Сон про Allison: на грузовиках — с настоящим «автоматом»

Фото: Максим Чернявский

Полноценные автоматические коробки передач на грузовиках встречаются нечасто — тем интереснее было побывать в венгерском подразделении компании Allison. Туда я попал по приглашению СП IVECO-AMT из Миасса, ведь оно с недавних пор устанавливает «автоматы» Allison на свои самосвалы!

Лет двадцать назад вместе с хлынувшим к нам потоком бэушных легковушек в стране развернулась дискуссия о коробках-«автоматах»: автомобилисты разделились на «настоящих мужиков» и «мажоров», которым лень управлять машиной. Но постепенно страсти остыли, и сегодня деление происходит естественным путем: стоишь в пробках — покупаешь машину с «автоматом», ездишь в провинции — обходишься «механикой».

А в грузовом мире дискуссия еще далека от точки насыщения: тут и «роботы» (которые все больше завоевывают рынок), и традиционная «механика», и в небольшом количестве гидромеханические «автоматы», причем идеология их использования отличается от легковой.

Поскольку эти коробки сложные и дорогие, то в дорожном секторе их устанавливают в основном на пожарные машины и мусоровозы — но начинают применять и на бездорожье, причем у нас это первыми оценили газовики и нефтяники. Их техника работает в экстремальных условиях, вдали от крупных сервисов, а водители — вахтовики, которые не жалеют машины, а иногда и не обладают опытом. Для них порвать кардан в болоте или сжечь сцепление на зимнике — пара пустяков! А за время простоя пропадают немалые деньги.

Неудивительно, что СП ­IVECO-AMT начало по заказу оснащать «автоматами» внедорожные машины IVECO Trakker (чего сами ивековцы, кстати, не делают): в АР №24, 2016 мы рассказали о таком тягаче 8х8, созданном для Якутии, а в АР №4, 2018 — о самосвалах для сургутской компании Сибитек. Есть подобные машины и у Сургутнефтегаза, а на Дальнем Востоке работают даже такие лесовозы.

Сама марка Allison американская, а на заводе­ в Венгрии выпускают три семей­ства: 3000/4000 для cред­нетоннажных и тяжелых грузовиков и Torqmatic — для автобусов.

Почему собирают их именно в Венгрии, понятно: с одной стороны, это центр Европы, с другой — уровень жизни и зарплаты здесь ниже, чем, скажем, в Германии. А прямо рядом с заводом — полигон, где и предлагалось поездить на «автоматических» грузовиках. Конечно, тест-драйв был довольно условным: машины без груза, трасса простая, а на крутые горки и в неглубокие лужи можно было заезжать лишь на одном грузовике — видавшем виды капотнике Mercedes Zetros.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи