Мировой ралли-кросс в Абу-Даби: новые трассы, новые звезды, новый чемпион!

Мировой ралли-кросс в Абу-Даби: новые трассы, новые звезды, новый чемпион!
Автоспорт | 8 апреля 2019
Фото: fiaworldrallycross.com | команды-участницы

В этом году чемпионат мира по ралли-кроссу стартовал раньше, чем обычно, — в начале апреля. А самое главное — без привычных заводских машин во главе пелотона: после ухода из серии фирменных команд Volkswagen, Audi и Peugeot за золото наконец-то смогли побороться частники! Ареной первой встречи участников обновленного чемпионата стал эмират Абу-Даби — и абсолютно новая трасса, вписанная в автодром Яс-Марина, на котором проходят в том числе и гонки Формулы-1. При этом в ОАЭ практически не было грунтовых участков в прямом понимании этого слова — просто около трети асфальтовой дорожки было засыпано где-то толстым, а где-то и не очень слоем грунта и песка.

Среди участников гонок на 600-сильных полноприводных суперкарах теперь нет ни самого титулованного раллиста современности Себастьена Лёба, ни одного из трех чемпионов мира по ралли-кроссу — Петтера Сольберга, Маттиаса Экстрёма и Юхана Кристофферсона. Правда, Экстрём покинул серию только в качестве гонщика, сосредоточившись на роли менеджера команды. Зато в списке полутора десятков постоянных участников чемпионата появилось немало новых имен, среди которых особо стоит отметить 19-летнего литовца Рокаса Бацюшку, который в сезоне-2018 вырвал победу в «переднеприводном» чемпионате Европы у россиянина Айдара Нуриева. Среди перспективных новичков есть и еще два победителя первенства Старого Света — это венгр Кристиан Сабо, который в 2013 году выиграл чемпионат Европы по автокроссу на багги, и латыш Рейнис Нитишс, который в минувшем сезоне оказался сильнейшим в состязаниях на ралли-кроссовых суперкарах.

В стартовой гонке сезона участвовали суперкары марок Renault, Peugeot, Audi, Hyundai, Ford, Seat, Skoda. И ни одного чемпионского Фольксвагена!

Кто поспорит за золото? Наверняка в группе лидеров будут оставшиеся в строю экс-заводчане, шведские братья Хансены и норвежец Андреаса Баккеруд, а также лучший из частников прошлого сезона, 22-летний финн Никлас Гронхольм. Должен подняться в табели о рангах и наш Тимур Тимерзянов: шансы на попадание в финал для 32-летнего пилота из Казани в отсутствие трех «марочных» команд тоже заметно возросли. Впрочем, знание трасс наверняка сможет помочь опытным пилотам лишь в следующих гонках. А в Абу-Даби всем — как новичкам, так и бывалым участникам чемпионата мира — приходилось искать идеальные траектории с чистого листа.

16 постоянных участников чемпионата мира. Тимур Тимерзянов — третий справа в нижнем ряду

Несмотря на ранний старт сезона, в этот раз в календаре лишь десять этапов против 12 в прошлом году — сделано это в том числе и для сокращения расходов участников. Лишились мирового ралли-кросса зрители в Португалии, США и Германии. А из новых трасс стоит отметить не только Абу-Даби, но и легендарный автодром в Спа, где отныне будет проходить бельгийский этап мирового первенства.

Все фавориты чемпионата — братья Хансены, Никлас Гронхольм и Андреас Баккеруд — на одном снимке

Первая драма нового сезона разыгралась в третьей из четырех серий квалификаций. На выходе из «джокера» (дополнительной петли трассы, в которую пилот обязан заехать по ходу каждого заезда) Audi S1 Андреаса Баккеруда протаранила Peugeot 208 лидера соревнований, Тимми Хансена! От сильного удара на машине шведа оказался поврежден каркас безопасности — и в дальнейших заездах он принять участие уже не смог. Не прошел в полуфинальную стадию и Баккеруд: судьи дисквалифицировали норвежца в этом «хите», и он не набрал достаточного количества очков, чтобы пробиться в число 12 сильнейших. Вот так в одно мгновение гонка в Абу-Даби лишилась сразу двух потенциальных победителей…

На первом этапе сезона пилоты на Peugeot 208 выиграли все четыре квалификации

Так или иначе, в первом полуфинале от старта до финиша доминировал 20-летний Кевин Хансен, а вторым отмашку клетчатым флагом получил Seat немца Тимо Шайдера, который переключился на ралли-кросс с кольцевых гонок в серии DTM. Тут тоже не обошлось без драматических событий: подскочив на поребрике, Hyundai i20 Рейниса Нитишса отправился в полет и приземлился на крышу хэтчбека Renault Megane RS двукратного чемпиона Европы по ралли-кроссу Антона Марклунда!

