Путешествие в Румынию на родстерах Mazda MX-5. Часть вторая: Трансфагараш

Фото: Артем Данилов | Дмитрий Питерский | Михалис Овчинников | Сергей Крылов

Часть первая здесь.

В этом путешествии дороги для нас были не средством, а целью. И вот она — пожалуй, самая знаменитая трасса Восточной Европы. Ей посвящена целая серия шоу Top Gear, где Кларксон, Мэй и Хаммонд называют Трансфагараш лучшей в мире дорогой. Именно благодаря им я и решил сюда поехать. Изменилось ли что-нибудь со времен съемок? Оправдает ли дорога повышенные ожидания? Могу ли я ставить под сомнения слова той троицы?

После 1968 года румынский лидер Николае Чаушеску приказал построить дорогу через горы, делившие страну примерно пополам. Строительство начала армия, потом к ней присоединились наемные рабочие из местных жителей. Есть официальная информация о 40 погибших (неофициально — сотни человек) и использовании 6520 тонн взрывчатки.

Эти строки кочуют из одного отчета о Трансфагараше в другой как под копирку. Наверняка каждый, кто хоть немного интересовался историей этого места, видел подобные данные. Однако даже на официальном сайте румынским по белому написано, что через три года после начала строительства планы поменялись. Вместо однополосной военной дороги теперь строили туристическую двухполоску под планировавшийся район зимних курортов. По мне, этот вариант логичнее и больше похож на правду, хотя и не снимает всех вопросов о назначении дороги.

Но одно дело сто раз прочитать, и другое — побывать самому. За этим мы и приехали сюда, в Трансильванию. Для посещения перевала наша команда выделила два дня. Первый — туманный и мокрый будний, в который мы больше упражнялись в вождениии, второй — солнечный выходной, когда и сделано большинство показанных ниже фотографий. Последовательность оказалась удачной: можно сравнить количество трафика и разные условия.

Просыпаться лучше рано и быть на перевале к семи—восьми утра, чтобы не толкаться с теми, кто приехал сюда только поглазеть. Это важный момент, если ваша цель — хорошо покататься, а не стоять в пробках на крутых подъемах.

Рано утром в сильный дождь наш дворецкий молча открывает ворота. Он не говорит по-английски, а просто появляется, как призрак, из ниоткуда, когда что-то нужно. В его глазах читается и без перевода: вы, ребята, наверное, головой ударились. С надеждой на перемену погоды и хоть какую-нибудь видимость выезжаем из Сибиу в сторону Картишоары, где начинается шоссе 7C, или Трансфагараш.

И там прямо на перекрестке находится АЗС Лукойл — очень удачно, ведь дальше заправок не будет. Прямо-таки местный аналог знаменитой Shell/Eni у австрийского озера Вёртерзее, где собирается толпа зрителей на GTI-фестах. Рекомендую заливать под пробку, если вы хотите несколько раз прокатиться вверх-вниз, не съезжая в цивилизацию. Либо прихватить с собой канистру. Кстати, поймал себя на мысли, что психологически непросто заправляться на Лукойле, отдавая по 90 рублей за литр. А может, стоит уже привыкать, кто знает.

Пожалуйста, полный бак, хорошее настроение — и поехали!

Весь перевал я бы условно разделил на три участка с разной шириной дороги, интенсивностью поворотов, состоянием покрытия, наличием леса и трафика.

Первый отрезок с севера — это интенсивный подъем длиной 16 километров через лес до долины в горах. В ранний час тут почти никого. Повороты не просматриваются, вокруг лес, а сейчас еще и местами туман. Покрытие скользкое, а нам и хорошо: интереснее раза в два, да и шины целее будут. Дорога — только удовольствие!

Первая левая шпилька сразу дает понять, что скучная равнина кончилась, дальше будет только интереснее. Всего впереди ждет около 700 (простите, точно не считал) поворотов разной кривизны. Маленькая легкая Mazda МX-5 как продолжение водителя начинает раскрываться в своей стихии. Наконец-то мы не едем по бесконечной прямой на круизе, а находимся там, где и должны использоваться автомобили, подобные нашим. Мокрый асфальт позволяет при желании даже атмосферным «чахликам» прописывать кормой ровные дуги без лишних усилий.

Крены стандартной подвески на машине коллеги забавляли меня каждый день. Зато комфортно и универсально для таких путешествий

Первая, вторая, третья, перегазовка, вторая, улыбка! Правая рука щелкает рычагом, и делать это нужно часто. Примерно каждые 200 метров — поворот. Честно говоря, после четырех дней на шоссе отвык от такого количества переключений. На сильных подъемах атмосферного мотора не хватает, но мы ведь не на Нюрбургринге ставим рекорды и за секундами никто не гонится. А уж когда помчимся вниз — попробуйте догнать!

Асфальт вполне нормальный. Конечно, встречаются заплатки и щербины, волны и трещины, но в основном это неплохое ровное покрытие без сюрпризов. Если не зажимать подвеску до кондиции лома, проблем не будет. Вверх за этот отрезок пути мы поднимаемся на целый километр, и, как только пейзаж поменяется, справа будет пропасть и исчезнет лес. Значит, скоро будет видно ту самую долину.

Трасса стала шире — вот они, знаменитые связки, словно надерганные сразу из гоночных трасс. Лес тут уже не давит со всех сторон, повороты в основном просматриваются, а асфальт стал еще лучше. Распускаю колонну, дальше каждый в своем темпе, встречаемся наверху!

Вжух! Сверху пролетела кабинка подъемника — все как я себе представлял. В рациях — восторг. Ускоряемся и смакуем каждый поворот: наконец-то можно вдоволь крутить рулем, радуясь точности реакций и откликов! И необязательно превышать на пожизненное лишение, чтобы получить нужную дозу адреналина: хватает и вполне вменяемых скоростей. Как и на любых маленьких машинках, кажется, что оседлал ракету, но смотришь на спидометр — а там ничего криминального. Пассажиру тоже весело: перемудрив с настройкой задней подвески, я обеспечил довольно резкий срыв оси. Щекочет нервы без всяких провокационных сбросов газа!

Эту дорогу точно начали строить в военных целях, опасаясь нападения? Интересно, как выглядит постановка с ручника на танке… В любом случае сейчас стратегическое значение, если оно и предполагалось, дорога утратила. И открыта она только в светлое время суток всего два месяца в году — в июле и августе. Но это не строгий диапазон: проезд закрывают по погоде. Например, в этом году проехать можно было даже в октябре. Собираясь сюда, проверяйте информацию, чтобы не встретить бетонные блоки, перегораживающие проезд (никаких интеллигентных шлагбаумов и будок). Тогда попасть наверх можно будет либо на мотоцикле, либо в вагончике канатной дороги, а это немного не те ощущения.

Узнать текущий статус и информацию о перекрытиях можно на официальном сайте (на румынском) или здесь (на английском). Есть и трансляция с веб-камер наверху.

Вид на север и на юг из центра долины

Вверху может быть прохладно: не удивляйтесь снегу даже в июле. А как эту дорогу хотели использовать зимой для доставки людей на курорты, я вообще не представляю. Видел майские фотографии, где снег укрывал трассу одеялом глубиной метров шесть! В любом случае спасибо тем, кто построил это великолепие, — неважно, с какой целью. Также рекомендую брать компактный пуховик и всегда быть готовым немножко промокнуть. Погода на вершине и внизу может быть совсем разной.

Давно пора открыть крышу. Во-первых — обзор. Сейчас, на пути к вершине горы, выше рамки лобового стекла показывают самое интересное кино! Во-вторых, чувствуешь горный воздух, запах леса. Слышишь пение птиц, шум водопадов рядом, крики «Идиот!» с обочины… Шучу, конечно. Будто никто не слышал визга шин! Хотя, стоит заметить, я был удивлен скудным разнообразием автомобилей на перевале. Это примерно миллион румынских машинок марки Dacia, разбавленных дизельными Фольксвагенами всех мастей (едут 30: вдруг занесет!) и полтора Каймана на сладкое. Почти никакого драйверского транспорта, автопробегов и чего-нибудь необычного мы не встретили тут за два дня. Как и полиции, строгостью которой пугали меня до отъезда.

Для известной трассы, открытой всего пару месяцев в году, невероятно. Жаль — хотелось бы посмотреть на интересные или редкие автомобили, которых хватает на европейских перевалах. А получилось так, что смотрели все в основном на нас. Когда же тут снимают эту кучу дрифт-видео и прочего контента для Ютуба?

Вот что точно можно найти (например, днем в субботу), так это пробку на треть длины этого участка! Пару километров до озера можно запросто простоять на подъеме, сжигая сцепление, пока на вершине кто-нибудь будет задом выезжать со стоянки. Избегайте трафика, приезжайте сюда не в середине дня — и свет для фотографий будет лучше, и дороги свободнее.

