Забытая история: как на ЗИЛе Мерседес испытывали
Нет, речь не пойдет о проекте выпуска Мерседесов на уже не существующем ЗИЛе. Просто отыскались фотографии микроавтобуса Mercedes, сделанные на зиловской территории в 1960 году! Мы провели небольшое расследование — и выяснили немало любопытного.
Сразу разочарую: помимо фотографий, присланных представительством Mercedes-Benz в редакцию, иных документов, касающихся появления этой машины в СССР, у нас нет. Известны лишь три составляющие нашей истории: ЗИЛ, микроавтобус Mercedes-Benz O319D, 1960 год. То есть когда Гагарин в космос еще не летал.
«Триста девятнадцатые» — первые мерседесовские малотоннажники, аналоги наших нынешних Газелей (даже полная масса почти такая же — 3,6 т). Они выпускались с 1956 по 1966 год в нескольких версиях: грузовички и фургоны L319, микроавтобусы O319, причем и те и другие могли быть как бензиновыми, так и дизельными.
В справочнике немецкого историка Вернера Освальда «Грузовики и автобусы Mercedes-Benz» указано, что дизельных О319D было сделано в семь раз больше, нежели бензиновых: 13680 экземпляров против 1909. В то время когда подавляющее большинство советских машин оснащалось карбюраторными моторами, Германия полным ходом шла по пути дизелизации!
Судя по характеристикам, дизель потреблял 11 л/100 км (примерно как у Газели Next), но был почти в три раза слабее нынешнего газелевского (55 л.с.). Зато автобусик разгонялся до очень приличных 110 км/ч. Известна и цена: O319D стоил от 20 тысяч до 22,5 тысячи дойчемарок.
Автобусы выпускались в различных версиях, среди которых была даже маршрутка c угловатым кузовом и распашными дверями. А перед нами люксовый Panoramabus — «панорамный автобус» с окошками на боковых скатах крыши. В семиместном салоне — пол со ступенью в задней части (пассажиры на галерке сидели выше передних) и прямо-таки директорские кресла: массивные, с высокими спинками и подголовниками.
• Мерседесовский ручник был выполнен в виде кочерги под рулем
• Справа в кабине тоже массивное кресло, а в бардачке — второе радио
А интерьер кабины словно у «двадцать первой» Волги: красивая белая баранка, блестящий прибор (видимо, часы) у лобового стекла...