Починить за 20 минут: репортаж с соревнований Scania Top Team

Фото: Федор Лапшин

То, что легковушку можно угнать за 60 секунд, известно из фильма. А вот сумеет ли бригада механиков отремонтировать за 20 минут (на каждую единицу техники) грузовик Scania нового поколения, автобус, дизель-генератор, коробку передач и, наконец, систему нейтрализации Евро-6? Такие задачи стояли перед участниками соревнований Scania Top Team в Голицыно — я побывал там.

В Голицыно я ехал без особого энтузиазма. Ну что может быть зажигательного в конкурсе механиков, которым надо устранить ту или иную неисправность? Тем более что несколько лет назад наш автор Максим Чернявский уже рассказывал о ­предыдущих соревнованиях.

Цитирую: «Все началось в 1989 году со скромного внутришведского конкурса, а в 2013-м в этих «олимпийских играх» участвовали уже восемь тысяч механиков из 63 стран, включая азиатские, африканские и Австралию». От России поехала команда из Санкт-Петербурга, но дальше этапа в Германии она не продвинулась. А финал в Швеции выиграли австралийцы — обошли всех, включая самих шведов.

Проведение конкурса совпало с выходом на наш рынок машин Scania нового поколения: слева — флагманский магистральный тягач S 730, справа — строительный тягач XT S 620 6х4. Оба — с двигателями V8

Тогда наша страна участвовала в конкурсе впервые и локальный отбор был не особо масштабным: говорят, многие руководители просто не хотели отрывать персонал от работы. Зато теперь им, похоже, пришлось сделать это в добровольно-принудительном порядке: в первом туре (ответы на теоретические вопросы) участвовало 50 российских дилеров, во втором, аналогичном, — 47. В итоге отобрали семь финалистов — по два из Подмосковья и Татарстана плюс Питер, Уфа и дебютанты из Новокузнецка. При этом три команды из семи принадлежат крупнейшему в нашей стране дилеру «Скания Сервис», штаб-квартира которого и базируется в Голицыно.

Под «олимпийскую арену» отвели учебный центр, при входе два тягача Scania новой серии, которая вот-вот начнет продаваться в нашей стране, — конкурс явно приурочили к ее выводу на рынок.

А народу-то полно: семь команд по шесть человек (пять игроков и тренер), судьи, пресса... На спинах участников — названия команд. Из Голицыно — «Сканеры», из Питера — «Жгучие перцы», из Новокузнецка — «Кузнецкие медведи» и так далее. У всех свои кричалки, наивные, но душевные, типа «Кузнецкие медведи идут к победе» или «Кручу, верчу, победить хочу».

На конкурс прибыли семь команд из разных городов — от Питера до Новокузнецка

На табло — правила соревнований: строгое соблюдение техники безопасности и временных рамок (дополнительных минут не дают), тишина, запрет разговоров по мобильникам (никаких звонков другу) и разглашения информации о заданиях. Каждая команда должна посетить семь станций — пять зачетных и две развлекательные, чтобы разгрузить головы и руки. Время на одну станцию — 20 минут по таймеру, максимальная оценка за каждую — 50 баллов. Ну, поехали!

Вначале я заглянул на участок, где механикам надо было отрегулировать коробку передач, а также на ощупь, с повязкой на глазах, собрать три синхронизатора, соревнуясь с «мастером трансмиссий» Александром Губановым (сам он это делает всего за четыре минуты). При мне Губанов подводил итоги выполнения заданий «Кузнецкими медведями». «Когда регулировали вторичный вал, не посмотрели тип коробки. В результате регулировка произведена неправильно, за нее — ноль баллов. Вот этот синхронизатор собран правильно, а эти — с ошибками...»

Сборку синхронизаторов вслепую демонстрирует судья Александр Губанов

Уже после конкурса я попросил Губанова продемонстрировать сборку синхронизаторов вслепую — кольца так и летали в его руках, но в конце одно осталось лежать на столе. Оказалось, лишнее, его положили специально. Да это покруче сборки автомата Калашникова!

Однако это чисто спортивная дисциплина, а в соседнем боксе проходила полная имитация ремонта грузовика. Да еще совершенно нового для нас — это Scania XT, причем в камуфляже, поскольку машина пришла в страну до официального дебюта. Ввод­ная такова: «Плохо переключаются передачи. Диагностический компьютер подключен, Малти пользоваться можно (Multi — электронный каталог запчастей), двигатель заводить нельзя, ломать ничего нельзя. Готовы? Время пошло».

Станция, посвященная ремонту грузовика нового поколения: команда ищет неисправность, а судья следит за ходом процесса

Ох, как потели ребята из сервиса в Ногинске! Всей гурьбой изучали информацию на компьютерах, лазили в кабину и за нее, к коробке. «Осталось десять минут!» «Пять!» «Минута!» Когда таймер остановился, механики развели руками: неисправность не нашли.

Как оказалось, она таилась в пневмоусилителе переключения передач, которого не было у прежних моделей. «Все можно сделать через диагностический компьютер, — улыбался потом судья Максим Левинсон. — Ребята видели нужный пункт, но не обратили на него внимания. А вот питерские соперники сразу нашли неисправность и заработали 50 очков».

Ради интереса я остался на этой же станции и со следующей бригадой, из самого Голицыно. «Сканеры» тоже потели изрядно — однако и они не нашли, в чем причина. Впрочем, это отчасти простительно: техника-то еще неизведанная, — хотя все сервис-центры уже проходили ­обучение по ней.

А удастся ли «Сканерам» найти неисправность в новом для нас туристическом лайнере Scania Touring? Он выпус­кается китайской компанией Higer под строгим контролем сканиевцев и в Европе известен уже давно, а вот в России только появился.

Найти неисправность системы отопления нового автобуса Scania Touring, да еще не заводя двигатель, не так просто!
Найти неисправность системы отопления нового автобуса Scania Touring, да еще не заводя двигатель, не так просто!
Найти неисправность системы отопления нового автобуса Scania Touring, да еще не заводя двигатель, не так просто!
Найти неисправность системы отопления нового автобуса Scania Touring, да еще не заводя двигатель, не так просто!
Найти неисправность системы отопления нового автобуса Scania Touring, да еще не заводя двигатель, не так просто!
Найти неисправность системы отопления нового автобуса Scania Touring, да еще не заводя двигатель, не так просто!
Найти неисправность системы отопления нового автобуса Scania Touring, да еще не заводя двигатель, не так просто!
Найти неисправность системы отопления нового автобуса Scania Touring, да еще не заводя двигатель, не так просто!
Найти неисправность системы отопления нового автобуса Scania Touring, да еще не заводя двигатель, не так просто!
Найти неисправность системы отопления нового автобуса Scania Touring, да еще не заводя двигатель, не так просто!
1 / 3

«Я — водитель, — дает вводную сканиевский «автобусник» Серафим Герцев. — Перегоняю новый автобус из Питера в Тюмень. Когда выехал, было минус десять. Иду по Валдаю, скорость девяносто — вроде тепленько в салоне. Но газ сброшу — опа, холодно. Подъехал к Солнечногорску, пробки начались — совсем начал замерзать. В чем дело, не пойму. И еще багажные люки по правому борту не открываются из кабины». А вот тут голицынские механики не подкачали. И люки принудительно открыли (выключатели стоят за люком спереди, около аккумуляторов), и неисправность автономки Webasto быстро нашли.

Осталось чуть больше трех минут — успеют ли механики запустить «сломавшийся» дизель-генератор?

За стеной — оранжевый дизель-генератор (такие выпускают у нас, в Ярославле) со сканиевским мотором. Как продвигаются дела у спортсменов на этой станции, было слышно издалека: если дизель загрохотал до истечения срока, значит, починили! Здесь команды помучились изрядно, что тоже понятно: промышленных и морских двигателей Scania продает у нас на порядок меньше, нежели грузовиков. «Эх, надо было перемычку из скрепки поставить, — сокрушались потом ребята из Питера. — Пришла такая мысль, но мы не знали, можно ли».

Развлечение с обучением: попытка пронести шарик на дощечке, не уронив, развивает навыки работы в команде

Вот это как раз и выяснялось на одной из развлекательных станций: помимо выполнения упражнения (взять за веревочки диск с лежащим шариком и пронести, не уронив шарик), там предлагалось пройти нечто вроде психологического тренинга. Мол, каковы основы командной работы? Например, общаться, называть варианты, слушать коллег, знать свою роль и условия задания — ­да-да, надо было спросить, можно ли поставить перемычку.

Другая развлекательная станция была посвящена сборке фигурок из лего: «собери жирафа» (при том что нужных деталей на всех не хватало), «собери идеального механика» — и объясни, почему они такими получились. Прикольно, но уж очень далеко от нашей сервисной реальности.

Почти как система нейтрализации двигателя Евро-6: пока для наших механиков она темный лес. Неудивительно, что на этой станции ни одна (подчеркиваю — ни одна) из команд не смогла починить такую систему.

Представители «Скании Сервис» рассказали мне потом: «К нам заезжали две финские машины с неисправностью системы нейтрализации Евро-6, так мы просто отключили эту систему и велели водителям по возвращении домой срочно ехать к своему дилеру — чиниться. А финскому дилеру, в свою очередь, сообщили, как включить систему обратно». То есть в Финляндию машины вернулись с выхлопом далеко не Евро-6 — но что уж тут поделаешь? Кстати, после конкурса мне показали «химфабрику Евро-6» — ящик с фильтрами и нейтрализаторами стоимостью десять тысяч евро, рассказали о проблемах с эксплуатацией этой системы... Нет, ребята, такой хоккей нам не нужен!

