Починить за 20 минут: репортаж с соревнований Scania Top Team

Фото: Федор Лапшин

То, что легковушку можно угнать за 60 секунд, известно из фильма. А вот сумеет ли бригада механиков отремонтировать за 20 минут (на каждую единицу техники) грузовик Scania нового поколения, автобус, дизель-генератор, коробку передач и, наконец, систему нейтрализации Евро-6? Такие задачи стояли перед участниками соревнований Scania Top Team в Голицыно — я побывал там.

В Голицыно я ехал без особого энтузиазма. Ну что может быть зажигательного в конкурсе механиков, которым надо устранить ту или иную неисправность? Тем более что несколько лет назад наш автор Максим Чернявский уже рассказывал о ­предыдущих соревнованиях.

Цитирую: «Все началось в 1989 году со скромного внутришведского конкурса, а в 2013-м в этих «олимпийских играх» участвовали уже восемь тысяч механиков из 63 стран, включая азиатские, африканские и Австралию». От России поехала команда из Санкт-Петербурга, но дальше этапа в Германии она не продвинулась. А финал в Швеции выиграли австралийцы — обошли всех, включая самих шведов.

Проведение конкурса совпало с выходом на наш рынок машин Scania нового поколения: слева — флагманский магистральный тягач S 730, справа — строительный тягач XT S 620 6х4. Оба — с двигателями V8

Тогда наша страна участвовала в конкурсе впервые и локальный отбор был не особо масштабным: говорят, многие руководители просто не хотели отрывать персонал от работы. Зато теперь им, похоже, пришлось сделать это в добровольно-принудительном порядке: в первом туре (ответы на теоретические вопросы) участвовало 50 российских дилеров, во втором, аналогичном, — 47. В итоге отобрали семь финалистов — по два из Подмосковья и Татарстана плюс Питер, Уфа и дебютанты из Новокузнецка. При этом три команды из семи принадлежат крупнейшему в нашей стране дилеру «Скания Сервис», штаб-квартира которого и базируется в Голицыно.

Под «олимпийскую арену» отвели учебный центр, при входе два тягача Scania новой серии, которая вот-вот начнет продаваться в нашей стране, — конкурс явно приурочили к ее выводу на рынок.

А народу-то полно: семь команд по шесть человек (пять игроков и тренер), судьи, пресса... На спинах участников — названия команд. Из Голицыно — «Сканеры», из Питера — «Жгучие перцы», из Новокузнецка — «Кузнецкие медведи» и так далее. У всех свои кричалки, наивные, но душевные, типа «Кузнецкие медведи идут к победе» или «Кручу, верчу, победить хочу».

На конкурс прибыли семь команд из разных городов — от Питера до Новокузнецка

На табло — правила соревнований: строгое соблюдение техники безопасности и временных рамок (дополнительных минут не дают), тишина, запрет разговоров по мобильникам (никаких звонков другу) и разглашения информации о заданиях. Каждая команда должна посетить семь станций — пять зачетных и две развлекательные, чтобы разгрузить головы и руки. Время на одну станцию — 20 минут по таймеру, максимальная оценка за каждую — 50 баллов. Ну, поехали!

Вначале я заглянул на участок, где механикам надо было отрегулировать коробку передач, а также на ощупь, с повязкой на глазах, собрать три синхронизатора, соревнуясь с «мастером трансмиссий» Александром Губановым (сам он это делает всего за четыре минуты). При мне Губанов подводил итоги выполнения заданий «Кузнецкими медведями». «Когда регулировали вторичный вал, не посмотрели тип коробки. В результате регулировка произведена неправильно, за нее — ноль баллов. Вот этот синхронизатор собран правильно, а эти — с ошибками...»

Сборку синхронизаторов вслепую демонстрирует судья Александр Губанов

Уже после конкурса я попросил Губанова продемонстрировать сборку синхронизаторов вслепую — кольца так и летали в его руках, но в конце одно осталось лежать на столе. Оказалось, лишнее, его положили специально. Да это покруче сборки автомата Калашникова!

Однако это чисто спортивная дисциплина, а в соседнем боксе проходила полная имитация ремонта грузовика. Да еще совершенно нового для нас — это Scania XT, причем в камуфляже, поскольку машина пришла в страну до официального дебюта. Ввод­ная такова: «Плохо переключаются передачи. Диагностический компьютер подключен, Малти пользоваться можно (Multi — электронный каталог запчастей), двигатель заводить нельзя, ломать ничего нельзя. Готовы? Время пошло».

Станция, посвященная ремонту грузовика нового поколения: команда ищет неисправность, а судья следит за ходом процесса

Ох, как потели ребята из сервиса в Ногинске! Всей гурьбой изучали информацию на компьютерах, лазили в кабину и за нее, к коробке. «Осталось десять минут!» «Пять!» «Минута!» Когда таймер остановился, механики развели руками: неисправность не нашли.

Как оказалось, она таилась в пневмоусилителе переключения передач, которого не было у прежних моделей. «Все можно сделать через диагностический компьютер, — улыбался потом судья Максим Левинсон. — Ребята видели нужный пункт, но не обратили на него внимания. А вот питерские соперники сразу нашли неисправность и заработали 50 очков».