В итоге за бортом финала оказался и прибалт, и скандинав, а единственную оставшуюся путевку в решающий заезд прибрал к рукам британец Лиам Доран, сумевший опередить Тимура Тимерзянова. Увы, после того, как машина Нитишса приземлилась аккурат перед автомобилем россиянина, он был вынужден тормозить и менять траекторию. И именно этих потерянных мгновений Тимуру не хватило в концовке гонки, чтобы переиграть соперника с берегов Туманного Альбиона…

Интересно, с какой попытки Тимуру Тимерзянову удастся в этом сезоне пробиться в финал?

Во втором полуфинале с первой позиции стартовал партнер Тимерзянова по команде GRX Taneco Никлас Гронхольм. Несмотря на откат в начале гонки на последнее место, финн по ходу заезда сумел наверстать упущенное и пересек финишную черту раньше всех. Ну а последними участниками финала стали латыш Янис Бауманис на Фиесте и венгр Кристиан Сабо на Audi S1.

Кевин Хансен захватывает лидерство на старте финала, который впервые в истории чемпионата мира по ралли-кроссу проходил при искусственном освещении

Судьбу золота в Абу-Даби решили победители «полушек»: со старта Кевин Хансен и Никлас Гронхольм начали отрываться от остальных участников. На четвертом круге финн, висевший на хвосте у шведа, жестко атаковал соперника, почти развернув Peugeot 208. В результате Кевин откатился на вторую позицию, а Никлас первым пересек финишный створ. Однако судьи наказали Гронхольма за грубость, выписав ему трехсекундный штраф, — и в итоге победителем гонки был провозглашен все-таки Хансен. Замкнул тройку призеров Лиам Доран на Audi, который ныне вместе с Андреасом Баккерудом представляет команду с грозным названием Monster Energy RX Cartel.

Кевин Хансен: счет победам на этапах чемпионата мира открыт!

Первый этап обновленного чемпионата показал, что благодаря уходу заводских команд и появлению новых пилотов борьба на трассе стала более плотной, а немалое количество ошибок и последовавших за ними «крашей» сделали гонки еще зрелищнее. Нет сомнений, что этот сезон подарит любителям мирового ралли-кросса еще много красивых гонок, а его лидеры, скорее всего, будут сражаться за чемпионство до самого последнего этапа, который пройдет в ноябре в Южной Африке.

Чемпионат мира по ралли-кроссу
Положение после первого этапа

Место Гонщик Страна Автомобиль Очки
1 Кевин Хансен Швеция Peugeot 208 30
2 Никлас Гронхольм Финляндия Hyundai i20 26
3 Янис Бауманис Латвия Ford Fiesta Mk7 20
4 Тимо Шайдер Германия Seat Ibiza 20
5 Кристиан Сабо Венгрия Audi S1 Quattro 18
6 Антон Марклунд Швеция Renault Megane RS 14
7 Лиам Доран Великобритания Audi S1 Quattro 14
8 Тимур Тимерзянов Россия Hyundai i20 13
9 Рокас Бацюшка Литва Skoda Fabia 10
10 Герлен Шишери Франция Renault Megane RS 10

Календарь чемпионата мира по ралли-кроссу 2019 года

Даты Страна Трасса
5—6 апреля ОАЭ Яс-Марина
27—28 апреля Испания Барселона
11—12 мая Бельгия Спа
25—26 мая Великобритания Сильверстоун
15—16 июня Норвегия Хелл
6—7 июля Швеция Хольес
3—4 августа Канада Труа-Ривьер
31 августа — 1 сентября Франция Лоэак
14—15 сентября Латвия Бикерниеки
9—10 ноября ЮАР Килларни

Рекомендованные статьи