Путешествие в Румынию на родстерах Mazda MX-5. Часть первая: дорога

Фото: Дмитрий Питерский

Многие из вас были в Румынии? А на родстерах? Государство, про которое обычно говорят, что там, кажется, был Дракула, точно был Чаушеску и вроде бы хватает цыган. А еще в этой стране находится одна из лучших драйверских дорог в мире — знаменитый Трансфагараш. Плюс примерно миллион поворотов на остальных серпантинах Карпатских гор, где минимум трафика, туристов и полиции. Вылезать из-за руля мне не хотелось абсолютно. Это ли не счастье?

Цель поездки была по-настоящему бензиноголовая: только дороги. Чем больше кривых и перепадов высот, тем лучше. А если там еще и относительно безлюдно — вообще отлично. Регион летнего путешествия нашелся под эти запросы. Европейские горы наверняка успел посетить каждый, на своих или арендных автомобилях. Но опрос друзей показал, что побывать там, где десять лет назад парни из Top Gear снимали серию про лучшую дорогу для водителя, как-то никто и не успел. Именно этого результата я и ожидал, придумывая концепцию маршрута.

Румыния. Какая-то местность со странным на слух названием. А если вот так — Romania? Уже лучше? Теперь осколок Римской империи, а не непонятный регион. В наличии интересные города, пара соляных пещер на выбор для ознакомления и кое-что еще. Несколько вечеров за сбором информации — и прямо-таки хочется посмотреть на все это вживую.

Поэтому — едем в Румынию, покорять Трансфагараш, Трансальпину и другие горные перевалы. С идеей жить в деревнях, чтобы добавить колорита, используя гостиницы лишь на перегонах — там, где не требуется ничего, кроме восстановления сил. В этот раз — без причесанных альпийских Гроссглокнеров и Стельвио: в Польше мы свернем на юг и поедем на Балканы. Вперед! Разрываться между рулем и фотоаппаратом.

Выбор коня и подготовка

Путь в страну Дракулы планировался специально под Мазду MX-5 (она же Miata). Там, где поворот идет за поворотом, и пригодится легкий автомобиль с механической коробкой передач и возможностью убрать крышу, чтобы загорать не выходя из салона. Ну а самая простая и надежная конструкция (в наступивший век одноразовых телевизоров на колесах) обеспечит возможность наслаждаться только управлением, не отвлекаясь на форс-мажоры.

У меня уже было две Миаты, да совсем не те: одна с автоматической трансмиссией, а вторая — громкая турбированная ракета с хорошим аппетитом. Поехать на первой означало бы потерю части радости из-за отсутствующей третьей педали, а на второй был шанс приобрести нервный тик от керамического сцепления и разориться на топливе. Не вариант. Поэтому одновременно с поиском единомышленников и прокладкой маршрута я искал нужную машину — с механической коробкой, после рестайлинга 2008 года. Ура, практически за месяц до старта такая нашлась!

Компанию мне и моей машине после брошенного клича составили такие же безумцы. Одна МX-5 была без тюнинга, плюс пара машин помощнее: компрессорная и турбированная с младшим мотором 1.8 вместо 2.0 на остальных. Набралось на целый сравнительный тест! Вот и проверим, как они поведут себя на дорогах. Вместе с родстерами поехали два хэтчбека Audi А1. Преимущественно женским экипажам досталась важнейшая миссия — везти все вещи, что не поместились в Мазды. Например, докатки: у Миаты с завода только набор с герметиком. Однако коллективный разум нашел решение: докатка от Мазды 6 второго поколения (125/70 R16) встает как родная. Она даже влезает в багажник, если больше ее пристроить не к кому.

Нужды в специальной подготовке для путешествия не было. Мы провели ТО, купили гринкарты, взяли рации и онлайн оплатили дорожные виньетки для нужных стран. Для посещения Румынии россиянам нужна либо румынская национальная виза, либо любая шенгенская мультивиза: хоть страна и не входит в шенгенскую зону, такой вариант возможен. Кроме паспорта и медстраховки каждый из нас взял с собой второй ключ и отдал его товарищу в соседнюю машину — чтобы исключить ситуации с внезапным запиранием ключа в автомобиле, как иногда случается.

