Едем на троллейбусе по Москве — по музейному и реальному маршрутам
Троллейбусное движение в столице уже больше года как остановлено — от громадной маршрутной сети, по сути, остался лишь один так называемый музейный маршрут «Т». Он был открыт сразу после закрытия основных маршрутов — как дань уважения этому виду транспорта. В тот день я стал одним из пассажиров первого рейса по этому кольцу. И сейчас, через год с небольшим, снова проехал на музейном троллейбусе, а еще прокатился на… Впрочем, давайте обо всем по порядку.
Итак, на маршруте длиной всего-то 3,5 километра сразу после открытия начали работать троллейбусы СВАРЗ-МАЗ. Это машины из последней партии поставленных в столицу «рогатых»: они пришли в далеком уже 2017 году. Сейчас эти машины принадлежат Музею транспорта Москвы — отсюда и «музейность» маршрута. Сам музей, правда, пока существует лишь в виде названия и нескольких временных экспозиций: громадное здание на Новорязанской улице, где будет базироваться уже его постоянная экспозиция, пока не достроено.
Обещается, что в этом музее будут выставлены в том числе различные ретротроллейбусы. Причем некоторые из них (вроде того же ЗиУ-5) время от времени будут выезжать на сам маршрут. Вероятно, там же найдется местечко и для действующих сейчас на маршруте машин. Пока же они базируются на территории девятого парка в Новокосино — и уже несут потери: в начале ноября один из четырех СВАРЗ-МАЗов сгорел… Теперь для обслуживания маршрута осталось лишь три машины — две основные и одна резервная.
У этого музейного троллейбуса — необычная раскраска
В качестве начальной точки поездки я выбрал остановку около Казанского вокзала. На движение троллейбусов тут указывает информационная табличка — впрочем, догадаться можно и по контактной сети над дорогой. А вот и сам виновник торжества — раскрашенный как арт-объект. На боковины этого троллейбуса нанесены яркие весенние пейзажи — с деревьями, листьями и птицами. В салоне — аналогичная «лесная» тема на панелях отделки и стенах.
Внутри чисто, в движении довольно тихо, а проезд оплачивается обычной московской Тройкой. Вот только кроме меня в салоне ехал лишь один пассажир, да и тот вышел на следующей. Больше никто не подсел — и первую половину маршрута я проехал в гордом одиночестве, даже остановки никто не объявлял. А вторую — и вовсе прошел пешком: посреди кольца «рогатый» надолго остановился, а потом вообще отправился в парк.
Этот «парк» оказался обычной городской парковкой на Новорязанской улице — троллейбус с грустно опущенными токоприемниками просто приткнулся у тротуара. Пассажиров нет — можно и отдохнуть? Тут же мимо проехал и второй аналогичный музейный аппарат (просто синий, без дополнительных рисунков) — и в его салоне также не было пассажиров.
Автобусы и электробусы тут ходят куда чаще, чем троллейбусы
Общее впечатление от увиденного грустное: кажется, что маршрут этот существует, по сути, для галочки — троллейбусы впустую «возят воздух». А обилие заполненных пассажирами автобусов и электробусов на тех же улицах создает ощущение, что время «рогатых» на столичных маршрутах безвозвратно прошло. Или нет?
На карте в метро номера маршрутов троллейбусов не указаны
Подъезжая на метро к конечной станции Планерная, я до последнего не верил в то, что увижу, выйдя на поверхность… Но вот и московская Планерная улица, над ней — контактная сеть, а на разворотном круге — уже подзабытый силуэт желтого саратовского троллейбуса Тролза Мегаполис. И за ним к остановке подъехал еще более «ностальгический» ЗиУ. Да и пассажиров тут в достатке! Как такое может быть?
Когда-то такие Тролзы ходили по всей Москве
На самом деле все очень просто. Хотя московские «рогатые» сейчас действительно ушли в прошлое, прокатиться в столице по реальному, а не демонстрационному троллейбусному маршруту все еще можно! Вот только троллейбусы на нем не московские, а подмосковные — из города Химки.
Местное предприятие Химкиэлектротранс сейчас обслуживает три маршрута, два из которых и заходят в Москву: кроме Планерной улицы в черте города контактная сеть проложена еще и по улице Свободы. В парке — чуть больше сорока троллейбусов, и три десятка из них выходят на линии. Больше всего тут как раз стареньких ЗиУ (2006—2010 годы), на одном из которых я и проехал.
В Химках на остановках скапливаются даже очереди из троллейбусов
Видно невооруженным глазом, что троллейбус уже уставший: на полу заплатки, а дверные створки не закрываются плотно, оставляя неслабую щель. Но внутри тепло, проезд можно оплатить банковской картой у водителя. И как же классно стоять на задней площадке, наблюдая за убегающей дорогой сквозь лесенку. Кстати, возможно, в скором времени такие ЗиУ с маршрутов все-таки уйдут — их заменят более свежими белорусскими «троллями» БКМ, полученными из Москвы. Такой вот круговорот троллейбусов происходит в столице и ближайшем Подмосковье.