Больше газу! Мы побывали на газовом форуме в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге прошел десятый газовый форум: там были показаны новые грузовики, автобусы... И даже раритетный газогенераторный УралЗИС, который работал на дровах!
В прошлом выпуске рубрики мы рассказывали про рекордный пробег тягача IVECO Stralis на сжиженном метане (2000 км без дозаправки, но и без полуприцепа), а общий смысл происходящего в этой отрасли таков: метановые автомобили перестали быть чем-то экзотическим, превратившись в рядовую часть производственной программы. Правда, цена газа, несмотря на существенную разницу с бензином и дизтопливом, скачет, госсубсидии непостоянны, зависят от регионов и регулярно меняются. Но в целом на приобретение и переоборудование газомоторной техники до 2023—2024 годов государство выделило 12,7 млрд рублей, на строительство заправок — 13,2 млрд. Весомые деньги!
При этом четко определилось «разделение труда» по виду топлива: если легкие развозные машины работают, как правило, на сжиженном пропан-бутане, коммунальные машины, самосвалы и автобусы — на сжатом метане (CNG), то «дальнобойщики» — на сжиженном метане (LNG). Есть и промежуточные решения «газ + бензин» или «CNG + LNG». Первый вариант любят владельцы маленьких фургончиков и грузовичков, второй пока остается экзотикой. При этом пропановых заправок в стране около четырех тысяч, АГНКС со сжатым метаном — около пятисот, а LNG-криогенных по-прежнему кот наплакал, всего около дюжины.
И если среди минусов машин на сжатом метане — увеличенная собственная масса за счет тяжелых баллонов и относительно небольшой пробег (до 500 км), то главный недостаток транспорта на сжиженном газе — цена и самих машин (такие грузовики дороже дизельных на треть), и заправок. Потому пока покупателями машин на LNG выступают в основном крупные перевозчики, и то если их маршруты пролегают мимо криоАЗС. Кстати, крупнейший парк LNG-тягачей в стране у подразделений самого Газпрома: в этом году КАМАЗ передал туда несколько сотен таких машин поколения К4.