Не забываем о световозвращающих жилетах — первый раз я их так активно использовал именно в этой поездке.

Дорога из Москвы до границы с Румынией примерно 1900 км через Белоруссию. До Трансфагараша и всех интересных мест уже 2200 км. Итого 4500 км только туда и обратно. Ну а на месте — как сложится, в зависимости от свободного времени и возможностей. Я нарисовал примерную нить маршрута через интересующие места и обозначил место только первых двух ночевок. Дальше решил довериться духу приключений.

Россия — Белоруссия

Первый день: выезд с рассветом и 1100 километров впереди

Пока коллега Юрий Ветров готовил свой Тигуан к поездке в Хорватию, группа автомобилей, не оснащенных экорежимом, в четыре часа утра собирается на месте старта, чтобы к вечеру успеть в польский отель, рекомендованный Растегаевым и Моховым. Вместо просмотра финальных матчей чемпионата мира одиннадцать человек на пяти автомобилях едут из Москвы до Словакии, а один экипаж направляется туда из Марселя с планируемой встречей вечером через два дня, чтобы дальше вместе повернуть на юг к Румынии. Рекорд по удаленности от места старта принадлежит человеку, прилетевшему аж из Хабаровска, чтобы поучаствовать в этом приключении.

Дорога по России — это 90-60-90. Но с приличным покрытием и главное — с двумя полосами в каждую сторону, что сильно облегчает обгоны фур группой. Едем по правилам, стараемся держать хорошую среднюю скорость без превышений. Из-за этого программы, обозначающие камеры, в этот раз были не нужны. Все равно от своих же не уедешь. Проще не делать никаких лишних пауз, ну а если отстал — догоняй.

Не удалось удержаться от встречи с друзьями в Минске, поэтому плюсуем к пути еще четыре часа. Зато обед был по-настоящему классный! Жаль только, что ресторан захотел наличных и упорно скрывал работающий терминал для карт. Пришлось побегать на жаре по улице в поисках банкомата с местной валютой

Трасса в Белоруссии, по которой я уже давно не ездил, в этот раз меня неприятно удивила. Плохое покрытие сразу бросается в глаза после выезда из России. Зато бонусом — разрешенная скорость 120 вместо наших 90. Вроде бы и штрафы присылают с цветной фотографией — не знаю, не проверили. Отсюда, как и из других стран, никто ничего не получил. Проезд по Белоруссии бесплатный для легковых машин стран ЕАЭС.

Пока еще чистые автомобили. Впереди нас ждали не самые стерильные дороги других стран и нехватка времени на мойки. Интересный факт: цены на всех белорусских заправках строго одинаковые

Большая очередь на границе с Польшей, быстрый проход (в машине размером со спичечный коробок и показать-то пограничнику нечего), и в полночь вся группа устало желает друг другу спокойной ночи. Длинный день! Расход топлива по трассе — чуть менее семи литров у атмосферников и около восьми у компрессорной машины. Ну а бензин в Белоруссии в этот раз даже чуточку дешевле, чем у нас. Скинуть примерно литр с трассового расхода можно было бы ездой с закрытой крышей. А так приходится расплачиваться за ухудшенную аэродинамику.

Польша — Словакия

540 километров двухполосок

Второй день проще и сложнее одновременно. Вместо долгих монотонных перегонов на круиз-контроле теперь тесные польские дороги с городами и фурами. Суточный километраж меньше, время в пути — больше. На запад магистрали есть, но мы-то едем южнее. Платных дорог в этой части нашего пути не было. Цель этого дня — проехать Польшу и остановиться в Словакии близ города Врбов, где следующим утром запланировано посещение термального аквапарка как бонус за двухдневный монотонный перегон.

На очередной остановке в Польше одна из наших Audi А1 отказывается заводиться. По всем симптомам у машины потерялась связь ключа с «мозгами». Немножко потрепав нам нервы, неприятность самоустраняется столь же неожиданно, как и появилась, став поводом для шуток про надежность в радиоэфире.

Рельеф местности при въезде в Словакию радует глаз. Небольшие, но уже холмы и повороты! Именно там нас наконец настигла эйфория предстоящего приключения. Очаровательная страна, с востока упирающаяся в Украину, а с запада в Австрию. Нет, она совсем не похожа на Словакию из фильма «Евротур». Мне тут точно нравится. Кстати, чтобы ездить по магистралям в Словакии понадобится купить онлайн виньетку. Ночью к нам присоединился марсельский экипаж на Миате с турбомотором 1.8.

Словакия — Венгрия — Румыния

Посещение с утра Thermal Park Vrbov прибавило сил подуставшим путникам для последнего перегона до Румынии. Следовало сделать самый скучный марш-бросок через Венгрию. Задача на день — 500 километров, но успели мы проехать всего 360

В Словакии заезжаем в замок Спишский град. Он болтался на карте в списке интересных точек для возможного посещения и вдруг возник по пути прямо перед нами.

На холме высотой метров двести около трассы D1 находится довольно приличных размеров Спишский замок, окруженный тридцатиметровыми стенами. Вход стоит восемь евро. В отличие от многих новодельных туристических мест, эта сгоревшая в 1780 году крепость укомплектована правильными, настоящими развалинами. А с башни открывается замечательный вид. Только аккуратнее: с лестниц в каменных башнях можно легко ускользить вниз — один из нас вошел в Спишский град, а приехал в гард. Первая кровь, еще не доезжая Трансильвании!

Потратив полдня на созерцательные и водяные развлечения, пытаемся вписаться в уплывший график. Едем по югу Словакии до Венгрии. Прошел сильный, но быстрый дождь, солнце испаряет влагу, пробиваясь яркими лучами сквозь ветки в лесах близ города Кошице. Красота! И вдруг коварный мокрый поворот и небольшая ошибка отправляют недавно к нам присоединившийся экипаж турбородстера отдыхать чуть ниже уровня асфальта.

Местные сразу помогают вызвать эвакуатор, а я мчусь в ближайший город за едой для внезапного пикника на обочине. Немного возни с лебедкой, 75 евро и несколько ударов молотком возвращают автомобиль в строй. С момента начала платной парковки в овраге до команды «на старт» в рациях проходит ровно два часа и ни минутой больше. Деформированные бамперы полностью сядут на свои места через пару дней, когда в Румынии будет +30 на термометре. Останется лишь немного шрамов на кузове.

В каком же красивом месте приземлился! Инцидент в Словакии разрешился быстро, без нервов и с улыбкой. Из потерь — только время

Въезжаем в Венгрию — хорошая дорога сразу заканчивается, вокруг пропадает цивилизация. Тут же стремительно темнеет, как в кино. Через некоторое время появился нормальный асфальт, но ощущение, будто мы попали в небольшую пустошь посреди Европы, не ушло. Эта часть нашей дороги не запомнилась ничем, кроме АЗС посередине очередного «ничто», на которую мы чудом успели к закрытию буквально на последних парах бензина. Ситуация с платными дорогами — как в Словакии: нужно покупать виньетку.

Собирать точную информацию о всех ценах на топливо, обедах и среднем угаре масла, конечно же, не было нашей основной целью. Не за тем едем! Масло проверяли, и, если оно есть, уже хорошо. Тех, кто осмелился бы предложить провести капельный тест, я бы так и оставил посреди венгерских просторов.

К границе подъезжаем уже в полночь. Румыния хоть и состоит в Евросоюзе, но не входит в шенгенскую зону (однако принимает их визы!). Поэтому граница настоящая, стоят люди в форме, а не европейские дорожные знаки с обозначением того, что вы покинули очередную страну и въехали в другую. Полчаса ожидания, стандартные вопросы — и в конце пожелание удачи на дорогах от полицейских, узнавших, куда мы едем.

Добро пожаловать в Румынию! Практически сразу останавливаемся в приграничном городе Орадя. До планируемого первоначально пункта назначения, города Клуж, ехать уже нет сил — это еще 150 километров или… часа три по-румынски.

