Максим Чернявский побывал в гостях у немецкой фирмы Toni Maurer, которая строит необычные МАНы

Фото: компания Toni Maurer | Максим Чернявский

Угадайте, какую марку носит грузовик на снимке внизу страницы? Сдаетесь? Да это же MAN! Только не такой, как все, — уникальный. Его построила немецкая фирма Toni Maurer, директор которой Карл Маурер тоже не такой, какими мы привыкли видеть руководителей компаний... Я побывал у него в гостях.

С немцем Карлом Маурером я познакомился на ралли-рейде Шелковый путь — 2010, куда тот привез гоночный MAN и небольшую «команду имени себя» (она называлась Maurer MAN Motorsport Performance). Машину для Шелкового пути Маурер не только построил на своей фирме, но и был механиком на гонке: наравне с прочими ремонтировал грузовик по вечерам, не чураясь тяжелой работы. Тогда, в 2010 году, к­оманда Маурера, выступавшая под эгидой российского подразделения MAN, финишировала пятой. В 2011 году — шес­той. А в прошлом году Маурер уже не приехал к нам: по нашей информации, подразделение автоспорта в российском МАНе развалилось, едва зародившись.

Жаль, конечно, но речь о другом. Я и не подозревал, что именно Маурер строил «официальные» гоночные МАНы, которые участвуют в ралли-рейдах! И если бы только их.

«Приезжай, покажу, чем мы занимаемся», — пригласил меня в гости Карл. И вот я в маленьком городке Тюркхайме, что в шестидесяти километрах от Мюнхена. Поля, овцы, загоном для которых служит старый кузов фургона... Сельскохозяйственная идиллия. И на фоне этого пейзажа — несколько строений, похожих на советские МТС. Но с одним отличием: все покрашено и буквально вылизано. На стене большая надпись «MAN-Servicepartner». Всего лишь партнер МАНа по сервису? Читайте дальше: «Special-Fahrzeugbau», «производство специальных автомобилей»!

Здесь надо сделать отступление. Крупным производителям грузовиков нера­ционально выполнять штучные заказы на постройку негабаритных, сверхдлинных и прочих «очень специальных» машин: это отнимает массу времени, сил и нарушает технологический цикл. Но желание клиента — закон, поэтому существуют небольшие «придворные ателье», где переоборудуют машины под присмотром головной фирмы. В итоге удается сохранить и клиента, и гарантию, и честь марки. Любой каприз за ваши деньги! При этом покупатель даже не подозревает, что шасси его пятиосного бетононасоса изготовлено не самим МАНом или, скажем, Мерседесом, а маленькой сторонней компанией.

Где зад, где перед — никто не разберет! Но двигатель здесь только один, под той кабиной, где нет выводов для пожарных рукавов (она справа)

Для Мерседеса таким «придворным ателье» является немецкий Paul, для Д­АФа — голландский GINAF, для Скании — шведская Laxa Special Vehicles. А «глубоким перепилом» МАНов занимается как раз семейная компания Toni Maurer.

В этом году ей исполняется полвека: вначале Тони Маурер, отец Карла, просто торговал грузовиками, а в 60-х годах начал переделывать машины по заказам местных покупателей, в основном фермеров. Здесь переделывали грузовики ныне несуществующих марок Henschel (Германия) и Saviem (Франция), потом взялись за MAN. К началу 80-х фирма начала изготавливать и собственную продукцию — подруливающие оси для грузовиков.

Сейчас отец-основатель Тони уже на пенсии, а дела фирмы ведут дети: две дочки занимаются бухгалтерией и конторской работой, сын, по-нашему Карл Антонович, — директор, но в первую очередь — главный конструктор.

Я бы даже сказал, конструктор по призванию, причем сумасшедший! При мне он под проливным дождем упоенно лазил по списанному пожарному БАЗу на военном аэродроме под Старой Руссой (там базировались раллисты). А у себя на фирме Карл проводит и рабочие дни, и выходные — не столько за директорским столом, сколько в цехах. Зарплату начисляет самому себе по минимальной ставке, 16 евро в час. Ходит в джинсах и рубахе навыпуск. Ездит на Тойоте, а не на черном BMW. И в этом — вся Европа: за внешней скромностью могут скрываться такие масштабы...

Пятиосный грузовик с 95-тонным краном отправится в Швейцарию
Маурер около шасси очередного «китайского нефтяника»
0 / 0

По немецким меркам компания не очень-то и маленькая: в ней работает 135 человек, из них пятеро — инженеры. С последними дела обстоят непросто: неподалеку расположены гиганты МАN и BMW, где условия работы более привлекательные. Поэтому Маурер пошел на хитрость: оплачивает молодым инженерам (их пока двое) высшее образование в местном политехе. А те вместо практики работают у Маурера несколько раз в неделю по полдня.

Так вот, о масштабах: несмотря на штучность заказов, работы — хоть отбавляй. Поскольку здесь не только переделывают шасси, но обслуживают и ремонтируют технику, весь двор забит новыми и старыми грузовиками, включая военные Фауны. Очереди ожидают даже пожилой гоночный грузовик для трак-рейсинга и швейцарские роторные снегоуборщики.

Здесь же собирают «спецагрегаты» по заказу концерна MAN — скажем, укорачивают балки мостов для военной техники и собирают раздаточные коробки (подозреваю, что тоже для бундесвера). Сами производственные цеха ничего особенного из себя не представляют — светлые, но не очень стерильные и просторные. Зато результаты работы не просто впечатляют — поражают.

Конечно, удлинить четырехосное шасси и «подкатить» под него пятый мост — дело несложное для подобной фирмы. Но и такие машины зачастую уникальны: при мне в цеху стоял пятиосный бортовой грузовик с 95-тонным краном для Швейцарии. Изначально шасси носило индекс 8х6 (точнее, «почти 8х8», так как колеса передней оси оснащены подключаемым гидрообъемным приводом). А поскольку швейцарское законодательство разрешает эксплуатацию одиночных грузовиков полной массой до 40 т, заказчик попросил превратить автомобиль в пятиосный. Что он будет делать? К примеру, возить бетонные блоки в кузове и на прицепе. «Мы строим вторую такую машину, — комментирует Карл. — Стоимость запредельная: только шведские инструментальные ящики с обогревом стоят больше 20 тысяч евро!»
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи