Грузовая Эстония: десять лет спустя

Фото: Максим Чернявский

Когда я оказался в Таллине во время своего путешествия на автобусах по Финляндии и Эстонии, у меня было несколько свободных часов, которые я решил потратить на знакомство с местным грузовым автопарком. Последний раз в столице Эстонии я был десять лет назад, и за это время грузовики на здешних дорогах изменились гораздо сильнее, чем у нас в России.

В начале нулевых на эстонских дорогах преобладал «общесоветский» автопарк, а также старые «скандинавы». Их пребывание здесь обусловливалось простотой доставки (два часа паромом), а также тем, что значительная часть грузовиков в обеих странах принадлежала частникам. В результате эстонский дорожный поток очень напоминал Финляндию, только постаревшую. К примеру, на здешних дорогах было много грузовиков Sisu, которых почти не встретить за пределами Финляндии.

Однако с течением времени и развитием экономики здесь становится все больше современных общеевропейских машин. Помимо прочего, на развитие местных транспортных компаний сильно влияет, конечно, и близость огромной России. Увы, некоторые политические решения тормозят увеличение грузового оборота между нашими странами. Так, с января Эстония ввела собственный аналог Платона, а российские дороги в ответ стали платными для эстонских грузовиков.

Парк новых грузовиков Эстонии типично скандинавский. Около 70% рынка делят Scania и Volvo. При этом «дальнобойные» тягачи, как правило, заказываются в средних комплектациях — с двигателями мощностью около 400 л.с. и механическими коробками передач. Но кабины высокие. Оно и понятно: маршруты внутри страны недлинные (максимум 300 км) и равнинные.

А вот что становится редкостью — так это отечественные грузовики. В прошлый мой приезд они встречались еще довольно часто, причем в хорошем состоянии. Но, увы, наши новые машины эстонцы почти не покупают. Исключение составляют редкие самосвалы КАМАЗ, МАЗ и штучная спецтехника на газовском шасси. А при нынешней цене топлива около 90 рублей за литр возить грузы на старых советских грузовиках невыгодно.

Рекомендованные статьи