Румыния

Попав сюда, расчетам времени на маршрут можно не верить. Ни одна из навигационных программ и понятия не имеет о гужевых повозках, коровах и прочих своеобразных участниках местного дорожного движения. Сначала кажется, что вся Румыния состоит из двухполосных дорог сквозь деревни. И это в целом правда. Еще недавно протяженность автострад в стране составляла всего 200 километров — это участок от столицы, Бухареста, до прибрежной Констанцы. А сейчас — целых 700! Но их строят — и это радует. Мы несколько раз на своем пути встречали закрытые и почти готовые к сдаче скоростные магистрали.

Купить онлайн виньетку для оплаты дорог нужно обязательно, на один месяц она стоит семь евро. За этим смотрят камеры в разных местах, и мне показалось, что контроль за оплатой дорог у них важнее, чем контроль скорости. Нам же надо пересечь по диагонали полстраны. Все самое нужное и интересное — ближе к центру или даже к юго-востоку.

С утра моем машины и, выехав из Оради, почти сразу проезжем сквозь колоритную цыганскую деревню. Неужели? Стоит только попасть в Румынию — и прям так сразу? Вот они, цыганские замки! Абсолютно безумные, кичливые, пестрые и абсурдные безумства.

Форма домов объясняется просто: они должны быть максимально огромны внешне, даже если внутри будет один сплошной зал на четыре этажа и пустота. Поэтому здания в любом случае представляют собой максимально раздутые коробки с башнями. Если дворец занимает собой всю площадь участка и стоит максимально близко к другим домам, вообще замечательно. Жить в нем необязательно, вполне сгодится палатка на заднем дворе. Название места напишу, чтобы вы могли самостоятельно ознакомиться с местностью на гугл-картах: Huedin. Без шуток.

Нет, не все так плохо! Это был единственный подобный городок на всем нашем пути, да и его, кажется, уже сносят. Местные говорят, что цыган они не любят и в стране их немного. Примерно полтора процента, если верить подсчетам. А остатки таких не совсем законных Беверли-Хиллзов уже уничтожают. Один из стереотипов, связанных с этой страной, пал. Кажется, вместе с надеждой найти следы Дракулы. Хапнув понтов и колорита выше сложенных крыш, едем дальше. Попутно радуемся упавшему темпу езды.

Заезжаем в город Клуж-Напока, он же просто Клуж, он же бывший Клаузенбург. Тут мы могли оказаться вчера, да не сложилось. Крупный по румынским меркам город с историей. Старый район похож и на Германию, и на Италию одновременно. Погуляв примерно час, понимаем, что вынуждены уехать, чтобы не выбиться из графика и вовремя завершить маршрут «туда». Нас уже ждут близ города Сибиу, где будет расположена наша база на ближайшие несколько дней. Под вечер нам везет — и часть перегона пролетаем по автобану А1, который словно взяли и перенесли из какой-нибудь Испании, настолько он быстрый и гладкий.

После захода солнца, пробираясь среди брошенного транспорта и бродящих по улицам безлюдной ночной деревни лошадей, наш караван находит свой арендованный дом.

Похожий по смыслу на жилье Доминика Торетто из «Форсажа», он встречает нас безмолвным смотрителем, высоким забором и территорией, где соседствуют топор для разделки туш и огромная печь, напоминающая крематорий. Кажется, мы попали туда, куда хотели! Хоть и жутковато, однако это часть идеологии путешествия — аренда жилья в глубинке у местных жителей. Дорога без покрытия, конечно, промах, ведь машинки у нас низкие и не любят плохих поверхностей, но переживем.

Это последний дом в тупике, и вокруг нет примерно… ничего. На территории хватает места поставить все автомобили — и, если закрыть за собой ворота, кажется, можно выдержать долгую осаду.

Мы доехали. Не без приключений, но иначе и скучно совсем. Впереди день отдыха — и то, ради чего мы здесь, будет вот уже совсем скоро: начало Трансфагарашского шоссе в 30 минутах езды отсюда. Об этом и других интересных местах — в следующей части.

Часть вторая

Рекомендованные статьи