновался на восьмой позиции, которая под занавес гонки превратилась в пятую. Не помешал Николаю даже инцидент на финальном спецучастке, где москвич ударился о камень и повредил подвеску своей Фабии. В итоге Грязин финишировал в 18 секундах позади шведа Эмиля Бергквиста на Фиесте R5. Ну а первые три позиции в WRC 2 оккупировали другие представители Северной Европы на новеньких хэтчбеках Volkswagen Polo GTI R5: Оле-Христиан Вейбю, Эмиль Линдхольм и двукратный чемпион мира по ралли-кроссу Юхан Кристофферссон.

Дебют Николая Грязина и Ярослава Федорова на мировых трассах завершился достойным пятым местом в зачете WRC 2 среди 15 финишировавших экипажей

Первый этап юниорского чемпионата мира, который с этого года разыгрывается на новых 200-сильных хэтчбеках Ford Fiesta R2T, выиграл швед Том Кристенссон, на полторы минуты опередивший Роланда Поома из Эстонии. Третье место досталось Яну Солансу: испанец отстал от победителя уже на четыре минуты. 

После финиша на четвертой позиции Андреас Миккельсен был отстранен от старта на асфальтовом ралли Тур де Корс, где его место займет Дани Сордо

Всего через две недели участники чемпионата мира выйдут на старт высокогорного ралли Мексика. Мы на какое-то время расстанемся с Лёбом, которого в Северной Америке будет «подменять» испанец Дани Сордо. Ну а Отт Тянак будет впервые в карьере открывать этап чемпионата мира, чему заранее рады его главные соперники в споре за золото — Тьерри Невилль и Себастьен Ожье...

Rally Sweden
Чемпионат мира, 2-й этап
Карлстад (Швеция), 14—17 февраля
Общая длина трассы — 1466,46 км, состоялось 19 СУ — 316,80 км
Стартовал 61 экипаж, классифицировано 55
Абсолютный зачет

Место Экипаж Страна Автомобиль Время
1 О. Тянак/М. Ярвеоя Эстония Toyota Yaris WRC 2:47.30,0
2 Э. Лаппи/Я. Ферм Финляндия Citroеn C3 WRC +53,7
3 Т. Невилль/Н. Жильсуль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC +56,7
4 А. Миккельсен/А. Егер Норвегия Hyundai i20 Coupe WRC +1.05,4
5 Э. Эванс/С. Мартин Великобритания Ford Fiesta WRC +1.08,2
6 К. Мик/С. Маршалл Великобритания Toyota Yaris WRC +1.38,8
7 С. Лёб/Д. Элена Франция/Монако Hyundai i20 Coupe WRC +1.49,7
8 П. Тидеманд/О. Флоэне Швеция/Норвегия Ford Fiesta WRC +3.37,7
9 О.-Х. Вейбю/Й. Андерссон Норвегия/Швеция Volkswagen Polo GTI R5 +6.34,0
10 Я. Туохино/М. Марккула Финляндия Ford Fiesta WRC +8.21,4
       
15 Н. Грязин/Я. Федоров Россия Skoda Fabia R5 +9.38,4

Положение в чемпионате мира среди пилотов

Место Пилот Страна Автомобиль Очки
1 Отт Тянак Эстония Toyota Yaris WRC 47
2 Тьерри Невилль Бельгия Hyundai i20 Coupe WRC 40
3 Себастьен Ожье Франция Citroеn C3 WRC 31
4 Крис Мик Великобритания Toyota Yaris WRC 21
5 Эсапекка Лаппи Финляндия Citroеn C3 WRC 19
6 Себастьен Лёб Франция Hyundai i20 Coupe WRC 18
7 Элфин Эванс Великобритания Ford Fiesta WRC 13
8 Андреас Миккельсен Норвегия Hyundai i20 Coupe WRC 12
9 Яри-Матти Латвала Финляндия Toyota Yaris WRC 10
10 Гас Гринсмит Великобритания Ford Fiesta R5 6

Положение в чемпионате мира среди команд

Место Команда Очки
1 Toyota GAZOO Racing World Rally Team 58
2 Hyundai Shell Mobis World Rally Team 57
3 Citroеn Total World Rally Team 47
4 M-Sport Ford World Rally Team 30

Рекомендованные статьи