Двенадцать секунд работы электромоторов — и сверху только небо. Но с оговоркой: сложить крышу можно лишь на неподвижной машине, с постоянно зажатой кнопкой, поэтому эти секунды — маркетинговые. А вдруг внезапно закапало? Тормозить колонну? Капризная погода, частые остановки и заправки вынуждают открывать/закрывать пластиковый колпак по 15 раз в день. Поэтому каждый наш родстер был оснащен блоком обмана датчиков скорости и включенной передачи. Привод крыши мог теперь работать с одного нажатия кнопки на ходу до определенной заданной скорости. Эта доработка по уровню полезности для путешествий опережает и подвески, и турбины. Кстати, сделано в России! Возможно, я бы предпочел вариант с мягкой крышей: и машина полегче килограмм на тридцать, и сложить верх можно руками за пять секунд. Но, увы, официально к нам такие Миаты не поставляли.

Если вы за поворотом встретите какой-нибудь универсал поперек дороги, не удивляйтесь. Место туристическое, распиаренное. Нужно быть начеку

Положа руку на сердце, я все-таки признаюсь: этот участок перевала, так воспетый во всех отчетах и засветившийся везде и всюду, не самый интересный по части вождения. Он очень красивый, отличный по конфигурации, но совсем небольшой и слишком известный — одни вы тут точно не останетесь. Прикоснуться к автомобильной нирване можно лишь в немногие счастливые минуты перерывов в трафике, где нет встречных и поперечных. Вот если бы тут все было перекрыто для нас, тогда да, вопросов бы не было. А до тех пор — наслаждаемся видами, ведем себя достойно и уважаем остальных.

С удовольствием взял попробовать турбированную Миату, что так похожа на ту, которую я оставил дома. Весело, но неудачная подвеска не отрабатывает неровности вообще. К особенностям наших машин еще вернемся

Подъем с северной стороны: каким его можно найти на гугл-картах и как его увидел я. Туман качественно скрыл вершину от наших глаз. Перепад высот от нижней «шпильки» до озера наверху примерно 300 метров, или одна Эйфелева башня

Миновав еще несколько головокружительных поворотов, залетаем наверх — и… ничего. Ничего не видно! Туман спустился вниз плотной стеной буквально за несколько минут до планируемого проезда наиболее высокой точки. На самой вершине перевала, где находится озеро Быля (Bâlea), его уже и не было совсем. Ехать сквозь километровый тоннель, соединяющий северный и южный склоны, пришлось на ощупь.

Но свет в конце есть! В отличие от скудного освещения в самом тоннеле. И асфальта бы доложить туда… Да, часть горы скрылась от нас, но, на мой взгляд, проехав мимо очередного туристического гнезда, мы ничего не потеряли.

Вот природа — другое дело. Есть на что посмотреть, поэтому гулять пешком, уйдя подальше от обочин, можно долго. Рядом Молдовяну — высочайшая гора Румынии. Говорят, можно дойти за несколько непростых часов. Увы, плотный график ставил на этом крест сейчас, но пешие походы обязательно будут позже, а то и в кресла можно врасти.

Третий участок: вниз! После тоннеля на юг, до озера Видрару и плотины. Ускоряемся! Этот отрезок как добрый брат-близнец северного склона: он чуть более скоростной и менее фотогеничный.

Меньше каноничных видов и людей вокруг. А вот длина — что надо! После довольно интенсивного спуска с горы, где серпантин связками быстрых поворотов ныряет вниз на 500 метров в лес, до следующей контрольной точки (плотины ГЭС) ехать нужно 50 км. И они все хороши! В лесу уже нет нужды останавливаться, разрываясь между камерой и рулем: снимать нечего. Перепад высот на этом участке всего метров 600.

Первая половина — это дорога до берегов озера Видрару, где в наличии ходовые повороты, а «шпилек» поменьше, чем с севера. А вторая — вдоль изрезанного берега, где снова возвращаются резкие виражи. Великолепный сегмент!

Или «пытка, продолжающаяся часами», по мнению ведущих Top Gear. Вот почему: в то время, десять лет назад, покрытие было намного хуже, поэтому нам в той серии не показали почти ничего, ограничившись лишь титульным серпантином в долине и нытьем про то, как сложно ездить по Румынии на Lamborghini. Поверьте, я сильно удивился, когда пересмотрел выпуск после возвращения домой и не нашел и половины того, что увидел сам! Выходит, то, про что говорили они, испорчено известностью, а этот южный участок из руин превратился в адреналиновый аттракцион. Более того, дороги Трансальпина, на которую мы поедем позже, тогда вообще не существовало в асфальте. Вот это неразбериха! Уверен, им стоило бы устроить Гранд Тур в Румынию снова!

Потому что совершенно точно — вот именно на этом отрезке можно впасть в драйверский экстаз на целых полсотни километров! Очень рад, что мы решили заезжать с севера и постепенно проехать весь Трансфагараш до самой вкусной его части.

