Новые лесовозы — в Финляндии и России
«Откуда дровишки? — Из лесу, вестимо!» А на чем их будем везти мы? Август выдался богатым на лесовозную тематику: в Архангельской области прошел очередной чемпионат «Лесоруб XXI века», а финны создали еще невиданный лесовоз — гибридный и 900-сильный!
В прошлом году мы рассказывали о том, что маленькая финская фирма Sisu продемонстрировала концепт гибридной силовой установки, где грузовик приводится в действие дизелем, а часть энергии аккумулируется в суперконденсаторах: они питают электромотор, который помогает дизелю в пиковые моменты. Тогда мы думали, что это очередные мечты о будущем, — ан нет: финны реализовали такой привод, и где? Правильно, на лесовозе, которыми славится Sisu!
Девять осей и 900 «лошадей» — так выглядит сцепка с гибридным лесовозом Sisu
Он оснащен 630-сильным дизелем Caterpillar (Sisu давно предлагает его в качестве опции), механической коробкой передач Eaton Fuller и электромотором Visedo финского производства. Правда, если вначале финны заявляли о суммарной мощности 1140 «лошадей» и несусветном крутящем моменте (более 5000 Нм), то реальный максимум примерно 900 л.с. и 3600 Нм. Но больше дорожной машине и не нужно — иначе и трансмиссию порвать можно! Даже для 76-тонной и девятиосной сцепки (эксплуатация таких официально разрешена в Финляндии) этого хватит с запасом.
Тумблер включения электромотора вмонтирован прямо в набалдашник рычага коробки передач. Если водитель чувствует, что ему «не хватает мощи», он щелкает этой клавишей — и 630-сильная машина превращается в 900-сильную. О таком мечтали бы многие дальнобойщики! При этом гибридная установка поможет запускать дизель в морозы — как раз при помощи электромотора и суперконденсаторов. Также сообщается, что Sisu планирует продавать каждый десятый грузовик в гибридной версии. Цена, понятно, не называется, но вряд ли таких монстров будут покупать массово.
Ну а в архангельской глубинке тем временем прошел чемпионат «Лесоруб XXI века», на котором я побывал. Он стал еще представительнее: число команд перевалило за полста. Полторы тысячи участников соревновались в пяти дисциплинах (на манипуляторах, форвардерах, харвестерах, погрузчиках и экскаваторах) за ценные призы — новенькие автомобили, квадроциклы и снегоходы. Лесовозчики аккуратно складывали манипуляторами срубы, составляли тетрис из здоровенных кубиков...
Такие соревнования не шибко динамичны, а в этот раз они были еще медленнее: цена ошибки очень велика, поэтому спортсмены не спешили. Потому и зрителей (а это в основном другие участники) было немного: жарко, скучно, да и самим надо готовиться к выступлению.
Для опытного манипуляторщика «сыграть в тетрис» — задача несложная
Зато на поле, где выставлена техника, были новинки! Это в первую очередь Scania из нового модельного ряда, которая недавно пришла в нашу страну. Оба показанных экземпляра серии XT для тяжелых условий — полноприводные, 500-сильные, с блокировками всех дифференциалов и на рессорной подвеске. Передний мост девятитонный, задняя тележка рассчитана на нагрузку 32 т, два бака вмещают 840 литров солярки. Коробка передач по желанию клиентов 12-ступенчатая «механика». Интересно, когда исчезнет недоверие наших покупателей к «роботам» на грузовиках?
Новая Scania XT для тяжелых условий — теперь и в роли лесовоза
Другим активным участником смотра стал MAN: среди уже знакомых машин была и одна приметная. Трехосный тягач TGS выделялся угловатым коробом под строительным бампером. Неужели здесь так устроен выхлоп, как на топливных цистернах? Дело в другом: у новых дизелей D2676 радиатор стал больше и выглядывает снизу. Его и забрали в грубоватую конструкцию — чтобы не повредить на лесных дорогах.
А еще создалось впечатление, что отечественные крупные автозаводы не заинтересованы в лесовозном сегменте! Урала на смотре не было вовсе, МАЗ и КАМАЗ представлены единственными серийными экземплярами, прибывшими от местных дилеров. Да и лесовозы из них не передовые: к примеру, площадка и стойки-коники на МАЗе стальные, в то время как у зарубежных машин они давно алюминиевые. Вот так и теряется рынок...
Зато прибыл МАЗ-MAN с манипулятором Palfinger-Велмаш (завод Велмаш из Великих Лук принадлежит Палфингеру). А у Скании, которая стояла рядом, — европейский аналог Palfinger Epsilon. И вот что интересно: характеристики этих устройств идентичны, многие узлы одинаковы. Но цена манипулятора европейского производства больше трех миллионов, а российский в два раза дешевле, 1 млн 480 тысяч рублей. И здесь, пожалуй, есть смысл экономить, тем более что хороший лесовоз с манипулятором стоит как три дальнобойных тягача.
Еще одна отечественная «лесная» тенденция — увеличение полной массы автопоездов, как легальное, так и нет. С одной стороны, товарный лес находится все дальше от автодорог — а значит, при его подвозе к асфальту можно не соблюдать дорожные нормативы. Но многие перевозчики, как мы не раз наблюдали, и на дороги выезжают с диким перегрузом. Кое-кого все же ловят!
У форвардеров John Deere нового поколения — поворотная кабина: при погрузке-разгрузке ее можно развернуть назад
Официально зарегистрированный «рекордсмен» последних месяцев в той же Архангельской области на автодороге М8 — лесовозная сцепка с грузовиком MAN, которая 24 раза проехала через автоматические весы со средним превышением разрешенной полной массы (44 т) на 51%, а 14 июля был зафиксирован вес сцепки 80 т с лишним. Судя по данным Росдормониторинга, потенциальный штраф — 12 млн рублей...
На втором месте в рейтинге нарушителей на трассе М8 — тоже лесовозная сцепка MAN (зарегистрированный максимум — 74 т, потенциальный штраф — 10 млн), лишь немного отстают аналогичные Mercedes (60 т, штраф — 7 млн рублей) и старенький КАМАЗ (57,75 т, штраф — 5,5 млн).
Но раз есть спрос на перегруз, то рождается и предложение. Скажем, челябинский Политранс привез полуприцеп с толстенной рамой и тремя мостами на двускатной ошиновке. Его грузоподъемность с пневмоподвеской — 48 т, а такой же трейлер на рессорной подвеске может везти почти 60 т.
Полуприцеп Политранс — мечта любителей перегруза: по паспорту в него можно нагрузить до 60 т
И тут есть два варианта: либо налаживать тотальный весовой контроль, либо строить дороги такого же качества, как в Финляндии, и легально поднимать полную массу лесовозов. Первое, как мы давно убедились, невозможно. А второе?