«Химфабрика Евро-6» — ящик с фильтрами и нейтрализаторами стоимостью десять тысяч евро

А результаты голицынского «хоккея» таковы. Грузовик новой серии починили только петербуржцы и «Кузнецкие медведи», автобус — опять же Питер и сервис из Голицыно, дизель-генератор завели команды из Голицыно, Ногинска и Челнов. Починку системы нейтрализации Евро-6, повторю, не осилил никто. Впрочем, на каждой станции были и теоретические задания, за них тоже начислялись очки. Но от максимальной оценки 250 баллов оказались далеки даже чемпионы.

Главный кубок и право поехать на отборочный тур в Европу выиграла команда из подмосковного Голицыно, приз за второе место отправился в Санкт-Петербург
Главный кубок и право поехать на отборочный тур в Европу выиграла команда из подмосковного Голицыно, приз за второе место отправился в Санкт-Петербург
Главный кубок и право поехать на отборочный тур в Европу выиграла команда из подмосковного Голицыно, приз за второе место отправился в Санкт-Петербург
Главный кубок и право поехать на отборочный тур в Европу выиграла команда из подмосковного Голицыно, приз за второе место отправился в Санкт-Петербург
Главный кубок и право поехать на отборочный тур в Европу выиграла команда из подмосковного Голицыно, приз за второе место отправился в Санкт-Петербург
Главный кубок и право поехать на отборочный тур в Европу выиграла команда из подмосковного Голицыно, приз за второе место отправился в Санкт-Петербург
Главный кубок и право поехать на отборочный тур в Европу выиграла команда из подмосковного Голицыно, приз за второе место отправился в Санкт-Петербург
Главный кубок и право поехать на отборочный тур в Европу выиграла команда из подмосковного Голицыно, приз за второе место отправился в Санкт-Петербург
1 / 2

На этот раз победили не питерцы (они были хороши только в отдельных дисциплинах). Зато голицынские «Сканеры», которые на всех станциях стабильно становились середнячками, обыграли остальных по сумме набранных баллов — и поедут соревноваться в Европу.

А на сцену, где проходило награждение, неожиданно вызвали и меня вместе с автобусным судьей и еще одним коллегой: мы подручными средствами (дело было уже не в техцентре) починили ­некстати заклинивший ролл-ап — натяжной стенд с рекламой конкурса. Развинтить его мини-отверткой на брелоке, исправить и свинтить обратно — это, скажу я вам, сравнимо с конкурсным заданием! Во всяком случае, по времени выполнения...

Европейский этап соревнований, куда ­поедет «Скания Сервис», состоится в Италии в конце апреля, финал — в Швеции в декабре. 

Итоги российского этапа соревнований Scania Top Team
Город, дилер Команда Баллы
Голицыно, Скания Сервис Сканеры 143*
Санкт-Петербург, Скания Сервис Жгучие перцы 127
Новокузнецк, Север-Скан АВТО Кузнецкие медведи 107
Наб. Челны, Компания Альфа Крутящий момент 90
Ногинск, Скания Сервис Atom-Scan 89
Казань, Дельтаскан Супердельта 67
Уфа, Омегаскан Золотой толпар 61
* Из 250 возможных
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий
  • Хорошо,что уровень сервиса Камаза не оценивали...там ни балла бы не набрали наверняка

  • Забыл Федор написать, что в прошлый раз питерцы до финала европейского дошли и в Швеции 7 место в мире заняли
    А про свою станцию скажу, что все было совсем не так очевидно

  • В официальном сервисе только диагностика пару часов обычно занимает))

  • Мда, уровень "сервиса", даже на соревнованиях!, просто потрясающий.

    • "Мочевину" сходу отключать умеют, это приятно :)
      Первые 20 мин. после захода машины в ремзону слесари должны чай пить, пока вода после мойки стекает. Ребята были в непривычных условиях.
      Тем более: "Поспешишь - людей насмешишь".

  • Откуда не s730 транзит бумажный?

      • Давно выдают в металле с буквой Т для вывоза, а бумажные 5 лет не выдают. Отсюда и вопрос новая машина нового поколения и 5 лет это как динозавры и полёт на марс.

        • Для вывоза откуда и куда выдают металлические номера с буквой Т, я не знаю. Но знаю, что по территории РФ новые автомобили с "просроченной" ПТС передвигаются с мягкими пластиковыми номерами вида АА123А и регион на жёлтом фоне. Почти три года на таких регулярно езжу.

Рекомендованные статьи