Этот и аналогичные перевалы регулярно заносят в очередные рейтинги самых опасных дорог планеты. Бред! Опасная дорога — это, например, МКАД или старая Ярославка. Если у вас есть голова на плечах, то здесь бояться нечего

Рецепт удовольствия — поставить правильный трек и бодро доехать до воды, не отвлекаясь ни на что. Поехал бы сюда на «автоматной» Мазде — себе бы не простил. Единогласно — пятерка!

Асфальт, быть может, чуть похуже, но лишь самую малость. Заплатки ровные, сюрпризов минимум

Рано или поздно вы окажетесь у дамбы Видрару. Это практически конечная, если ехать с севера на юг. Именно от нее стартовали Кларксон и компания, по сценарию спавшие в своих суперкарах прямо у ее подножия.

Масштаб постройки впечатляет: примерно 160 метров в высоту и 300 в длину. Можно припарковаться и пополнить запасы провизии. Как вариант — подняться пешком еще выше к странного вида памятнику строителям плотины или даже прыгнуть с тарзанкой вниз. Я предпочел просто размяться, пока потрескивает остывающая машина после прохватов по серпантинам.

Вид назад: по правой стороне озера идет дорога, по которой мы приехали

От плотины до резиденции Дракулы всего 4 км

А конечная с южной стороны — это замок Поенарь. Вернее, то, что от него осталось. Обязательно входящие в туры про Дракулу развалины находятся совсем недалеко от дамбы. Конечно же, все анонсы гласят, что Влад Цепеш (он же Дракула) бывал именно тут, а остальные замки — наглая подделка. Попасть в замок можно, забравшись по 100-метровой лестнице примерно в полторы тысячи ступеней. Мы были готовы это сделать, но, увы, не удалось: табличка на заборе информировала, что тут недавно видели медведя и вход пока закрыт. Охотно верю: друзья, проехавшие здесь парой дней ранее, действительно засняли с обочины зверюгу!

 

Если вход закрыт, спасет квадрокоптер. Без подобной игрушки уже не представляю себе путешествия. У Подорожанского такой в поездку просить не стал: в Арктик-тесте его Фантом стрелою белой чуть не приземлился аварийно в Баренцево море. Объясняй потом, что «она утонула»! Да и чемодан с ним занял бы ровно весь багажник, поэтому выбрал более компактную модель. Но это еще что! Если вы предпочитаете все делать официально, то в Румынии вот как: коптер весом более 500 граммов нужно регистрировать и уплатить пошлину за полеты в размере 90 евро, не говоря уже о предварительном одобрении каждого из них. Но, слетав с товарищем наперегонки наверх, оба поняли, что посещать там особо и нечего: три стены да кусок башни.

Передние колеса после активных прохватов наелись пыли от тормозных колодок и стали явно темнее задних. Значит, все идет по плану!

На замке активная часть перевала заканчивается, и если ваш маршрут не предполагает преодоления Трансфагараша только в одну сторону, то лучшее, что можно сделать, — это развернуться и проехать его в обратную сторону. И продолжать, пока есть шины и бензин.

Искатав до дрожи рук Трансфагараш, направляемся домой. В голове путаются мысли: не все отснял, многое не успел. Попробуй вон собрать все машины на групповой снимок, когда один поехал наверх, другой тренирует пятку-носок на перекладах внизу, а третьего можно запеленговать только по свисту турбины? Да и самому хочется ездить максимально, до упора. Ведь одна общая фотография с учетом сборов, расстановки и разгона зевак легко может занять и полтора часа.

Но, может, это и есть лучшая оценка места — когда не хочешь лишний раз остановиться, а только сильнее жмешь на газ после каждого поворота? Жаль, что делать так получается реже, чем хотелось бы: известность имеет и негативные последстия. Необязательно быть Марком Хиггинсом, промчавшим эти восемьдесят километров за 40 минут. Сюда пустят даже на автодоме.

Удивлен ли я этой жемчужиной Румынии? Несомненно. Ехать сюда так долго однозначно стоило. Все равно рекомендую! Не забывайте только заправиться в начале пути и закрепить вещи, чтобы не летали по салону.

Рекорд ставился примерно за десять дней до нашего приезда, и погода была похожая. Начал штурм он тоже с севера. В отсутствие у нас оператора именно это видео даст вам представление о местности.

На этом все? Конечно, нет! Следом в планах посещение еще одного сокровища дорожного атласа Румынии — трассы Трансальпина. О ней, интересных местах и городах Трансильвании — в следующей части.

ФОТОБОНУС:

Рекомендованные статьи