Луноход, Лапшин и звон кардана
Как только не называли этот автобус в былые времена! Луноходом, скотовозом, соткой (из-за вместимости 110 человек), а в Казани даже Аполлоном — за надпись «Союз — Аполлон», посвященную космическому полету, за лобовым стеклом первого экземпляра, пришедшего в город. Я провел за баранкой легендарного ЛиАЗа-677М два дня — в Санкт-Петербурге и его окрестностях.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: немного из истории ЛиАЗов
«Смотри, на чем они приехали!» «Тут есть и кассы, и компостеры!» — наш визит на конечную около станции Новый Петергоф вызвал настоящий переполох у водителей автобусов и кондукторш. Они ходили по салону, влюбленно трогали поручни и ручечки, фоткались внутри и снаружи, те, кто постарше, усаживались в кабину — вспомнить молодость за баранкой «лунохода»...
Компостер и касса. Помните такое?
И у меня с ним связаны самые теплые — во всех смыслах! — воспоминания. В конце восьмидесятых, когда я учился в автомобильно-дорожном институте, мы занимались физкультурой на городском стадионе посреди Песчаных улиц: у МАДИ своего спортзала не было. Хотя моя группа считалась лыжной, на лыжах мы так ни разу и не ходили, а вместо этого тренер отправлял нас в любую погоду на улицу с мячиком. Хочешь — пинай его, хочешь — так болтайся, но урок засчитывали, лишь когда мы отдавали мяч обратно.
И вот после этой пары (а она обычно была последней) я придумал удобный и уютный способ возвращения домой: не брел к метро Сокол, а садился на автобус №64, который ехал сквозь всю Москву окольными путями. Маршрут проходил через Красную Пресню, по арбатским улочкам (там я иногда заглядывал в местный букинист, где водилась иностранная автомобильная литература) и заканчивался у метро Спортивная, откуда до дома было уже рукой подать. Дорога занимала час, а то и больше, автобус шел практически пустым — так что я спокойно усаживался на любимое место у кабины, где шло тепло от мотора, и блаженно засыпал. Спасибо тебе, «шестьсот семьдесят седьмой», за студенческие годы!
Федор Черноусов показывает принцип работы кассы с «денежным ящиком»
К счастью, таких автобусов в стране сохранилось немало — в коллекциях, музеях, на постаментах и даже на маршрутах в Арзамасе, где последние работяги-«луноходы» доживают свой трудовой век. А перед нами — почти новенький с виду экземпляр, который принадлежит питерской компании Retro Bus. Ей руководит мой тезка Федор Черноусов, а еще он занимается формированием коллекции исторической техники местного Пассажиравтотранса. Собрание богатое: в разных парках хранится 57 экземпляров, 20 из которых уже восстановлены и регулярно выезжают на видеосъемки, парады и мероприятия. Еще шесть машин — в процессе реставрации, при этом автобусы притаскивают сюда со всей страны.
Сейчас в одном из боксов восстанавливают самый старый в коллекции ЗИС-155 1957 года с кузовом на заклепках, — его нашли в Ставрополе. В соседнем цеху, на яме — «Елена», ЛАЗ-695Е начала шестидесятых: машина стояла под Питером, в Тосненском районе, в виде дачного сарая. Кузов, конечно, наполовину сгнил, и что с ним делать — пока непонятно. Более поздний ЛАЗ-695М по прозвищу «Маруся» работал на космодроме под Плесецком, а «Наташку», ЛАЗ-695Н, пригнали из Козельска в очень даже неплохом состоянии, поскольку она — одного из последних выпусков, 2002 года.
Альтерна из девяностых
Чудом сохранившуюся Альтерну из девяностых (эта марка отпочковалась от ЛиАЗа) нашли в Невинномысске — и она хоть сейчас на парад! Рядом не менее уникальная «пэтээска» из Кургана — передвижная телевизионная станция Магнолия 1982 года выпуска на базе того же ЛиАЗа-677. Еще есть Икарусы разных моделей, включая две туристические «сигары» (одна восстановлена, другая — еще нет), и даже редчайшая Skoda 706 RTO.
Передвижную телевизионную станцию 1982 года на базе ЛиАЗа — конечно, уже без аппаратуры в кузове, но в отличном состоянии — пригнали в Питер из Кургана