Как Лапшин за ёлочкой в Вологду ездил
Ёлки. Я бы даже сказал — «ёлки пилёные». Их спилил «хорек», вытащил из леса «форд», а потом я «фишкой» грузил их на лесовоз... Все это было в лесах под Вологдой. Без приключений не обошлось!
Давно замечено: у обособленных групп людей есть свой жаргон. Например, у хиппи — с производными от английских слов: «Три герлицы под виндом пряли лейтли ивнингом». Или у зэков: «Мамоны шмонали гашники в кильдыме». (Офицеры обыскивали укромные места в каптерке).
Есть жаргон и у работников лесной промышленности. Когда водитель лесовоза Scania, за рулем которого я сидел, спросил, буду ли работать на «фишке», я не понял. Оказалось, «фишка» — это манипулятор на грузовике. От названия финской фирмы Fiskars, которая их поставляла раньше. Сейчас марки изменились, а прозвище — нет!
«Форд — хорошая машина, только в болоте вязнет», — говорят лесорубы. Что за Форд в лесу? Оказалось — форвардер, техника для вывоза пиленого леса к проезжей дороге. А его собрат, который валит деревья и пилит их, — «хорек». Потому что харвестер.
Ну а лиса — это просто лиса. Она стояла прямо посреди шоссе, по которому я вел лесовоз. Сначала думал — собака, только конфигурация какая-то неправильная. Ан нет! Метнулась к снежному брустверу на обочине, вскочила на него и скрылась в лесу.
«А вот волков у нас давно не видели, — говорят местные жители. — Последний раз лет пять назад забегали прямо в город, пару собак утащили. Еще был случай: вальщик работал, чувствует — на него кто-то смотрит. Обернулся — волк. Ну и разошлись мирно».
Место действия статьи — в трехстах километрах от Вологды, около городка Бабаево. Он невелик и по-провициальному мил: в одном и том же здании (где, похоже, раньше находился клуб) — сауна и служба Ритуал. То есть сперва отмоют, а потом отпоют...
В вологодской глуши мне встретилась такая Scania (500-сильная, между прочим)...
А Бабаевский леспромхоз богатый, отлично оснащенный. У него пять участков (читай — делянок) в округе, и на каждом есть по «хорьку» и «форду». «Хорьки» валят и пилят, «форды» подтаскивают — ну а лесовозы вывозят лес к станции, где его перегружают в вагоны. Ценное сырье, между прочим. Это у нас кубометр бруса стоит несколько тысяч рублей, а при экспорте в Китай — 250—270 долларов.
...и форвардер Valmet (эта финская марка существует, но тракторы уже не делает)
И вот что интересно: несмотря на кажущуюся глушь, я не встретил ни одного древнего лесовоза! Пару раз попались Уралы-воровайки (так их зовут за наличие крана-манипулятора), и то не старые, но в основном я видел добротные МАЗы и КАМАЗы, Volvo FMX — и Скании.
«За последний год большая семерка европейских производителей грузовиков отъела у автозаводов из СНГ порядка 15% рынка лесовозов», — комментируют сканиевские представители. Логично: техника хоть дорогая, однако надежная — и обеспеченная сервисом. А поскольку вологодский дилер занимается не только грузовиками Scania, но и финской лесной техникой Ponsse, все это можно покупать и обслуживать в одном месте.
Раньше лес вывозили по узкоколейке
Так вот, у леспромхоза есть свой парк грузовиков, однако на участке, где я был, работают машины частника Эдуарда Багманяна. Ему принадлежит добрых два десятка Сканий (в основном самосвалов), не считая КАМАЗов, а сам Эдик, как его зовут здесь, объезжает угодья на колоритной Ниве — с фарами от Гелика, салоном «кожа-алькантара» и мотором, который расточен аж до 2,4 л и развивает 180 л.с. «Сама Нива обошлась в пятьсот тысяч рублей, переделка — в семьсот тысяч, — комментирует Багманян. — Обещали, что движка на пятьдесят тысяч километров хватит...»
Ну а лесовозы, о которых пойдет речь, — помесь шведского с роcсийским. Шасси сделаны в Швеции, надстройки — отечественные.
Кстати, сам грузовик с манипулятором стоит порядка 200 тысяч евро, прицеп — до 50 тысяч.