Ради интереса я остался на этой же станции и со следующей бригадой, из самого Голицыно. «Сканеры» тоже потели изрядно — однако и они не нашли, в чем причина. Впрочем, это отчасти простительно: техника-то еще неизведанная, — хотя все сервис-центры уже проходили ­обучение по ней.

А удастся ли «Сканерам» найти неисправность в новом для нас туристическом лайнере Scania Touring? Он выпус­кается китайской компанией Higer под строгим контролем сканиевцев и в Европе известен уже давно, а вот в России только появился.

«Я — водитель, — дает вводную сканиевский «автобусник» Серафим Герцев. — Перегоняю новый автобус из Питера в Тюмень. Когда выехал, было минус десять. Иду по Валдаю, скорость девяносто — вроде тепленько в салоне. Но газ сброшу — опа, холодно. Подъехал к Солнечногорску, пробки начались — совсем начал замерзать. В чем дело, не пойму. И еще багажные люки по правому борту не открываются из кабины». А вот тут голицынские механики не подкачали. И люки принудительно открыли (выключатели стоят за люком спереди, около аккумуляторов), и неисправность автономки Webasto быстро нашли.

Осталось чуть больше трех минут — успеют ли механики запустить «сломавшийся» дизель-генератор?

За стеной — оранжевый дизель-генератор (такие выпускают у нас, в Ярославле) со сканиевским мотором. Как продвигаются дела у спортсменов на этой станции, было слышно издалека: если дизель загрохотал до истечения срока, значит, починили! Здесь команды помучились изрядно, что тоже понятно: промышленных и морских двигателей Scania продает у нас на порядок меньше, нежели грузовиков. «Эх, надо было перемычку из скрепки поставить, — сокрушались потом ребята из Питера. — Пришла такая мысль, но мы не знали, можно ли».

Развлечение с обучением: попытка пронести шарик на дощечке, не уронив, развивает навыки работы в команде

Вот это как раз и выяснялось на одной из развлекательных станций: помимо выполнения упражнения (взять за веревочки диск с лежащим шариком и пронести, не уронив шарик), там предлагалось пройти нечто вроде психологического тренинга. Мол, каковы основы командной работы? Например, общаться, называть варианты, слушать коллег, знать свою роль и условия задания — ­да-да, надо было спросить, можно ли поставить перемычку.

Другая развлекательная станция была посвящена сборке фигурок из лего: «собери жирафа» (при том что нужных деталей на всех не хватало), «собери идеального механика» — и объясни, почему они такими получились. Прикольно, но уж очень далеко от нашей сервисной реальности.

Почти как система нейтрализации двигателя Евро-6: пока для наших механиков она темный лес. Неудивительно, что на этой станции ни одна (подчеркиваю — ни одна) из команд не смогла починить такую систему.

Представители «Скании Сервис» рассказали мне потом: «К нам заезжали две финские машины с неисправностью системы нейтрализации Евро-6, так мы просто отключили эту систему и велели водителям по возвращении домой срочно ехать к своему дилеру — чиниться. А финскому дилеру, в свою очередь, сообщили, как включить систему обратно». То есть в Финляндию машины вернулись с выхлопом далеко не Евро-6 — но что уж тут поделаешь? Кстати, после конкурса мне показали «химфабрику Евро-6» — ящик с фильтрами и нейтрализаторами стоимостью десять тысяч евро, рассказали о проблемах с эксплуатацией этой системы... Нет, ребята, такой хоккей нам не нужен!

«Химфабрика Евро-6» — ящик с фильтрами и нейтрализаторами стоимостью десять тысяч евро

А результаты голицынского «хоккея» таковы. Грузовик новой серии починили только петербуржцы и «Кузнецкие медведи», автобус — опять же Питер и сервис из Голицыно, дизель-генератор завели команды из Голицыно, Ногинска и Челнов. Починку системы нейтрализации Евро-6, повторю, не осилил никто. Впрочем, на каждой станции были и теоретические задания, за них тоже начислялись очки. Но от максимальной оценки 250 баллов оказались далеки даже чемпионы.

На этот раз победили не питерцы (они были хороши только в отдельных дисциплинах). Зато голицынские «Сканеры», которые на всех станциях стабильно становились середнячками, обыграли остальных по сумме набранных баллов — и поедут соревноваться в Европу.

А на сцену, где проходило награждение, неожиданно вызвали и меня вместе с автобусным судьей и еще одним коллегой: мы подручными средствами (дело было уже не в техцентре) починили ­некстати заклинивший ролл-ап — натяжной стенд с рекламой конкурса. Развинтить его мини-отверткой на брелоке, исправить и свинтить обратно — это, скажу я вам, сравнимо с конкурсным заданием! Во всяком случае, по времени выполнения...

Европейский этап соревнований, куда ­поедет «Скания Сервис», состоится в Италии в конце апреля, финал — в Швеции в декабре. 

Итоги российского этапа соревнований Scania Top Team
Город, дилер Команда Баллы
Голицыно, Скания Сервис Сканеры 143*
Санкт-Петербург, Скания Сервис Жгучие перцы 127
Новокузнецк, Север-Скан АВТО Кузнецкие медведи 107
Наб. Челны, Компания Альфа Крутящий момент 90
Ногинск, Скания Сервис Atom-Scan 89
Казань, Дельтаскан Супердельта 67
Уфа, Омегаскан Золотой толпар 61
* Из 250 возможных

Рекомендованные статьи